Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции политологии. 1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов.




1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов.

2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.

3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений.

5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

6. Объяснительная – поиск ответов.

7. Прогностическая.

8. Мировоззренческая.

9. Идеологическая.

 

 

Политические идеи Античности и Средневековья

Политич. мысль стала развиваться с переходом общества от первобытнообщинного к рабовладельческому. Первые политич. учения возникли в странах Др. Востока (Индии, Китая, Египте), однако политич. мысль наивысшего расцвета достигла в эпоху Античности (Др. Греция и Рим).

Древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). Его трактаты: «Государство», «Законы и диалоги» «Политика». Платона интересовало больше всего государство. Он попытался разработать модель идеологического государства. Платон делил всех людей на 3 сословия но основе трем началам, преобладающим в душе человека, т.е. разумному, эмоциональному и чувственному. Разумное начало преобладало у философов, эмоциональное – у воинов, чувственное – у ремесленников и земледельцев. Управлять гос-вом д. б. философы. Воины должны приводить в жизнь реш-я философов и осущ-ть охрану порядка. Ремесленники должны трудиться, создавать материальные блага. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям и действовали в интересах общества, они не должны иметь ни семьи, ни общества. Идеальным сп-бом обеспечения единства этого гос-ва Платон считал монархию.

Аристотель был не согласен со взглядами Платона. Он подверг критике учение Платона и выступил защитником прав индивида и частной собств-ти. Аристотель один из 1-х указал на то, что полит-ое устройство должно делиться на 3 части: - законодательную, - административную, - судебную. Но главное в гос-ве – это граждане и власть должна обслуживать их. Аристотель был убежден, что человек – сущ-во гос-ное, а политика имеет своей задачей выработку з-нов, основанных на справедливости.

Аристотель исследовал 156 известных ему госуд-ых устройств и выделил 6 типичных, 3 правильных и 3 неправильных. Правильное, где действуют во имя общего блага.(монархия–правление одного; аристократия–правление богатой знати, полития–правление многих). Неправильное – строй, при кот. преследуются частные цели правителя (олигархия–связь власти с крупным капиталом; тирания–единоличное правление, основанное на произволе; демократия–анархическое начало).

Античный период заложил основу многих положений демократического гос-ва.(попытка разделения властей).

Средневековье (5-15вв). Этот период характеризуется зарождением, господствованием и разложением феодализма. Главное влияние в этот период оказывала религия и церковь. Церковь стремилась влиять на госуд-ое управление. Полит. борьба проходила под знаком борьбы конкуренции между Римско-каталической церковью и светскими феодалами.

Аврелий Августин “признавал борьбу града Божьего с градом земным” и доказывал, что град Божий (праведники) победит и подчинит светское гос-во.

Эти же идеи получили дальнейшее развитие в трудах Ф. Аквинского, кот. доказывал, что верховная власть- это Божья власть и именно ей принадлежит право распоряжаться духовной жизнью. Отсюда вывод, что Римскому папе, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все государи. Аквинский попытался доказать научное существование Бога. Он предположил разделить знания и веру.

Политическая мысль Эпохи Возрождения и нового времени

На смену Средневековья приходит эпоха Возрождения. Представители: Макиавелли противопоставил божественной концепции концепцию светского гос-ва. “Политику определяет не Бог, а сама человеческая психология”. Макиавелли показал, что в основе политич-ой деятельности лежат реальные интересы человека. В политике проявляется корысть, стремление к обогащению. На этой основе Макиавелли выдвинул принцип “полит-го реализма”, означающего подчинение полит-их действий практическим интересам. Макиавелли доказывал, что необходимо испытывать различные приемы, чтобы захватить и удерживать власть. При этом удерживать власть и создавать независимое гос-во можно на 2-х началах: 1) на основе любви к правителю 2) на основе страха к правителю. Для достижения великой цели правитель может использовать любые средства, в т.ч. и аморальные. Правитель всегда будет оправдан, если результаты политики окажутся положительными.

Стали возникать идеи, осуждавшие капиталистические отношения и связанные с ними имущественные неравенства. Произведение «Утопия» Т.Мора положило начало новому течению утопический социализм: источник всех бед в частной собственности. Предлагалось ликвидировать частную собственность и заменить ее общественной.

Родонач-ком Нового времени считают английского философа Т.Гоббса, кот.во всех бедах он обвинял гос-во. Еще худшим злом он считал анархию.

Франц. просвещение: Монтескье, Вольтер, Руссо.

Монтескье развивал идею разделения властей. Он доказывал, что полная свобода м. б. гарантирована только при относительной независимости существования законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти власти должны взаимодействовать друг с другом и сдерживать друг друга. Вольтер своим идеалом считал преосвященную монархию, при кот. просвещен должен быть не только сам монарх, но и его подданные. Жан Жак Руссо отстаивал идею народовластия. Говорил, что никакой парламент не может представлять народ. Поэтому нужно жить по закону, но каждый закон д. б. принят народом. Он считал, что избранники народа должны заниматься только исполнением законов, а перед законом все должны быть равны.

Франц-ая революция 18 в. оказала дальнейшее влияние на формирование направленной полит-ой мысли. Это направление либерализма (идеи свободы, неприкосновенности частной собственности), консерватизма, кот. пыталось сохранить старые феодальные отношения. 19в. дал миру социалистическое направление.

В сер. 19 в. оформляется мощное течение марксизма, кот. исходит из того, что капиталистическое общество не привело к ликвидации экспуатации человека человеком и что достичь справедливого общ-ва можно только путем социалистической революции. Марксизм повлиял на возникновение нек. течений: социал-демократ-ое направление, большевистское направление.

В целом, следует отметить, что все идеи Нового времени легли в основу многих демократических принципов современных государств.

 

 

Основные этапы развития политической мысли Беларуси и России

Особенность политической мысли России заключается прежде всего в отражении проблем и задач развития русской государственности. Русская мысль сосредоточилась на выяснении специфики исторического пути России и на поиске идеалов общественного устройства..

В 14–16 вв. шел процесс объединения русских земель. За этот период происходит оформление идеологии централизованного русского государства. В основе идеологии лежала идея: «Москва – III Рим». Она была сформулирована монахом Филофеем. Он говорил об исторической миссии России, как объединительницы народов. Русский народ – народ-богоносец (готов нести страдания и быть объединителем).

В русской мысли выделил 2 течения:

1. западники; 2. славянофилы.

Западники считали, что во главе человеческой цивилизации идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему человечеству, и Россия должна учиться у Запада пройти тот же самый путь развития.

Славянофилы утверждали, что единого пути не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью и в основе лежат идейные начала. Для России такими началами является: православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы. Славянофилы отстаивали идею общинности для русского государства, веру в царя, самодержавие; говорили, что западные традиции не приемлемы и вредны для России.

Познание славянофилов прямо указывают на то, что отказ России от самостоятельного пути может привести к потере политической независимости, падение ее как государства и подчинение ее иностранцам.

Политические идеи мыслителей Беларуси

1-ый этап – период Киевской Руси. Киевские князья враждовали из-за наследства и не желали подчиняться единому центру, роль которого выполнял Киев. Эти вопросы волновали мыслителей того времени. Об этом свидетельствует деятельность Е Полоцкой, К. Туровского. Е. Полоцкая – необходимость объединения восточных земель. Туровский – осуждает жестокое отношение господ к рабам. Главная идея – идея объединения восточных славян.

2-ой этап – Период ВКЛ. На развитие политической мысли влияет общий духовный подъем. Представителями являются Гусовский – известный поэт – гуманист. Ф. Скарина – проповедовал равенство всех перед законом.

3-ий этап – период Речи Посполитой. Идея воссоединения с русскими на фоне гнета со стороны поляков. Представители: Полоцкий – необходимость воссоединения русских, белорусов, украинцев.

4-ый этап – период Российской империи. Политическая мысль имеет революционно – демократический характер. Представители: К. Калиновский – освобождение крестьян и раздача им земель. Багушевич – его деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа.

5-ый этап – советский и постсоветский периоды. Политические мысли развивались на ровне с идейными.

 

Основные направления современной западной политологии

Бурное общественное развитие, происходящее во всем мире, ведет к расширению исследований западных политологов.

Основные проблемы, которые рассматривают современные западные политологи:

1. механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политического режима

2. поведение социальных групп и отдельных граждан во время проведения избирательных кампаний

3. процесс формирования политических установок и общественного мнения.

4. механизм формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций

5. деятельность гос-ва и проблема бюрократии

6. сущность, функции и формирование политической культуры.

У каждого политолога решение этих проблем будет различное, т.к. это зависит от времени, в котором они работают; от исходных методологических принципов, которых они придерживаются. Это ведет к существенному различию школ и направлений в современной западной политологии.

 

 

Политическая власть: понятие, структура, функции

Основной категорией в политики явл. власть, основное содержание политики – борьба за власть. Власть существует везде, где есть устойчивое объединение людей.

В политической науки существуют следующие определения власти:

1. телеологическая концепция власти: она характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

2. бихевиористская концепция: власть рассматривается как особый тип поведения: одни люди командуют, другие – подчиняются.

3. психологическая концепция: она понимает власть как поведение реальных индивидов, но сторонники этой концепции пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения.

4. системный подход к власти: власть производится не из индивидуальных отношений между людьми, а из соц. отношений. Власть рассматривается как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств.

5. реляционисская: власть рассматривается как особый вид отношений между двумя партнерами, при которых одни оказывают определенной влияние на других. Т.е. власть рассматривается как взаимоотношения ее субъекта и объекта, про которых субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

В структуру власти входят: субъект власти, объект власти, средства власти.

Субъект и объект власти – это носители власти. Субъектом власти м.б. отдельный человек, организация, сообщество людей, мировое сообщество.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал определенными качествами, в 1-ю очередь воля к власти, а также компетентностью, авторитетом.

Власть всегда 2-хсторонняя: она невозможна без подчинения. Мотивации подчинения м.б. разные: страх перед санкциями, привычка к повиновению, заинтересованность в выполнении распоряжений, авторитет руководителя. Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность субъекта влиять на объект.

Наиболее сильной властью явл. власть, построенная на интересе. Власть, основанная на принуждении имеет тенденцию к ослаблению.

Функции власти:

Господство, регуляция, руководство, управление, организация, мобилизация, координация, контроль.

 

Ресурсы, процесс и виды власти

В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».

Узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Классификация ресурсов власти:

Эконо­мические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, день­ги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, по­лезные ископаемые и т.п.

Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибута­ми: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис­точником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.

Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объек­та к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежела­тельных для руководства видов их поведения.

Способы властвования имеют сложную и неоднозначную клас­сификацию. Они могут быть демократическими (власть осущест­вляется при участии в принятии решений их исполнителей), ав­торитарными (неограниченная власть, не претендующая на пол­ный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъем­лющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, про­извол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности).

 

Типоло­гии властных отношений:

-- По характеру использования ресурсов власти: экономическую, социальную, культурно-информационную, прину­дительную.

-- В зави­симости от субъектов власть бывает автократическая (самодержа­вие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).

-- По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.

-- По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.

--Возможна классификация власти по функциям ее орга­нов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства;

-- по способам взаимодействия субъекта и объекта влас­ти — демократическая, авторитарная и т.п.

 

Политическое господство и легитимность власти

Для того, чтобы упорядочить власть, сделать её функц-но-способной, в ней надо установить порядок, при кот. один командует, а др.– подчиняется, но первый должен находиться под контролем других.Т.е. закрепить власть в форме политич.господства.

Политическое господство возникает тогда, когда в обществе/организации устанавливаются позиции, занятие которых требует принятия решения, разрешать, приказывать, запрещать. Господство является формой организации власти в обществе.

С научной точки зрения господство – это политический порядок, при котором одни господствуют, а др. подчиняются.

Политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка гражданами власти, принятие ее населением, добровольное согласие подчиняться означает легитимность этой власти. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствие ценностным представлениям большинства граждан.

Вебер выделил виды легитимной власти:

1) традиционная, основана на привычке подчинения власти (при самодержавии);

2) харизматическая, основана на вере в харизму руководителя (наблюдается в период сильных перемен (время правления Ленина, Сталина, Рузвельта);

3) демократическая: ее источником явл-я рационально понятый интерес, построенный на законах;

4) идеалогическая – оправдывает власть с т.зр. определённых идеалогических принципов. Эф-сть власти – её результативность. Достичь эффективности без легитимности сложно.

Политическая система: понятие, структура, функции

Политическая система – это система политических организаций и институтов, политических идей и взглядов, политических нравственных и политических норм, избирательного права и др. элементов, с помощью которых осуществляется политическая власть или оказывается влияние на нее.

Структура политической системы:

1. политические организации и институты

2. политические правовые нормы

3. политические отношения

4. политическое сознание и политическая культура

Также в политич. системе в качестве подсистемы выделяют избирательную систему.

Фундаментом политич. системы явл. политич. организация общества. она предсавляе собой совокупность политич. институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных соц. слоев. Главным политич. институтом явл. гос-во. Гос-во явл. единственным политич. институтом, который обладает легальным правом на применение насилия. Решение госуд. органов носит обязательный для всех граждан характер.

Важнейшим полити. институтом явл. политич. партии, а также общественные организации и СМИ. Без них невозможно ни эффективного управления ни развития демократии.

Важнейшим элементом политич. системы явл. совокупность соц.-политич. норм, основу которых составляет право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений. К политич. нормам прежде всего относится конституция, на основе которой базируются все законы и др. политич. акты. Также сюда входят политич. традиции и обычаи, моральные нормы.

Политич. отношения – это отношения между политич. субъектами, которые формируются в процессе осуществления политич. власти.

Политич. сознание: сюда входят политич. психология и политич. идеология, которые влияют на политич. мировоззрение и убеждение людей.

Функции политич. системы:

1. определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности.

2. мобилизация материальных и духовных ресурсов на выполнение соц.-политич. целей и задач

3. политическая социализация общества

4. формирование политического сознания граждан

5. обеспечение безопасности общества

 

Типы политических систем

В политич. науке существует множество типологий политич. систем.

Марксистская типология основана на соц.-экономич. факторе. Здесь выделяют 4 типа полтитич. систем: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.

Сущ-ет др. классификация системы, в основе кот. лежит географический принцип: англоамериканская, континетально-европейская, азиатская и африканская полит. с-ма

Часто рассматривают с т. зр. заряженности политической системы (индустриальная и доиндустриальная).

Есть классификация, кот-я рассм-ет полит. систему с т.зр. характера полит. режима: 1. тоталитарная, 2. авторитарная, 3. демократическая полит. системы.

Зачастую полит. с-мы рассм-ются с т. зр. типов и форм правления гос-ва, поэтому полит. с-мы делятся на монархические и республиканские, парламентские и президентские

По формам гос-го устройства: унитарны (единые), федеративные системы, которые включают наличие не менее 2 субъектов федерации.

Типологию полит. системы рассматривают на практике форм-ния правит-ва полит. партиями. В соотв-и с такими подходами выделяют: однопартийные, двухпартийные, многопартийные полит. с-мы.

В зависимости от полит. изменений: традиционные и модернизированные.

Для традиц-ых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества. Современные модернизир-е с-мы отлич-ся хар-ром и направленностью преобразований; на принципах демократии.

 

Основные направления развития политической системы в РБ

Основные принципы ПС в РБ заложены в конституции, которая принята 15 марта 1994 г. На республиканских референдумах в ноябре 1996 г и 14 октября 2006г в конституцию были внесены изменения. Первая статья в конституции РБ гласит: ″РБ – это унитарное, демократическое, правовое и социальное гос-во ″.

Унитарное – это означает, что административно-территориальные единицы у нас не обладают признаками самост-ти. У нас существует единая система законов и жесткая вертикаль власти.

Демократическое: единственным источником власти явл. народ (все органы власти избираются народом).

Правовое: все политич. отношения регулируются законом. Закон обязателен для всех.

Социальное: гос-во защищает малоимущих граждан.

Власть в РБ осуществляется на принципе разделения властей на законодательную, избирательную и судебную. Высшим законодательным органом власти явл. парламент – Нац. собрание в РБ. Парламент состоит их 2-х палат:

· нижняя: палата представителей. В нее входят 110 депутатов, которые избираются гражданами на основе выборов.

· верхняя: совет республики: состоит из 64 депутатов: по 8 человек избирается от каждой области на сессиях областных советов, 8 от г.Минска, 8 назначается президентом.

Высшим исполнительным органом власти явл. правительство – совет министров РБ. Правительство – это главный орган госуд-го управления и руководства. Руководит работой правительства премьер-министр Михаил Мясникович. Премьер-министр назначается президентом с согласия палаты представителей.

Судебная власть в РБ принадлежит судам.

Политич. партии в РБ и общественные объединения действуют в РБ в соответствии с законами. В РБ запрещено создание и действие политич. партий, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, пропагандируют войну; соц-ую, национ., религиозную и расовую борьбу.

 

Понятие и типологии политических режимов

Полит. режим – способ функционирования и взаимосвязи основных элементов полит. системы общества, т.е. полит.режим – полит. климат, кот. существует в данном обществе данного гос-ва. Поэтому в зависимости от того, как связаны элементы в полит. системе, они формируют тип полит. системы и тип полит.режима. Характеристика полит.режима дает подлинную картину принципов организации полит. жизни общества. Практика показывает, что демократическое по форме гос-во явл. совсем не демократическим по своему содержанию, и наоборот, авторитарное по форме явл. демокр. по содержанию.

Понятие полит.режима включает ряд осн. критериев, по кот. режим можно класс-ть:

1. Хар-р и мера осуществления власти – есть ли грань м/у полит. и неполит. жизнью.

2. Мех-зм формир. власти.

3. Взаимоотношения общ-ва и власти.

4. Роль и значение негос-х и неполит. орг-ий и структур.

5. Хар-р существующих в общ-ве запретов.

6. Роль идеологии в жизни общ-ва.

7. Хар-р полит.лидерства.

8. Соотнош-е прав и свобод граждан.

9. Положение СМИ.

10. Роль полит. партий.

11. Сотнош-е м/у законод. и исполнительной властью.

12. Роль и значение органов подавления.

В соответствии с этими критериями сущ-т класс-я режимов и они делятся: тоталитарный, авторитарный, демокр-й.

Тоталитаризм: истоки, сущность и разновидности

В чистом виде тотал-го режима нет. Происх.от лат. сл. «тоталис» – весь, полный, целый. Этот режим хар-ся тем, что вся власть сосредоточена в руках одной группы, отсутствие демокр. свобод, возм-ти появления полит. оппозиции, т.е. это режим при кот. правящая элита полностью подчинила жизнь общ-ва своим интересам и сохран-т власть благодоря насилию.

Сам термин появился в 20х гг. 20в. Автор Бенито Муссолини. В понятие тоталит-зма вклад-ся разн. смысл. М. выделить 3 гл.типа:

а) религ. тотал-зм, б) полит.тотал-зм, в) информационно-финансовый. Религ-й возник в Средневековье. Носителем выступали религ. институты, кот. внедряли в сознание людей религ. идеологию и контролировали ее (орден Иезуитов). В совр. условиях религ. тотал-зм тоже сущ-т, но более выражен полит. тотал-зм.

Хар-е черты тотал-зма:

1. власть контролирует все сферы деят-ти чела.

2. формир-ние власти при тотал. режиме идет бюрократическим сп-бом по закрытым от общ-ва каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна со стороны общ-ва.

3. отношение людей к власти: общ-во отчуждено от власти, но не осознает это.

4. роль идеологии в общ-ве – осущ-ся всеобщая регламентация жизни. Идеология начинает напоминать форму религии.

5. лидер всегда харизматический, опирается на партию и группу.

6. запрещено все, кроме того что приказано и разрешено.

7. влась осущ-ет полный контроль над всеми СМИ.

8. демокр-кие свободы и права носят формальный хар-р. Гос-во выполняет опр-е соц. функции.

9. При тотал. режиме сущ-т опред-я соц. стр-ра общ-ва. Значит. часть граждан отчуждена от собственности. Осн. доля собственности сосредоточена в одних руках (олигархия).

10. Происходит слияние гос. аппарата с аппаратом правящих партий и обществ. орг-ий.

Развитие СМИ, информатизация и компьютеризация позволяют осущ-ть управление массовым сознанием. Гл. в тотал-зме – вызвать массовый страх, использовать физ. насилие и иллюзорную демократию.

Главный принцип тоталитаризма: Запрещено все, кроме того, что разрешено.

 

Отличительные черты авторитарного режима

Понятие авторитарного режима происходит от лат.слова власть, влияние. Авторитарный режим характеризуется режимом личной власти и элементами диктатуры.

1. При авторитаризме контроль и насилие не носит всеобщего характера. Контроль власти распространяется на сферу политики, частично идеологии, но есть сфера, которая не контролируется властью (в определенной степени это экономика, религия, культура, частично жизнь граждан).

2. Просматривается преемственность власти.

3. Общество в целом отчуждено от власти. Но в условиях авторитаризма может действовать организованная опозиция в легальных условиях.

4. Идеология может играть определенную роль;

5. Лидер не всегда хоризматичный, хотя роль его очень высока.

6. Разрешено практически все, кроме политики.

7. Контроль над СМИ осуществляется частично.

8. Права и свободы граждан ограничены в политической сфере.

9. Нет особой социальной структуры общества, мало чем отличается от структуры демократического общества.

10. Ограничена деятельность политических партий. Возможна борьба за власть конкурирующих кланов.

Формы авторитарного режима очень разнообразны (монархия, диктаторский режим, диктатура, военные хунты).

Достоинства авторит-ма: способность обеспечить политич. стабильность и общественный порядок; мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных важных задач. Это делает авторитаризм эффективным средством для проведения радикальных экономических реформ.

Недостатки: полная зависимость политики от позиции главы государства; отсутствие у граждан возможности предотвращения политических авантюр. Т.е. авторитаризм, который не опирается на массовую поддержку и определенные демократические институты, способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти не менее разрушительный для общества, чем тоталитаризм.

 

Характеристика демократического режима

Понятие «демократия» переводится как «власть народа».

Демократия – это форма общественного устройства, основанная на участии всех членов общ-ва в деят-ти гос-ва и принятие решений по большинству голосов. Демократия рассматривается как соц. и полит-ое движение за народовластие, поэтому современ-ое демок-ое движение разнообразно.

Признаки демократического режима:

1) пределы власти устанавливаются общ-вом в соотв-вии с законом. Эконом., культ-ая, духовная жизнь не контролируются властью, если не нарушаются законы;

2) власть выбирается гражданами;

3) общ-во выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть;

4)официальная идеология сущ-ет, но сохраняется плюрализм;

5) лидерство зависит от полит. сис-мы и традиций общ-ва;

6) разрешено все, что на запрещено законом;

7) СМИ относительно свободны, но они отражают мнения и настроение общ-ва;

8) права и свободы гарантированы законом;

9) наличие многопартийной сис-мы, свобода деят-ти обществ, организаций, всеобщее избирательное право, принцип разделения власти.

Выделяют след. формы демок-тии:

· в зависимости от того, кто и как выполняет властные функции

1. прямая - граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая демократия возможна в небольших коллетивах;

2. плебесцитная – граждане имеют право посредствам голосования принять/отклонить какое-либо решение, которое готовится президентом, правительством, т.е. на референдумах;

3. представительная – граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые выражают их интересы.

· в зависимости от источника власти:

1. индивидуалистическая: личность – первичный и главный источник власти. Главенство прав индивида над законами гос-ва. Отсутствует принуждение о ограничение свободы. Характерно ограничение власти большинства над меньшинством.

2. коллективистская: характеризуется признанием народа в качестве источника власти. Свобода понимается как равное право граждан участвовать в делах гос-ва и общества.

3. плюралистическая: в качестве власти рассматривается не народ, а определенная группа, которая является движущей силой в политике.

Недостатки демократии:

1) не затрагивает низшие слои

2) превращение народовластия в представительство от опред. кланов

3) господство полит. элиты

4) принижается роль гос-ва в укреплении и развитии общества.

 

Условия перехода к демократии

1. экономические предпосылки:

· высокий уровень экономического развития общества в целом

· высокая степень урбанизации

· развитая система массовых коммуникаций

· рыночная конкурентная экономика

2. социальные предпосылки:

· относительно высокий уровень благосостояния граждан

· сглаживание соц. неравенства

· соц. плюрализм

· наличие многочисленного и влиятельного среднего класса

· грамотность населения, его образованность в целом

Пути перехода к демократии:

1) расширение прав Парламента

2) соглашение полит. элит

3) партийный плюрализм

 

 

Происхождение и сущность государства

Гос-во – основной элемент политич. системы общества. Именно госуд-ая власть явл. высшей формой политич-ой власти.

В широком смысле гос-во – это общность людей, проживающих на одной территории. В узком смысле: гос-во – системе организаций и учреждений, осуществляющих высшую суверенную власть на определенной территории.

Концепции происхождения государства:

1. Теологическая – гос-во возникло по божьей воле

2. Патриархальная – гос-во является следствием соединения семей в племена, племен – в большие общности вплоть до гос-ва.

3. Соц-экономич – возникновение гос-ва связано с возникновением частной собственности и разделения общества на классы. Гос-во рассматривается как аппарат, с помощью которых господствующие классы эксплуатируют угнетенных.

Факторы возникновения гос-ва:

1. развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в отдельную отрасль

2. формирование и развитие частной собственности и разделение общества на классы

3. завоевание одних народов другими

4. рост численности и плотности населения, переход от кочевого образа жизни к оседлому.

5. антропологич. фактор: госуд-я форма организации изначально присуща самому человеку.

6. психологич. фактор: в качестве главного толчка к возникновению гос-ва рассматривается страх людей перед агрессией со стороны др. людей.

 

 

 

Основные признаки и функции государства.

Гос-во – это основной институт полит-ой системы общ-ва, кот.создается для орг-ции и управ-я жизнью опред. населения на опред-й террит-и с помощью власти, кот. имеет обязат-й хар-р для всех его граждан.

Общими для различных государств являются следующие признаки:

-наличие территории, подчеркивающей его границы

-население

-отделение публичной власти от общества, появление слоя управленцев-профессионалов

-наличие налоговой системы

- суверенитет, власти на определенной территории

- наличие системы права или закона. Именно право делает государство легитимным.

- монополия на издание закона взимания налогов и применения силы.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Охрана общественного порядка

· Разработка стратегий политического и экономического развития

· Регулирование хоз. деятельности

· Социальная

· Защита прав и свобод граждан

2. Внешние:

а) защита интересов гос-ва на междунар-ой арене

б) обеспечение обороноспос-ти страны

в) развитие взаимовыг-госотрудн-ва с другими странами

г) участие в решенииглобальных проблем челов-ва

Внешние ф-ции вытекают из внутренних, но внеш-ие могут оказать влияние на внутренние. Для реализ-ии этих ф-цийсущ-т система органов или государственный аппарат.

 

 

Формы государственного правления и государственного устройства

Внутреннее строение гос-ва характеризуется через форму гос. правления и формы гос. (территориального) устройства.

Формы гос. правления – способ организации высшей гос. власти и системы ее взаимоотношений с населением. Существует 2 формы:

- монархия

- республика

Монархия (единовластие) – форма правления, при кот.власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т конституционная (ограниченая) и обсалютная (неогран-я) монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-сяконстит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет единство народа. Монарх не вмешив-ся в закон.

Республика – форма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает:

а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ыйявл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США).

б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом.

в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия)

Формы гос-гоустр-ва – внутри территориальная организация государства.

3 формы:

1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция)

2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот.обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США).

3. Конфедерация–это союз политич-кисамост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз.

 

 

Правовое гос-во и гражданское общество

Исторический опыт чел-ва показывает, что развитие демократического гос-ва не возможно без построения гос. общества, а укрепить последнее должно правовое гос-во (ПГ).

Сущность ПГ заключается в ограничении действий власти законом. Основные признаки ПГ:

1) Верховенство права и закона

2) Равенство всех перед законом

3) Взаимная ответственность граждан и гос-ва

4) Гарантии прав и свобод граждан

5) Осуществление принципа разделения властей

6) Политический плюрализм (разнообразие мнений)

7) Конституционный надзор

8) Широкое местное самоуправление

Построение ПГ способствует формированию развитого гражданского общества (ГО).

ГО – совокупность свободных отношений людей, которая развивается без вмешательства и контроля гос-ва. Т.е. ГО – система самостоятельного и независимого гос-ва, общественных институтов и отношений, которая обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов.

Основные институты ГО: семья, церковь, политические партии и т.д.

Состояние ГО зависит от типа политического режима, сложившегося в гос-ве. В тоталитарном режиме ГО отсутствует. В авторитарном ГО находится под контролем гос-ва. В демократическом ГО и гос-во выступают в качестве равноправных партнеров.

 

 

Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия

Одним из признаков современного демократического гос-ва является осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть т.е. власть, которая принимает законы, чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган.

Впервые парламент появился в 16 веке в Англии. Парламент существует во многих странах: в Великобритании и Франции (парламент), в США (конгресс), в Польше (сейм), России (федеральное собрание), на Украине (Верховная рада), в РБ (Национальное собрание).

Основные функции парламента: законодательная (парламент принимает и разрабатывает законы) и представительная (избранные депутаты представляют и защищиют интересы своих изберателей)

К основным полномочиям парламента относят:

- выражение интересов граждан

- формирование исполнительной власти и других гос. стр-р.

- разработка и принятие законов

- принятие гос., финансового бюджета

Сущ-етклассиф-ция парламентов:

1) По структуре: однопалатные и двухпалатные ( Англия, Россия, США).

2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (Великобритания, Италия). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту (США). Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция, Польша). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам).

Парламент имеет определённуюстр-ру:

а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование.

б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства.

в) руководство (обычно спикер, его заместитель)

 

 

Принятие и сущность исполнительной власти

Исполнительная власть ИС реализует правовые нормы, принятые законодательством. Высшим органом ИС является правительство. В большинстве стран правит-воназ-ся Советом Министров (Кабинетом) – это группа людей, которые управл-ют повседневными делами страны. В РБ 28 министров. Их устанавливает президент.

Выделяют 2 способа формир-я правит-ва:

§ парламентский – победившая партия;

§ внепарламентский – право формир-я правит-ва принадлежит главе гос-ва (США).

Полномочия правит-ва:

§ разработка программ экономического и соц. развития

§ внешнеполитические (ведение международных переговоров, заключение договоров)

§ право законодательной инициативы, подготовка проекта бюджета, а после утверждение его парламентом

§ оперативное руководство хоз. отраслями, наукой, культурой, образованием всей соц. сферы.

Бывают случаи, когда глава государства олицетворяет исполнительную власть.

 

Судебная власть как вид гос. власти

Судебная власть – понятие сложное и многозначное. Понятие связано с понятием «правосудие». Это разное обозначение одного явления. Можно сказать, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия. Правосудие м/б:

- уголовным

- гражданским

- административным

- конституционным.

Правосудие может осуществляться только судом в лице судьи.

Суд – орган, который применяет гос. санкции. Он назначает наказание за нарушение общественных правил, установленных гос-вом.

Судебная власть выполняет 2 функции:

1. наказание за нарушение гос. предписаний

2. рассмотрение споров и конфликтов между гос-вом и гражданином, между гос. структурами и между гражданами.

К основным принципам судоустройства и судопроизводства относят: независимость суда, профессионализм судей, коллегиальность при рассмотрении большинства дел, равноправие сторон, гласность, право на обжалование судебного решения.

Полномочия суда:

· под общей юрисдикции

· к специальной юрисдикции относят: административное и конституционное право

Судебную систему РБ составляют:

- общие суды (Верховный суд, областные и районные суды)

- хозяйственные (Высший хоз. суд, областные)

- конституционный суд

 

Глава государства и его полномочия

Всякое гос-во, даже самое демократическое, нуждается в чел-ке, кот.его олицетворит и являлся бы символом единства народа. Таким чел-ком и является глава гос-ва. Им м/б монарх или президент. Монарх является пожизненным главой и передает свою власть по наследству. Должность президента является избранной.

Впервые должность президента была введена Конституцией США в 1786г., а первым президентом стал Дж. Вашингтон. Согласно Конституции, президент – глава гос-ва, гарантирующий права и свободы граждан. Выборы президента м/б прямыми и косвенными. Он может избираться парламентом или другим уполномоченным органом.

Церемония вступления президента на должностьназ. ИНОУГУРАЦИЯ. Срок полномочий м/б от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Франция). В РБ – 5 лет. В России, США, Франции количество президентских сроков ограничивается 2-мя.

Роль президента в полит.системе зависит от формы правления. В президентских республиках эта роль определенная, в парламентских – чисто представительная, в смешанных - значительная.

На основе закона может осуществиться и отставка президента. Она м/б добровольной или вынужденной. Вынужденная отставка предусматривает процедуру – ИМПИЧМЕНТА. Это особый порядок привлечения президента к ответственности через парламент.

В РБ импичмент предусматривается в случае нарушения президентом Конституции или совершения других тяжких преступлений.

 

 

Местная власть в системе органов гос. власти

Важное место в системе исполнительных и представительных органов власти занимают органы местного самоуправления и управления. Органы местного самоуправления явл. выборными, они избираются гражданами, а органы местного управления назначаются вышестоящими властями (исполкомы).

Муниципалитеты – равнозначно местному самоуправлению.

Полномочия органов местной власти закреплены в соответствующих законах. В 1985г. Была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для всех стран-членов совета Европы. Она закрепляет основные положения органов местного самоуправления. К ним относятся:

· финансово-экономическая деятельность (принятие местного бюджета, сбор местных налогов)

· коммунальное обслуживание, благоустройство территории, охрана окружающей среды

· соц. сфера, т.е. помощь пенсионерам, развитие системы здравоохранения, культуры

· охрана общественного порядка

Местная власть включает 2 элемента:

- выборные органы

- исполнительные органы (мэр, магистрат)

 

 

Генезис политический партий, их признаки и функции

Высшим элементом развитой демократической полит.системы являются политические партии (ПП). Партия – часть общества, класса или др. соц. группы. Для того, чтобы эта часть стала партией она должна соответствовать признакам:

1. наличие определенной полит.идеологии

2. поддержка народа или его части

3. наличие организационной структуры (устав, членство, выборы)

4. наличие такой цели как борьба за власть.

ПП – добровольное объединение граждан, которое придерживается одной идеологии и ставит своей целью завоевание, удержание и использование власти.

Такие полит.власти стали возникать в 19 веке. Это было связано с тем, что в этот период политика становилась самостоятельной сферой общественной жизни. После буржуазной революции было введено всеобщественное избирательное право. Это открыло путь в политику широким слоям населения, что послужило стимулом к возникновению ПП, которые сразу представляли собой объединения выборщиков. Так, например, в 1861г. было создано «Либеральное товарищество регистрации выборов» в Англии.

Вторым обстоятельством, кот.поспособствовало возникновению ПП стало становление массового рабочего движения. Впервые во 2-й половине 19в. в истории в политическую деятельность включился массовый класс. Для того, чтобы заявить о себе, отстаивать свои интересы этому классу необходимо была собственная организация.

Первой партией рабочего класса стал созданный в 1863г. «Всеобщий германский рабочий союз». В Российской империи первыми возникли партии рабочего класса БУНД, РСДРП, БСГ и др.

М. Вебер считал, что ПП в своем развитии происходит 3 стадии:

1. аристократическая группировка

2. политический клуб

3. массовая партия

Но эти этапы прошли только английские партии консервантов и либералов. Партия может возникать на основе широкого демократического движения, раскола или слияния партий.

Функции партий:

1) Посредническая ф-ия м/д гос-вом и гражданским обществом. Именно партии отражают интересы той или иной группы людей, обобщают их требования и доводят их до гос-ва

2) Полит.партии выявляют, обосновывают и формулируют интересы граждан

3) Партии сплачивают вокруг себя людей со схожими интересами, намерениями и целями

4) Полит.партии принимают активное участие в выборах (выбир. своих кандидатов, участвуют в подсчете голосов, организуют избирательные компании.

5) Занимаются распространением полит.инф-ции, пропагандой своих взглядов и идей среди граждан

6) Полит.партия, победившая на выборах выдвигает своих представителей в гос. аппарат, участвует в осуществлении гос. власти.

 

 

Типы политических партий

Политические партии – добровольное объединение граждан, которое придерживается одной идеологии и ставит своей целью завоевание, удержание и использование власти.

По месту в сис-ме гос. власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Рассматривают партии по условиям деят-ти: легальные (разработаны официально и зарегистрированы), нелегальные (официально не зарегистрированы), полулегальные (официально не зарегистрированы, но не запрещены).

По отношению к сущ-щему режиму выделяют партии: 1) революционные, кот-е стремятся к радикально кач-нымизм-ниям общ-ва; 2) реформистские, кот-е стремятся к улучшению жизни, но без особых потенциальных изм-ний; 3) консервативные, кот-е отстаивают сохранение сложившихся форм общ-ной жизни; 4) реакционные, кот-е стремятся к восст-нию отживших норм и порядков.

Очень популярнымявл. деление партий на правые и левые. Левые выступают за передачу ср-в пр-ва в общ-ную собственность, за твердые соц. гарантии трудящимся (коммунисты, социал-демократы). Правые – за частную собственность, рыночные отношения (консерваторы и либералы). Центристские – и частная собственность, и государственная.

В соответствии с организационными признаками политические партии делят на:

- кадровые. Отличаются немногочисленностью и опираются на профессиональных политиков, ориентированы на участие и победу в выборах

- массовые. Отличаются многочисленностью. Они имеют ярко-выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс.

В к.19в. стали возникать полит.партии, кот. трудно отнести к какому-либо из выше перечисленных. Их называют партиями новой волны. Их отличительные черты:

+ ориентация на общечеловеческие ценности

+высокая степень свободы внутри самой партии.

 

 

Понятие и типы политических систем

Партийная сис-ма представляет собой совокупность борющихся партий. Многопартийные сис-мы характеризуются наличием в стране нескольких полит-ких партий, которые соревнуются в борьбе за власть. Считается, что многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство соц-ых групп. Сущ-ет несколько разновидностей:

1) Классическая многопарт-аясис-ма характеризуется неск-ми полит-ми партиями, но не одна из них не явл-ся лидером (Дания, Бельгия, Австрия);

2) Блоковая или поляризованная многопартийность – действует несколько партий, кот-е объединены в два или несколько крупных блоков. Классическим примером является Франция. Там сущ-ет блок левых сил, который возглавляется социалистической партией. Этому блоку противостоит блок правых партий «поддержка республики»;

3) Многопартийныесис-мы с доминирующей партией. Она характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии, при наличии малой эффективной оппозиции. Наличие доминирующей партии обеспечивает стабильность, но с другой стороны есть опасность застоя.(Япония)

Двухпартийная сис-ма предполагает существование двух сильных партий, каждая из которых способна прийти к власти. Эти партии могут побеждать на выборах, меняя друг друга (США). Сущ-етсис-ма двух партий с половиной, кот-я комбинирует между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного больш-ва голосов и поэтому одна из них должна войти в коалицию с третьей для того, чтобы прийти к власти.(ФРГ)

Однопартийная сис-ма характеризуется монополией на власть со стороны одной партии (СССР).Сущ-ют различ-е виды этой с-мы. Могут рядом с одной глав.партией сущ-ть и другие, но они не имеют право претендовать на власть. В целом, функционирование такойсис-мы неэффективно, недемократично. Однако действие такой партии в Китае говорит о том, что все же она может действовать эффективно.

 

 

Место и роль общественных объединений в политической системе общества

Отличие общественных организаций от партии – они не претендуют на участие и осуществление власти, но решает ряд общественных задач. Общественная организация – добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную стр-ру. Для общ.организаций хар-но наличие устава, управленческого аппарата, членских и иных целевых взносов. К общественным организациям относят: профсоюзы, союзы предпринимателей, союзы молодежи.

Под обществ.движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные цели, но не имеющих четкой организационной стр-ры и фиксированного членства. Признаки общественных движений:

1. Массовость.

2. Широкая социальная база.

3. Организационная и идейная неопределенность

4. Нестабильность ориентации состава

Функции общественных объединений:

1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения

2. Объединение людей вокруг какой - либо цели, идеи.

3. Способствуют формированию актив.жизненной позиции граждан

4. Защита интересов своих членов во взаимоотношении с др. полит.институтами

 

 

Политические партии и общественные объединения РБ

Партийная система РБ находится на стадии становления. Конституция РБ гарантирует гражданам право объединения в политические партии, но запрещает создание и деятельность политических партий, ставящих своей целью насильственное изменение политического строя, пропагандирующих войну (классовую, религиозную, соц., национальную и др.), вражду и ненависть.

Политические партии РБ начали формироваться в нач. 90гг. 20в. Самой первой в 1990г была зарегистрирована объединено-демократическая партия Беларуси.

По состоянию на 1 января 2011г. в РБ официально зарегистрировано 15 политических партий, но все они являются немногочисленными и существенного влияния на политические процессы не оказывают.

Наиболее массовыми политическими партиями на сегодня являются «Либерально-демократическая партия Бел-си» (Гайдукевич), «Объединено-гражданская партия Бел-си», «Белорусский народный фронт» и др.

 

 

Сущность, типология и структура полит.процесса

Полит.процессы (ПП) – это совокупность действий и взаимодействий субъектов политики, это технология осуществления власти. ПП раскрывают динамику изменения в политике.

Типологии ПП:

1) По значимости для общества:

- базовые. Затрагивает интересы широких слоев общества. Они касаются непосредственно отношений этих слоев с гос-вом.. такие процессы занимают важное место во всей полит.жизни.

- периферийные. Касаются интересов отдельных полит.групп.

2) В зав-ти от объекта полит.воли участника

- внутриполитические

- внешнеполитические

3) Типология ПП. м. б. классифицирована с т.зр. полит.участия:

1.Ангажированные ПП. - навязывание гражданам опред-ых форм полит.отнош-й и достаточно жесткие м-ды принятия реш-й.

2.Неангажированные ПП. – свободное полит-е участие граждан в отнош-ях с институтами власти.

4) ПП классифицируются с т. зр. публичности:

1.Открытые – свободное выявление интересов граждан в полит-х отнош-ях.

2.Скрытые – действие определ-х теневых структур, подготовка в тайне опред-ыхреш-й.

По своей структуре п.п. состоят из элементов:

§ Субъект – носитель власти;

§ Объект – он д. б. создан (цель, которая д.б. достигнута)

§ Средства, методы, ресурсы, исполнители процесса.

Организация начинается с замысла, идеи, определяется субъект и ресурсы.

 

 

Политическое участие и политическая деятельность

Полит-е участие – это совокупность различных сп-бовпрактич-ой активности граждан в сфере применения полит.властью определ-х реш-й.

Процесс вовлеченности граждан м. б. на разных уровнях (индив-й, коллек-й).

2 формы:

- прямая (проявляется на собрании небольших полит.общин, где граждане принимают решение большинством голосов. Хар-но для местного управления и самоуправления)

- представительская (народ выбирает своих представителей для осуществления власти)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных