Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы политических культур. Принципы классификации типов политической культуры:




Принципы классификации типов политической культуры:

1. Оценка открытости политической культуры

– Тоталитарный

– Плюралистический

Тоталитарный связан с идеями недопущения открытого проявления интересов населения. Плюралистическая культура проявляется в общем национальном согласии относительно принципов организации функционирования, но могут быть расхождения в определенных местах, при решении тех или иных вопросов. Существование плюралистической культуры немыслимо без легальной оппозиции. При плюралистической культуре уважение прав меньшинства должно быть соотнесено с лояльностью меньшинства.

2. Существование рынка и государства.

– Рыночный тип культуры

– Этатистский тип.

Основные элементы рыночного типа: ориентация на конкурентную борьбу, самоурегулирование политических и иных функций. Этатистская культура связана с решением политических проблем. Она предполагает определенные ограничения со стороны государства. В чистом виде эти типы не встречаются.

3. Исходя из степени участия граждан в политике:

– Патриархальный

– Подданический

– Активистский

Патриархальный тип несет в себе остатки старого. Здесь нет установок на изменение порядка. Характерная черта – отсутствие у граждан интереса к политической ситуации. Подданическая культура характерна ориентацией граждан на существование политического института и невысоким уровнем активности. Активистский тип основан на активном участии граждан в политической жизни, ориентации на определенные ценности и т.д.

Существуют и более строгие условия типизации политической культуры: культура запада, востока, севераи юга. Ценности этих миров являются фундаментом для образования политических культур. Идеалы западной культуры возникли в Древней Греции (ценности свободы и т.д.). В то же время это порождает негативные моменты, отсюда появились расчетливость, дух наживы. Это не учитывает право на свободу других государств и других народов.

Восточная культура сформировалась под воздействием арабо-мусульманской, буддистской, конфуцианской культур. Для восточной культуры характерно господство коллективистской формы участия.

Русская политическая культура – синтез представлений западной и восточной традиций. Политическая культура современной России во многом противоречива. Это подданническая культура. Но с 1-й стороны покорность перед властью, со 2-й – склонность к анархии. В то же время для русской политической культуры не свойственен агрессивный национализм. Для нее характерны сострадание, вера в хорошее завтра.

Политическая культура связана с процессом политической социализации.

 

 

Особенности политической культуры в РБ

Современная политическая культура Белоруссии характеризуется сочетанием разных ее типов, свойств и качеств, сформировавшиеся в ходе исторического процесса. В своем развитии наша политика прошла 3 этапа:1) традиционный; 2)советский; 3) постсоветский. Традиционная политика является продуктом многовековой истории белорусского народа. Со временем ВКЛ белорусам были характерны такие политические институты как городское самоуправление, сейм, статуты ВКЛ, что позволяет говорить о зачатках демократической культуры. Об этом же свидетельствует наличие у белорусов талерантности. В дальнейшем по мере формирования белоруской нации ее политическая культура в некоторых деталях продолжала базироваться на традициях ВКЛ и РП. С течением времени под влиянием русификации, а также в результате борьбы против католицизма и унияцтва русская политическая культура для белорусов стала доминирующей. Это была политическая культура авторитарного типа. Таким политическим ценностям как личность, свобода, справедливость здесь место не находилось. После крушения в марте 1917 г.авторитарного политического режима произошла определение трансфор. и полит. культуры, в сторону ее демократизации и большей политической активности ее субъектов. С провозглашением БССР и СССР начался советский этап в развитии политической культуры. Он характеризовался формированием тоталитарного режима и соответствующего ему типа политической культуры. С традиционной досоветской культуры его сближали приоритет государства над личностью и низкий статус личных прав и свобод. Отличало их то, что таталитарная политическая культура была ориентирована не на пассивное подчинение, а на активную поддержку власти, на безграничную веру в абсолютную правоту правящей партии. Для этого этапа характерно полное подчинение интересов общества. С началом перестройки в СССР обозначился кризис в политической культуре. Он выразился в утрате социальных ценностей, норм и образцов, дававших человеку возможность ощущать свою принадлежность к обществу и государству. Участие граждан в политической жизни стало более осмысленно. Результатом политических реформ начала 90-х гг. 20 ст. стало проникновение в общество ценностей и норм демократической культуры. В период становления независимой РБ у нас еще не сложилось единой политической культуры. Можно говорить о формировании в РБ нескольких субкультур, складывающих на основе определенных ценностях. Политическая культура РБ находится еще в стадии формирования. Ее господствующий тип можно определить как патриархально-активистский.

 

 

Политическая социализация и ее типы

Политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей и норм, которые позволяют ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация это совокупность процесса становления политического сознания и поведения, принятие и исполнение политических ролей. В современном обществе процесс политической социализации продолжается на протяжении всей жизни. Воспринимая одни идеи и навыки человек в тоже время может отказаться от других. Политическая социализация это постоянный процесс обретения и утраты человеком различных политических свойств. Некоторые исследователи обозначают вертикальную и горизонтальную политическую социализацию. Вертик. полит. социал. это когда политические знания и ценности передаются от старшего поколения к младшему. Горизональная – все это передается в рамках одного поколения. В процессе полит. социал. большое значение имеют семья, система образования, СМИ. Принято выделять первичный и вторичный этапы полит. социал. Первичный этап обычно начинается в возрасте от 3-х – 5-ти лет. восприятие чел полит категорий, кот постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям в полит жизни.

- Вторичная пс хар тот этап деятельности чел, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций. На этом этапе главную роль играет влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, нормы приемов взаимодействия с властью. Вторичная социализация это непрерывный процесс самоконтроля человека своих политических норм установок, ценностей и образцов поведения. На процесс полит.социал. в последнее время оказали СМИ.

 

Понятия и функции СМИ

Важной составной частью политики яв-ся массов. коммуникация. Политика как коллективная деятельность нуждается в постоянной связи м/у субъектами. СМИ представляют собой учреждение, созданное для открытой и публичной передачи с помощью специальных технических инструментов различных сведений другими лицами. Отличительными признаками СМИ яв-ся:

1)непостоянный характер аудитории,

2)Наличие специальных технических приборов,

3)непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров,

4)публичность.

СМИ выполняет след. ф-ии:

1)Информационная ф-ия. Ее суть состоитв получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событий. К политич. информации относятся сведения, которые имеют большую общественную значимость и требуют внимания со стороны гос. органов.

2)Образовательная. Она состоит в сообщении гражданам знаний о политике и политических явлений.

3)Политической социализации. СМИ помогает гражданам усваивать политические нормы, ценности и образцы поведения в сложившимся данном обществе.

4) Критики и контроля. Эту ф-ию кроме СМИ выполняет аппозиция. Критика СМИ основывается на авторитете общественного мнения.

5) Ф-ия артикуляции различных общественных интересов, т.е. СМИ обеспечивает представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение.

6)Мобилизационная. Она проявляется в побуждении людей к определенным политическим действиям и их вовлечение в политику.

 

Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.

Исх. моментом процесса влияния СМИ является изготовление и отбор распространяемых в общ-ве сведений. СМИ так же сами производят инф., выступают её комментаторами и распространителями. Способы подачи инфы:

1) последовательный – последовательно и разносторонне освещаются проблемы, что позволяет потребителю составить своё мнение

2) фрагментальный – дезориентирует потребителей информации, вынуждает полагаться на оценки комментатора. В данном варианте информация запускается кусочками, что придаёт ей массовость и разнообразность, а так же позволяет акцентировать внимание лишь на нужных сторонах проблемы и замалчивать неугодные. Внимание приковано к политическим лидерам.

В настоящее время ТВ ресурсы более популярны чем печатные и пользуются большим доверием. Средство влияния СМИ: выбор тем. которые будут освещены. При их выборе пользуются след. принципами:

1) Приоритетность и привлекательность темы для граждан

2) новизна фактов

3) неординарность фактов, склонность к сенсациям

4) политический успех. Внимание приковано к победителям выборов либо разл. рейтингов. Типичным для СМИ явл. культ звёзд в политике и искусстве.

5) высокий общественный статус источника

СМИ воздействуют на разум и чувства человека. насыщая свою информацию эмоциональными аспектами. В западных странах преобладает рациональная модель, основанная на подаче информации и её аргументации. Эта модель предполагает состязательность СМИ за доверие аудитории. Однако при тирании и диктатуре именно СМИ помогают мобилизовать массы на выполнение различных утопических проектов. Часто данное влияние основано на страхе.

 

Политическое манипулирование.

Манипуляция – обращение с объектами с опред-ми целями, обращение с людьми как с объектами управления.

Полит. манип-ние – это скрытое управление полит. сознанием и поведением людей с целью побудить их действовать (бездействовать), вопреки собственным интересам, создавая иллюзию свободного выбора. Манип-ние – сознательное воздействие на людей в скрытой форме, это вид психологического воздействия, но не насилия. Факт этого воздействия не должен быть замечен объектом манипуляции. Сокрытие, утаивание информации – обязат-ый признак. Объектом манипуляции скрываются одни факты, показываются другие. Сущ. след. методы воздействия на сознание людей:

1.Прямая подготовка фактов, замалчивание неугодной инфо-ии, распространение лжи и клеветы;

2.Полуправда, когда для завоевания доверия аудитории объективно освещаются какие-то малозначительные факты;

3.Навешивание ярлыков – одного и того же чел-а в зав-ти от полит. пристрастей мож. назвать и борцом за свободу и сепаратистом, и боевиком.

Также исп. и специфические ср-ва манипулирования – спираль умалчивания (с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения и др. факты убеждение граждан в поддержке большинством общества угодной позиции.

Однако возможности манипулирования не безграничны. Существенными препятствиями для манипулирования явл. соб-ный опыт людей, а также не контролируемые государством ср-ва коммуникации.

 

Понятие политического конфликта и его роль в политике.

В реальной жизни взаимодействие между людьми предусматривает как их сотрудничество, так и соревновательность. Т.о. конфликт – один из возможных вариантов поведения субъектов политики. Т.к. в политике действуют люди с различнвми взглядами и интересами, то конфликт чаще всего лежит в основе поведения тех или иных групп и индивиов.

Политический конфликт – разновидность и результат конкретного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов, т.е. это то, что касается конкуренции.

Конфликт стимулирует формирование политических коалиций, союзов, соглашений.

Конфликты вызывают четкое формулирование позиций политических сил, что положительно воздействует на рационализацию всего полит. процесса.

Конфликты сигнализируют обществу и власти о том, что существуют разногласия и несовпадения позиций граждан.

Дестабилизация власти возникает не потому, что существуют конфликты, а из-за неумения урегулировать полит.противоречия. Только постоянное выявление и урегулир-е конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.

Лишь малая часть полит.конфликтов носит разрушительный характер для общества, большинство же возможно урегулировать, что поддерживает целостность политической системы.

 

 

Источники и типы политических конфликтов.

Можно выделить 3 основные причины конфликтов:

1. Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и ф-ций, интересов и потребностей во власти. Такие к-ты чаще всего проявляются в противор. между правящей элитой и оппозицией.

2. Расхождение людей, групп в базовых ценностях и политических идеалах, в оценке историч. и актуальных событий, а также др. субьективных значимых представлений о политич. явлениях. Такие к-ты возник. чаще всего в тех странах, где сталкиваются разл. мнения о путях рефоримрования гос-ти, где закладываются основы нового полит. устройства общества, ищутся пути выхода из политич. кризиса.

3. Источник пол. конфликтов – процессы самоидентификации гражадн, осознание ими своей принадлежности к опред. этнич., религ. и иным объедин. и общностям. Это определ. понимание ими своего места в соц. и полит. системе.

В политич. науке существ. множество типологий полит. конфликтов. Так с т. зрения зон и областей их проявления выдел. внутриполитич. и внешнеполитич.

По кач-ным хар-кам интенсивности кризисов и противоречий – антогонестические (в к-х не возможно достичь компромисса, а их разрешение возможно лишь с уничтожением одной из конфл. сторон) и неантогонестические (возможно достижение компромисса).

С т.з. публичности конкуренции сторон – открытые и закрытые;

По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон – долговременные и кратковременные;

В соответствии со строением и организацией режима правления – вертикальные (проявляются в противоречиях между центр. и местными элитами, между органами федеральн. и местного самоуправл.) и горизонтальные (внутри правящей элиты, неправящими партиями).

 

 

Основные этапы развития и пути урегулирования политических конфликтов.

В соврем. пол. науке гл. внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфл., выработке эффект. технологий управл. ими. В кач. субьекта управл. конфл. может выступать как одна из конфл. сторон, таки третья сила, непосредств. не участв. в конфл., но заинтересов. в его урегулировании.

Эти силы д.б ориентированы на выполнение двух универсальных задач:

1) воспрепятствовать возникн. к-та или же его разрастанию и перех. в такую фазу, когда цена за его урегулиров. значит. возрастает.

2) вывести все теневые, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы, избежать внезапных обвальных потрясений.

Степень соц. возбужд. д.б. сведена к минимуму, чтобы не сдетанировать др., более широкие потрясения, на урегулирование к-х потребуются новые дополнит. ресурсы.

Конфл. м.б. урегулированы либо разрешены. Урегулирование предполагает снятие остроты противоречий сторон. М.б. полным или частичным. Однако в любом случае достигн. между сторонами компромисс не устран. собой причины конфл. Поэтому сохран-ся вероятность обострения уже урегулиров. отношений.

Разреш. к-та предполагает исчерпание самого предмета спора или такое измен. ситуации и обстоят., к-е исключ. бы опасность рецидива разногласий.

Проц. урегул. пол. конфл. связан с особен. этапа его формиров. и развития. Выдел. 3 этапа пол. конфл.:

Этапы:

1. Возникновение конфликта. Конфл. ситуация зарождается тогда, когда складывается атмосф. напряженности между сторонами. Возникнов. определ. предмет спора, выявл-ся несовпад. позиц. полит. субъектов. На этом этапе очень важно выявить подлинные прич. этого конфл., а следов., опр-ть и истинные цели, к-е преследуют его участники.

2. Развитие. Четко опред-ся силы, поддерживающие каждую из конфл. сторон. Становится ясной степень интенсивн. конфл. В ходе этапа развития м. выделить 3 осн-х типа взаимоотнош-й между конфл. сторонами:

конкурентный – пост. воспроизв-е соперниками оппозиц-х отнош-й друг к другу;

индивидуалистский – стремл-е какой-либо стороны получ-ть односторон-е преимущ-во, игнорир-я интересы др. стороны;

кооперативный – готов-ть уваж-ть интересы др. и искать выход из ситуации.

3. Окончание. Самая важная фаза, т.к. от результата зав-т баланс сил. Есть 2 вар-та оконч-я конф-та:

а) достиж-е примирения сторон; б) непримиримость сторон (создание тупиковой ситуации).

Сущ-т 2 пути примир-я сторон:

1. - мирное урегулир-е (сохр-е своих позиций)

М.б достигн. в результ.:

- достижения компромисса на основе сохран. исх. позиций;

- на основе соглаш-я, основанного на взаимных уступках;

- в результ. истощения рес-в одной или обоих сторон, что делает невозм. продолж. конфл.

- обретение в ходе спора понимания прав и интересов соперника.

2. Примирение на основе принужд-я. В основе м. лежать:

- явное превосходство сил и ресурсов одной стороны и их дефицит с др.;

- изоляция одной из сторон конфл., пониж. ее статуса;

- тотальное истребл-е соперника.

 

Понятия и виды политических кризисов

Политический кризис― состояние политич. сис-мы общ-ва, котор. Выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов в предельно-резком усилении полтич. напряжённости. Политич. кризисы могут охватыватькак всю политич. сис-му вцелом, так и её эл-ты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных