Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.




Категории

В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.)

Закономерностями политологии являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития использования полит власти. Эти закономерности делятся на 3 группы:

1. Политико-экономические, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и полит властью.

2. Политико-социальные, характеризуют развитие полит власти как особой соц системы со своей внутренней логикой и структурой.

3. Политико-психологические, они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью.


 

3. Ф-ции политологии

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

- Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности


-

4. Полит идеи античности и средневековья

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:

Философы, воины, трудящиеся.

Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее.

На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.

В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.

Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.

Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.


 

5. Полит мысль эпохи Возрождения.

Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Никола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.


 

6. Политические идеи Просвещения

Политические идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия.

Вальтер – критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.

Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.

Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг.


 

7. Западноевропейская политическая мысль в 19в.

Отсталость, засилье феодально-сословного гос-ва сопровождалось взлётом немецкой философии и литер-ры.

И.Кант – обосновал Либерализм – идейную основу буржуазии. Обосновал «Положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких-л. целей. Человек сам по себе цель и никогда не должен стать средством. Человек способен быть господином самому себе. Однако, не каждый использует свою свободу в нравственных целях. В этом случае свобода перерастает в произвол и, чтобы его не допустить, нужен закон, который гос-во наделяет принудительной силой. Гос-во по своей сути является носителем принуждения. Назначение гос-ва – не в заботах о произв-ве потребностей, а в максимальном соблюдении права в соответствии с режимом гос-ва и его принципами.» Эта идея – современная концепция правового гос-ва. Происхождение гос-ва выводит из общественного договора. Вслед за Руссо провозгласил идею верховенства народа, право на свободу, равенство и независимость. Во внешнеполит. взглядах: выступает резким противником захватнических войн, за развитие связей, соблюдение договоров; выдвигает проект установления «Вечного мира», достигаемый путём создания всеохватывающей федерации равноправных государств.

Ф.Гегель – составной частью его философской системы явл. Политическая доктрина, изложенная в «Философии Права» - идея о гражданском обществе. «Гражданское общество – это общество конкретных людей с разнородными интересами и потребностями, кот. постоянно вступают в отношения друг с другом. Гос-во – это единый монолит, общество – мозайка». Возник вопрос, как соединить гражданское общество и гос-во. Это можно сделать через групповое представительство (В гражданском обществе люди объединены в группы согласно интересам. Группы выдвигают своих представителей, кот. предстоит согласовать свои интересы между собой. Это и позволит достичь национального единства, необх. в гос-ве.).

Активное осмысление буржуазных революций. Их итоги не были радостными для трудящихся. Бедность и неравенство остались, поменялись только формы эксплуатации. Это побуждало мыслителей к поиску идей более справедливого общественного устройства. Такие поиски велись социалистами-утопистами (Сен-Симон, Оруэн, Пурье). В отличие от предыдущих утопистов, они дали критику порядков, отказались от пропаганды аскетизма, выдвинули ряд положений, кот. потом использовали Маркс и Энгельс: замена гос. собственности общественной, справедливое распределение результатов труда.


 

 

8. Развитие общественно-политической мысли в России.

История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.

Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей.

Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Критика крепостничества и абсолютистских порядковс позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.

Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную.

Конституц. проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в Р., необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.

В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Зап. Европы, они утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».

«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.


 

9. Политическая мысль в Беларуси.

В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».

В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.

После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы.

Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.

Калиновский – взгляды: критика феодально-крепостнических отношений; идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;

пути осуществления этого идеала.

Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.


 

10. Политика как общественное явление.

Политику можно рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного подхода.

Классовый подход характеризует политику как сферу борьбы классов, связанную с государством.

Деятельностный подход является более современным по сравнению с классовым и характеризует политику следующим образом.

Политика – отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности.

Политика – стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства.

Политика – такой уровень властных отношений, благодаря которому обеспечивается целостность всего общества и больших общностей в отдельности.

Политика – деятельность, связанная с управлением государства. Это умение, искусство управлять государством.

Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса (неполнотой информации о его исходных условиях, возможностью проявления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т.д.). Поэтому политика как искусство предполагает мудрое решение вопросов, тонкое маневрирование, верный психологический расчет, гибкость в политических решениях. Однако искусство политической деятельности невозможно без меры. Мера – предел допустимого, предел возможного. Если меры нет, политика может перерасти в политиканство, господство амбиций, властолюбия и интриги.

Элемент игры также присутствует в политике. Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью.

В отечественной политологии политику делят на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве (создание рабочих мест, решение проблем здравоохранения, образования и т.д.).

Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.)

В зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.

1. Экстракционная политика черпает в обществе человеческие и материальные ресурсы для государственных целей. Она включает налоги, составляющие доход государства, призыв на военную и альтернативную службу и прочие меры, мобилизующие талант и труд людей на выполнение заданий, связанных с достижением поставленной цели.

2. Регулирующая политика оказывает влияние на социальные слои, политические институты и политическую ситуацию в целом с помощью правовых норм и управляющих воздействий.

3. Дистрибутивная политика направлена на распределение материальных и духовных благ в обществе, в том числе по программе социального обеспечения и благотворительности.

4. Процедурная политика определяет структуры и процедуры, связанные с государственным управлением и политической системой.

Функции политики.

Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты.

Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Политика призвана обеспечивать целостность политической системы, стабильное и динамичное развитие общества даже при смене правящих режимов.

Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом.

Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». Идеал включает и систему политических ценностей, ориентирующих людей не созидательную социальную деятельность и их духовное обогащение.

Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности.

Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения. Это означает, что политика, опираясь на лучшие достижения прошлого, должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для более возвышенного развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Субъекты политики.

1-я группа включает основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации, народы). Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.

2-я группа включает социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Это политические институты, к которым относится государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам 1-ой группы, т.к. создаются для выражения политических интересов различных социальных групп (классов, наций, народов).


 

11. Политика и другие общественные сферы.

Связь политики с экономикой.

Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.

Политика может активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это т.н. экономическая политика государства, которая будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом.

Связь политики с идеологией.

Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.

Связь политики с моралью.

Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.

Связь политики с религией.

Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.

В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.


 

12. Понятие, признаки и функции политической власти

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

Типы определения власти:

1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.

3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым

5. определение власти как влияния оказываемого на других

6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:

1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект

2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей

В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном обществе задачи власти след:

1. поддержание общественного порядка и стабильности

2. выявление ограничений и разрешение конфликтов

3. достижение общественного согласия

4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества

5. управление делами общества и т.д.

Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

Черты гос. власти:

1. Наличие особого аппарата гос. служащих

2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления

3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:

господство, руководство, управление, реализация, контроль

Макс Вебер выделил 3 типа господства:

1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного

2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений

3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.

Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:

1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения

2. богатство

3. знания

4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти

5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.


 

13/ Субъекты политической власти.

Субъекты политики – это те, кто участвует в политике.

К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Их наз. первичн. субъектами политики. Ко второй группе субъектов политики относ. соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Конечно, различные соц. субъекты неравнозначны в политике. Главным субъектом в политике, источником власти является народ.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:

1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.

2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.

3. Политич. партии и организации.

4. Правящая элита, бюрократия, лобби.

5. Групповое и индивидуальное лидерство

6. Отдельные личности, толпа.

Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом.

Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть.

В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти.

Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д.

2. Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими.

3. Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты.

4. Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений.

Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы:

1. высшая

2. средняя

3. административная

Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё.

Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты.

Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.


 

14. Понятие, функции и основные качества политического лидерства

В словарях общего характера термин “лидер” определяется как глава, руководитель политич. партий, обществ. организаций и как лицо, пользующееся большим авторитетом в каком-л. коллективе.

В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. Т.о. лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.

Лидерство – как социальное явление внутренне присуще человеку, всем человеческим обществам и является древней формой организации жизни людей.

Наиболее известны сл. концепции лидерства:

1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д.

2. ситуационная. Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Некот. говорят, что в кач-ве лидера выступает беспринципный человек, являющийся ф-цией ситуации, кот. действует по обстоятельствам. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности.

3. теория, определяющая роли последователей. На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы. Они воспринимают лидера и ситуацию, и в конечном счете принимают или отвергают лидерство, то есть лидер является инструментом соц. группы последователей.

4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.

5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий.

Лидер предстает как человек, в наиб. степени отвеч. требованиям историч. момента и потребностям опред. соц. сил. И чем выше степень соответствия качеств полит. лидера потребностям обществ. развития тем более значимо его влияние на ход полит. жизни. Критерием эффективности деят-ти лидера явл. степень удовлетворения запросов той общности, кот. прибегла к его услугам. Как объект политики он испытывает влияние и давление различных заинтересов. сторон и д. быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам в различными политическими силами.

Эволюция становления политического лидерства проходит несколько стадий:

1. возникновение общественных движений и выделение их лидеров

2. образование политический партий, выработка их программных установок и организационных принципов

3. формирование иерархии партийного политического руководства

4. борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие должности.

Руководитель отличается от лидера:

1. лидер выдвигается стихийно, благодаря авторитету и личностному влиянию. Руководитель либо назначается либо избирается, то есть получает полномочия в результате целенаправленных действий.

2. Лидер как правило личность – продукт естественного отбора. Лидерство не стабильно, его нужно постоянно подтверждать. Руководство как правило стабильно. Руководитель наделяется оговоренными законом правами и обязанностями.

3. Рождение лидера часто происходит в проблемной ситуации, когда надо искать оптимальное решение для выхода их этой ситуации.

Функции лидерства:

1. диагностическая - период постановки диагноза, когда лидер оценивает ситуацию, выявляя негативные тенденции и устанавливает что и как должно быть исправлено.

2. директивная – включает определение направления действий, что и как надо предпринять в определенный момент для решения проблемы.

3. мобилизационная – мобилизация людей на решение целей.


 

15. Типы и стили политического лидерства

Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю исследования. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных