Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая мысль Древнего Востока.




Исторически предшествовала всем другим направлениям пол мысли религ традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возн значительно раньше, чем другие формы общ сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практ-го и дух-го овладения мира человеком. Поскольку в общ-ом сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые пол представления древности носили религиозно-мифолог характер. Это выражалось, прежде всего, в идее божеств происх власти и всех общ-х порядков.

Будучи порождением божественного начала, земные порядки, тем не менее, различаются между собой в разных странах. В Древнем Китае, например, единственным звеном, связывающим земные отношения с Богом, является фигура императора, в руках которого сконцентрирована вся власть и который является не только сыном Неба, но и отцом своего народа.

Конфуцианство (Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только идеальная по моральным качествам личность может управлять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы поведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администрирование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын неба") — отец, кот обязан заботиться о благе подданных. Сила гос-ва не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь соц мира, справед-го распред богатства при господстве аристократии.

Даосизм (Лао-дзы, VI-V вв. до н. а.): отказ от идеи божест происх власти;гос управл на основе единых и определенных законов; "назад к природе", "деревня-государство" в качестве идеала (минимум социальной организации); резкая критика всякого насилия, войн и притеснения народа.

Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.): идея принадлежности верховной власти народу; учет интересов народа в процессе управления; стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреблением низов; умелое сочетание в управлении государством наказаний с мудрым наставлением.

Легизм (Шан Ян, 400-338 гг. до н. э.): крайний деспотизм (абсолютная власть императора, тотальный контроль за личностью, бюрократическая регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных); управление государством на основе жесткой системы административных предписаний под страхом сурового наказания.

В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека.

Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту "Ригведа", мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.

Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.

Брахманизм — в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.

Буддизм — в VII в. Сиддхартха отверг мысль о боге как о верховной личности и правителе мира, первоисточнике законов и выступил с проповедью гуманизма.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных