Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы социальной политики




Политика, ее специфика и разновидности. Теоретические основы социальной политики (структура, функции). Субъекты и методы реализации социальной политики

Введение

Политика — многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Согласно Платону: «Политика – это искусство жить вместе». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится «управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега–и–Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.

Политика, ее специфика и разновидности (понятие, структура)

Итак, современные подходы к определению социальной политики можно свести к следующим определениям:

1. Первый подход – это взаимоотношение социальных групп и классов;

2. Второй подход – совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций и т.д.

Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Суть политики заключается в том, что она отражает сферы жизнедеятельности людей, связанные с властными отношениями (государство, политические партии, общественные движения и т.д.), действие которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей.

Сферы (виды или направления политики):

· экономическая политика;

· демографическая политика;

· аграрная политика;

· национальная политика и т.д.;

· социальная политика – это главный инструмент государства.

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер­вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив­ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив­ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по­ставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред­ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль­но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы, различные общественные организации (церковь, по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо­дит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно­го системного целого, механизм, с помощью которого осущест­вляется политическая власть в обществе. В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на мой взгляд, для анализаструктуры политики необходимо и вполне возможно применение различныхкритериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериеввыделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них.Разумеется, в политологической литературе эти критерии тракторизуютсяразличными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назватьследующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие. В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы­явлении основных элементов содержания политики как об­щественного явления. Это те самые грани, стороны, элемен­ты политики, которые выступают как необходимые, без кото­рых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести по­литическую власть, политическую деятельность, политичес­кие отношения, политические потребности и интересы, поли­тическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическуюкультуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие. Политика, политическая жизнь формируется, функциони­рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из это­го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уров­ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и обществен­ных организаций, движений и объединений. Данная трактов­ка структуры политики, исходящая из субъектного крите­рия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различ­ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов поли­тики следует назвать такие, как:· внутренняя и внешняя политика;· экономическая политика;· социальная политика;· политика в области государственного устройства и раз­вития демократии;· политика в духовно-идеологической сфере. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе­динения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения поли­тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая ор­ганизация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения. Уже краткое перечисление некоторых подходов к струк­турному анализу политики приводит к признанию необходи­мости дальнейшего продолжения анализа структуры поли­тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра­ней, элементов структуры политики. Внутренне структури­рованы и все виды политической деятельности, политическо­го сознания, политических институтов и т. д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесновзаимосвязаны, образуя целостное явле­ние — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хорошо из­вестно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Одна­ко там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое со­знание, политические интересы, политические мотивы, поро­ждая опосредованно те или иные формы политической дея­тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе­цифические тенденции, закономерности функционирования и развития.

 

Так же политика обладает определенными функциями:

· адаптация – приспособление к условиям внешней и внутренней среды;

· интеграция, т.е. согласование интересов всех элементов общества;

· артикуляция – выражение интересов отдельных социальных групп;

· целеполагание – постановка целей и задач развития общества;

· координация – установление взаимодействия различных видов и направлений социальной политики;

· социализация – приобщение членов общества к социально-политической деятельности;

· ориентация членов общества на определенные нормы и ценности;

· рекрутирование – отбор и подготовка политической элиты.

 

Теоретические основы социальной политики

(понятие, структура, функции)

Основные элементы социальной политики:

· объект;

· субъект;

· цели и задачи;

· функции;

· приоритеты и принципы;

· формы, средства и методы реализации.

Современные подходы к определению социальной политики можно свести к следующим определениям:

Социальная политика – это одна из основных частей внутренней политики государства, заключающаяся в его воздействии на социальную сферу общества.

Социальная политика – это деятельность государства направленная на:

1) удовлетворение материальных и духовных потребностей индивидов и социальных групп;

2) регулирование процессов социальной дифференциации в обществе;

3) управление социальными процессами в обществе.

Таким образом, обобщающим определением социальной политики можно назвать следующее: «Социальная политика - это совокупность принципов, методов и способов воздействия государства на социальную сферу жизни общества. Социальная политика может проводиться в масштабах, как всей страны, так и на региональном уровне. Социальная политика преследует множество целей, главной из которых считается сглаживание социального неравенства в стране и ликвидация социальной напряженности, путем повышения качества и уровня жизни населения».

Цель социальной политики

Сегодня единого подхода к определению цели социальной политики в научной литературе нет. Большинство авторов определяют цель социальной политики как удовлетворение потребностей индивидов и социальных групп. Более широко цель социальной политики определяется как удовлетворение, регулирование, управление.

Цель современной социальной политики может быть определена как развитие человеческой личности, создание благоприятных условий для ее полноценного гармоничного существования, воспитание чувства ответственности за свою жизнедеятельность, за удовлетворение жизненного важных интересов и потребностей.

Структурная горизонтальная модель современной социальной политики может быть представлена в следующей форме:

субъект механизм средство объект цель результат
           
государство социальная политика реализация потребностей человек развитие человека развитие социальной сферы общества развитие общества

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных