Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Массовые общественные организации и движения, их виды и функции.




Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

- по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

- по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

- по методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

25. Послание президента РФ: совершенствование избирательной системы.

Государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к средствам массовой информации, и не только в процессе избирательных кампаний, а в текущей жизни. Но мы с вами должны понимать, уважаемые коллеги, что это задача непростая. В начале года у нас было семь партий, сейчас их уже, по-моему, сорок восемь, а ещё организовано более двухсот оргкомитетов и ведут работу над созданием собственных партий. Но тем не менее госвласть должна стремиться к тому, чтобы все были поставлены в равные условия. Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – к партийным спискам и по одномандатным округам, которые, конечно, ещё нужно будет определить. Согласен с этим, давайте вернёмся.

Некоторые говорят и о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков. Давайте подумаем отдельно над этим вопросом. Он требует детального обсуждения, рассмотрения и дискуссии. Убеждён, что всё это может сделать нашу политическую систему ещё более справедливой, открытой и конкурентоспособной. И будет ответом на запрос общества на приток новых лидеров в политику, во власть, людей ярких и независимых.

26. Конфликты в обществе: структура и типы.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.

Правда, в политической науке существует и противоположная точка зрения. Э. Дюркгейм, М. Бебер, Д. Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь, наделялась целями поддержания «социальной солидарности» (Э. Дюркгейм) или оказания «педагогического воздействия» на общество (Д. Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.

В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий.

Источники политических конфликтов

Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные — в духе К. Лоренца — интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными.

Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего — это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д.

Ко второму основному источнику политических конфликтов относятся расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма трудно.

И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью

Типология политических конфликтов

Характер изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

— с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.;

— по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (Л. Козер), характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

— по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.

— с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);

— по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.);

— в соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

27. Международная политика: понятия и центральные проблемы.

В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни — тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние. Первый из них характеризует политические отношения внутри государств как обладающих границами и суверспии том социальных систем, второй — внутри отдельных организации участников политической жизни: партий, профсоюзов, государственных учреждений и т.п., третий — отношения между государспимп н другими субъектами международной политики. Макро- и микроуронии политики называют «внутренней политикой».

Политику, выходящую за пределы национальных государств характеризует ряд категорий: «внешняя политика», «международная (интернациональная) политика», «межгосударственная политика», ннаднациональная (супранационалъная) политика», «мультинациональная политика», «транснациональная политика», «трансправительственная политика».

Наиболее общее из всех выше­названных категорий — «международная (интернациональная) по­литика». «Международная политика включает все отношения и целенаправленные действия, которые формируются или осуще­ствляются акторами, представляющими политические системы различных стран. Кроме того, международная политика охватыва­ет деятельность всех международных организаций (например, ООН) или надгосударственных объединений (например, ЕС)»[1]. Она — важнейшая часть международных отношений. Эти отноше­ния не ограничиваются интернациональной политикой и включа­ют также имеющие политическую значимость экономические, пра­вовые, культурные и другие отношения, выходящие за рамки от­дельных стран. В условиях существования национальных государств как главных субъектов международных политики и права все дру­гие интернациональные отношения регулируются государствен­ными институтами и в большей или меньшей степени политизи­руются. Поэтому международная политика в широком смысле слова часто отождествляется с международными отношениями.

Категория «межгосударственная политика» отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и пред­ставителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и т.п.), а также организации, представляющие Мировое Сообщество..

«Наднациональная (супранациональная) политика» — сравни­тельно новое в политическом лексиконе понятие, еще не полу­чившее широкого распространения в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате переда­чи отдельными государствами части своих суверенных прав над­национальным органам, которые принимают в этой области обя­зательные для всех членов объединения решения. Супранациональ­ная политика осуществляется наднациональными институтами. Она — следствие политической интеграции, наиболее ярко про­явившейся в странах, входящих в Европейский Союз, которые, сохраняя собственную государственность, подчиняются по боль­шому количеству вопросов наднациональным политическим орга­нам — Европарламенту и правительству ЕС.

Мультинациональная политика — это влияющая на междуна­родные отношения совместная деятельность объединений поли­тических субъектов из нескольких или многих государств, напри

 

мер общая политика Организации по безопасности и сотрудниче­ству в Европе (ОБСЕ), Организации Африканского Единства (ОАЕ). Субъекты мультинациональной политики — не наднациональные органы, а действующие согласованно национальные государства, стремящиеся реализовать с ее помощью свои общие интересы.

Транснациональная политика — сфера международной деятель­ности негосударственных акторов или субъектов: партий, профсо­юзов, международных неправительственных организаций («Соци­алистический Интернационал», «Гуманистический Интернацио­нал», «Гринпис», «Международная амнистия», международные церковные организации и т.п.), а также транснациональных кор­пораций, которые обычно не только пытаются реализовать свои экономические цели, но и стремятся оказывать влияние на госу­дарственную политику.

Внешняя политика характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность (например, в случае неучас­тия в международных санкциях) государства по отношению к дру­гим странам.

Различные области международной политики и специфику их субъектов поясняет следующая таблица[2].

Субъекты, действующие на международной арене, находятся в сложном взаимодействии и образуют систему международной по­литики. Ее ядро составляют отношения между государствами — главными носителями власти и суверенитета.

 

На протяжении многих веков главным объектом изучения этой отрасли знаний была проблема обеспечения внешней безопасности государства, а также тесно связанные с ней вопросы войны и мира, международных конфликтов и сотрудничества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных