ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Субъекты и факторы формирования политической культуры. 3 страницаНе меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры. Это были основные направления влияния религии на политику и наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика. 3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:
В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:
Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства. 39. Политика и национально-этнические отношения Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трех уровнях: 1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом); 2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии. Рассмотрим межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отношений выступают этнические группы: 1) большие и малые; 2) более и менее развитые с точки зрения достигнутого ими уровня развития экономики, государственности, культуры; 3) коренные и некоренные (по критерию первоначального заселения данной территории); 4) титульные и нетитульные. Объект – все многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отношения имеют всеобщий и универсальный характер. Обострение национально-этнических отношений приводит к возникновению национального вопроса, связанного с проблемами свободного и всестороннего развития всех народов, расширения межэтнического сотрудничества и гармоничного сочетания национальных интересов. В различных сферах общественной жизни национальный вопрос имеет свою специфику. В политической сфере – это вопрос равноправия этнических групп и их равного (пропорционального) представительства во всех ветвях и структурах власти. В экономической сфере – вопрос межнационального разделения труда, перспектив экономического роста, участия в государственном и мировом рынках. В социальной сфере – вопрос статусов и привилегий, объективного и субъективно оцениваемого места каждой этнической группы в социальной иерархии общества. В сфере культуры – вопрос сохранения и развития самобытной национальной культуры, преодоления ассимиляционных процессов и одновременно – стремления к равноправному и полноценному вхождению в мировую культуру. Решению национального вопроса и, соответственно, гуманизации национально-этнических отношений служит национальная политика – деятельность государства, политических партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосуществования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особенностей. Данная в определении национальная политика характерна для государств с демократическими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения национального вопроса. Их социально-исторические типы можно представить следующим образом: 1) политика подавления и вытеснения нежелательных этнических групп (прежде всего меньшинств) (в форме геноцида или этноцида); 2) политика экономической и культурной изоляции народов с целью искусственной задержки их социально-политического развития (например, в колониальных странах в XV – начале XX в.); 3) политика воздействия на народы с целью выравнивания их социально-экономического потенциала, повышения культурного уровня, создания равных возможностей для активного участия в жизни государства (принудительная модернизация (14.3) в некоторых странах Европы и Азии в ХХ в.); 4) политика невмешательства в социально-экономическое и социокультурное развитие этнических групп (в соответствии с идеей о том, что самобытность каждого этноса является культурным достоянием всего человечества). Приходится признать, что в современном мире национально-этнические отношения далеки от идеальных. В разных регионах мира периодически вспыхивают межнациональные конфликты, связанные с крайним обострением противоречий между народами, и возникающие в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных и социальных проблем. Наибольшую остроту приобретают конфликты, связанные с религиозным противостоянием, территориальными претензиями и проблемой идентичности (сохранения самобытности этносов). Среди всех видов социальных конфликтов межэтнические конфликты наиболее глубоко укоренены в сознании людей, они с большим трудом поддаются урегулированию и могут длиться десятки и даже сотни лет. ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В мире сейчас проживает более двух тысяч народов (этносов). Многие из них не имеют своей государственности и вынуждены сосуществовать в рамках государственных образований с другими народами. Часть этносов в силу исторических и политических перипетий оказались разделенными государственными границами. Многие люди в поисках лучшей жизни покинули свои этнические территории и мигрировали на чужие земли. По этим причинам в настоящее время трудно найти государство с моноэтническим населением. Сосуществование в государствах этносов и этнических групп с различными культурными, религиозными особенностями, разным уровнем экономического, социального и политического развития, естественно, порождает немало проблем в их взаимодействии, а в определенных условиях они принимают довольно острые формы. Поскольку межэтнические конфликты негативно отражаются на экономике стран и социальной жизни их граждан, дестабилизируют внутреннюю и международную политическую обстановку, их разрешение занимает важное место в политической деятельности государственной администрации, партий, общественных движений и организаций, политических лидеров в странах с полиэтнических населением. Знание сути национально-этнических проблем важно для ориентации в сложных этнических ситуациях не только политикам, но и экономистам, предпринимателям, другим специалистам. Национально-этнические проблемы и опыт их решения в странах Запада. Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться при изучении данной темы, является уяснение используемых в ней терминов. Дело в том, что содержание национально-этнической терминологии в мировом обществоведении нередко трактуется по-разному. В общественных науках и публицистике бывшего Советского Союза наиболее употребительной была терминология, в основу которой положено определение нации, сформулированное Сталиным. Он определял ее как общность людей, характеризующуюся следующими объединяющими факторами: экономическая жизнь, территория, язык, психический склад, проявляющийся в общности культуры (Просвещение. 1923. № 3. С.54). Во многих странах Западной Европы и в Америке понятие "нация" ("национальность") употребляется в государственном (этатистском) смысле, т.е. им обозначаются население страны, граждане государства независимо от их этнического происхождения. Так, французами являются выходцы из Алжира, евреи и т.д.; американцами, канадцами, мексиканцами называют себя представители различных этносов. В западноевропейской, и особенно в американской социологии и политологии, широкое применение имеет этническая терминология. Наиболее употребительны категории "этническое", "этнос", "этнические группы". Основу этих категорий составляют в различных сочетаниях такие признаки, как культура, язык, религия, раса, осознание общего происхождения и др. (Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985. С. 31 — 33). В СССР "этнос", "этническое" и т.п. длительное время принадлежали в основном к категориальному аппарату этнографической науки. В последний период эти понятия все чаще можно встретить в публицистике. Термином "этнос" наряду с термином "нация" стали пользоваться и представители других общественных дисциплин, в том числе и политологии. Термин "этнос" в современном понимании означает исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики и самосознанием, отраженном в едином названии и представлениях об общности происхождения. Этническое самосознание того или иного человека проявляется прежде всего в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом имеет значение и пользование национальным языком, отношение к культуре своего народа. Как видим, в приведенном определении этнос есть общие признаки с традиционной категорией "нация" (территория, язык, психика), но отсутствует такой признак, как общность экономической жизни. Особый акцент при определении понятия "этнос" на общность культуры и этническое самосознание привел к тому, что в последние десятилетия наметилось сближение в понимании этого феномена в русскоязычной и зарубежной (прежде всего в англоязычной) литературе. Это же касается и толкования международных актов, в частности Всеобщей декларации прав человека, в которой понятия "нация", "национальные законы", "национальные суды" даются в этатистском смысле. Следует отметить и то, что в научной литературе и публицистике стран СНГ понятие "нация" стали употреблять не в сталинской трактовке, а вкладывать в него черты, которые называются при определении категории "этнос", т.е. слово "нация" стало употребляться в качестве синонима слова "этнос". Ученые стран СНГ по традиции выделяют в "этносе" три его исторических типа: племя, народность, нация. Это деление они связывают с формационной концепцией развития общества, разработанной К. Марксом. Исходя из этой концепции для первобытнообщинной формации характерна этническая общность — племя, для рабовладельческой и феодальной — народность, для капиталистической и социалистической — нация. Нация, народность и племя при общности языка, культуры, территории обычно различаются по численности людей, степени развитости экономики и экономических связей. Использующиеся в отечественной и зарубежной литературе понятия "этнические (национальные) группы", "этнические (национальные) меньшинства" означают совокупность людей той или иной национальности, проживающих (как правило, рассредоточенной) в инонациональной среде, например евреи, цыгане — в Беларуси, белорусы, украинцы и др. — в России. В американской политологии под этническими группами понимаются и этносы в целом. По советской традиции в обществоведении и публицистике СНГ широко используется категория национальный вопрос. Под ней понимается ликвидация национального гнета, неравноправия и установление справедливых и равноправных межнациональных отношений, устранение национальных распрей, вражды и подозрений на этнической почве. Развитию межэтнических отношений обычно сопутствуют такие явления, как национализм и шовинизм. Национализм — идеология и политика, в основе которых лежат идея национальной исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к представителям других этносов. Шовинизм — это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой, как правило, меньшей — большей. История этнических отношений в мире свидетельствует о сложности и трудно разрешимости национальных проблем, так как они связаны с такими устойчивыми и деликатными явлениями, как психология, историческая память, национальная гордость, ситуативное поведение, которые нередко носят иррациональный (неразумный) характер. Политика в области этнических отношений включает непосредственное воздействие политических субъектов (государств, партий и т.д.) на эти отношения. При этом следует иметь в виду, что этническая ситуация, состояние межэтнических отношений, их характер в свою очередь определяют содержание политических программ. К сфере национальной политики относят также национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций и народностей, создание условий для свободного развития национальных культур, языков, подготовку и представительство национальных кадров в структурах власти (Тавадов Г.Т. Политика и национальные отношения //Соц. полит. науки. 1991. № 10. С. 22). Как правило, политическое регулирование национально-этнических отношений основывается на концепциях, господствующих в политических системах. В западной политологии и политической практике довольно длительный период важную роль играли интеграционные (ассимиляционные) теории. В их основу были положены представления западных ученых, политиков и идеологов объединении различных этносов в одну этническую общность, а точнее, о возможности врастания выходцев из различны стран мира в этническое большинство американского, канадского общества и обществ других полиэтнических стран. Особенно большие надежды на такие теории возлагались в США. Их авторам и сторонникам страна представлялась "плавильным котлом", в котором происходила переплавка различных этнических групп в единую американскую нацию. Осуществляя интеграционные концепции на практике, правительства США, Канады, Великобритании и других европейских стран предприняли ряд мер по снижению этнического и расового противостояния. В первую очередь этому способствовало повышение уровня жизни этнорасовых меньшинств, уменьшение дискриминационных препятствий при устройстве на работу, выборе места жительства, в сферах образования и управления. Такая политика стимулировалась борьбой этнорасовых меньшинств против различных форм дискриминации. Их выступления получали все большую поддержку прогрессивных сил в среде доминирующих наций. Проведению такой политики способствовали и принятые международные акты, осуждающие расизм и шовинизм. Их невыполнение влекло за собой негативные последствия морального и политического характера. В Западной Европе сформировалась группа стран, которые в этническом отношении считаются благополучными. В их числе Швейцария, Швеция, Финляндия, Люксембург и др. Это благополучие достигнуто прежде всего на основе улучшения материального благосостояния этнических общностей, демократизации общественного и государственного строя, роста общей и политической культуры, и в частности культуры межнационального общения. Несмотря на некоторые позитивные изменения, проблема этнорасового равноправия в ряде капиталистических стран (Канада, Великобритания и др.) все-таки осталась неразрешенной. Получение льгот меньшинствами вызвало возмущение у этнических групп, лишенных таких льгот. Последние расценили такую политику как "расизм наоборот". Вместе с тем недостаточная решенность проблем равноправия обусловливала неудовлетворенность и тех этнорасовых меньшинств, которые имели льготы от государства. Проблема межэтнических отношений в 70 — 80-е гг. обострилась и в связи с неравномерным экономическим и социально-культурным развитием этнонациональных регионов ряда стран. В Канаде это выразилось в стремлении к самостоятельности франкоязычной провинции Квебек. В Великобритании в это время активизировались автомистские движения в отставших в своем развитии от других регионов Шотландии и Уэльсе, во Франции — в Бретани и на Корсике, в Бельгии — в Валонии. Периодически вспыхивают антирасовые выступления чернокожих в США. К проблеме регулирования отношений между традиционными этническими группами добавилась проблема взаимодействия коренного населения и мигрантов, многие тысячи которых устремились из стран Африки, Азии и Латинской Америки, а также из стран бывшего социалистического лагеря. Вместе с дешевой рабочей силой, используемой для выполнения непрестижных тяжелых работ, этнорасовых проблемы, связанные с мигрантами, стали возникать также и в благополучных в этническом отношении странах (Швейцария, Швеция и др.). Поток мигрантов увеличил число безработных в этих странах, негативно сказался на состоянии преступности, что вызывает отрицательную реакцию со стороны коренных доминирующих этносов и местных этнических меньшинств. Реакцией на обострение в ряде стран Запада этнической ситуации была замена господствующих в политике интеграционных, ассимиляционных концепций концепцией плюрализма (много культурности). Последняя исходит из неизбежности и возможности параллельного сосуществования различных расовых и этнических групп, сохранения на длительную перспективу этнических общностей. Основателю плюралистической традиции Г. Каллену Америка виделась не "плавильным котлом", а "обществом-оркестром", в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным "духом и культурой" (Гаевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М., 1985. С. 33). Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями не консервативного направления. Не консервативные политики предприняли попытку осуществить на практике равенство национальных меньшинств с белым населением путем создания условий для "самореализации личности", которая должна зависеть только от склонностей и возможностей индивида. Важнейшим направлением их политики стало поощрение развития частнопредпринимательской деятельности "цветных" и привлечение их в сферу управления. Это сыграло определенную положительную роль в уменьшении в среде цветных безработицы, в росте слоя предпринимателей и управленцев. Однако программа не о консерваторов столкнулась с такими проблемами, как неравные возможности "цветных" по сравнению с возможностями белых в получении образования, недостаток у предпринимателей-"цветных" капиталов, жесточайшая конкуренция со стороны крупных корпораций и др. Поэтому в среде национальных меньшинств вновь стали активизироваться процессы усиления этноцентризма, выражающегося в отказе от общества "белых", в защите этнической самобытности, борьбе за самоопределение малых этносов. Причины обострения национально-этнических отношений на территории бывшего СССР. Практика строительства социализма в СССР и других социалистических странах, имея определенные достижения в развитии экономики, образования, профессиональной культуры населявших страну этносов, в целом не дала примера успешного решения национального вопроса, хотя в документах КПСС было заявлено, что этот вопрос разрешен полностью и окончательно. В годы сталинского и брежневского правления, когда активно использовались репрессивные методы и пропагандистские средства, КПСС и Советскому государству удавалось приглушать межнациональную напряженность. С развитием гласности и демократии "замороженные" проблемы стали "оттаивать" и принимать конфликтные формы. Особенно это проявилось на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике, Молдове, а между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией национальное противостояние превратилось в межэтнические войны. В основе обострения межэтнических проблем на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины. В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказывается и сейчас. Во-первых, это пестрая мозаика этнического состава бывшей Российской империи (а затем и СССР) с разительными географическими условиями проживания этносов, большими различиями их культур, религий, языков, контрастностью в экономическом и социальном развитии. Все это в совокупности создавало условия для противоречий в межэтнических взаимоотношениях. Во-вторых, жесткий характер национального гнета и политика царизма по принципу "разделяй и властвуй", сохранение национального неравноправия в годы советской власти — все это способствовало накоплению национальной предубежденности в течение многих веков, а то и вражды, проявление которых сдерживалось страхом перед жестоким наказанием со стороны властей. В-третьих, отсутствие традиций устранения возникающих межэтнических противоречий с участием представителей всех заинтересованных в их разрешении сторон и применением лишь переговорных методов. Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной, волевой деятельностью руководства Советской страны, особенно Сталиным, его окружением и последователями. Среди субъективных факторов, ~ действие которых выразительно проявляется в современной этнической ситуации на территории бывшего СССР, можно выделить следующие.
Национальная политика, проводимая в СССР, имела мощное идеологическое прикрытие. Главной задачей идеологических органов в сфере межнациональных отношения было теоретически и пропагандистские обосновать развитие тенденции сближения и слияния наций, а в последние годы и существование в СССР новой исторической интернациональной общности "советский народ". Как показывает современное состояние межэтнических отношений на территории бывшего Советского Союза, многое в науке и идеологии было не столько действительным, сколько желаемым. В период перестройки в СССР общность "советский народ" не выдержала проверки на прочность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|