Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний




Половое воспитание – наиболее сложная проблема педагогики – требует не только медицинской квалификации, но и высокой внутренней культуры педагога и особых методических приемов, поскольку она предполагает воздействие на самую сокровенную, интимную сферу жизни человека.

Составным элементом полового воспитания является противовенерическая пропаганда. Ее чрезвычайная важность объясняется в первую очередь тем, что в республике в 90-х гг. наблюдается эпидемический рост венерических болезней, которые способствуют распространению СПИДа. Нарушение целостности слизистых оболочек человеческого тела при венерических болезнях создает входные ворота для вируса иммунодефицита человека и значительно повышает риск заражения этой инфекцией при сексуальных контактах.

Основная нагрузка по притивовенерической пропаганде среди молодежи ложится на педагогов учебных заведений. Во-первых, врачи, которых традиционно приглашают читать лекции для молодежи, обычно не знают осведомленности аудитории по сути вопроса, не могут быстро определить нужную степень «откровенности» разговора, а главное – зачастую не обладают педагогическими способностями. Поэтому именно преподаватели должны начинать противовенерическую пропаганду среди младших школьников. Врачи должны дополнять и углублять знания подростков. Такая преемственность позволит активно формировать стереотип полового поведения молодежи.

Термин «венерические болезни», используемый в разговорной речи, медицинской и научной литературе для обозначения болезней, которые передаются главным образом при сексуальных контактах, стал узок для этой группы заболеваний. Их чаще называют болезнями, передаваемыми половым путем. А венерическими они были названы по имени Венеры – мифологической богини любви. Но ничего общего ни с любовью, ни с красотой они не имеют, а, скорее, связаны с отсутствием всяких представлений о любви и красоте.

Согласно международной классификации, насчитывается более 20 заболеваний, передаваемых половым путем. В данную группу помимо классических венерических болезней – сифилиса и гонореи, включены трихомониаз, урогенитальный хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, гарднереллез, генитальный герпес, ВИЧ-инфекция, урогенитальный кандидоз, гепатит «В», а также педикулез, чесотка и др. Рост этих заболеваний, в частности хламидиоза, герпеса, микоплазмоза, во всем мире даже превосходит рост венерических инфекций первого поколения.

Венерические заболевания наносят значительный материальный ущерб государству. Экономические расчеты показывают, что расходы только на лечение одного больного сифилисом составляют 120-180 долларов США. Кроме того, профилактическому лечению подвергаются совместно проживающие с больным члены семьи. Затраты на лечение одного больного гонореей составляют 35-40 долларов.

Венерические болезни носят инфекционный характер, т.е. вызываются определенным микробом, который тем либо другим путем попадая в организм, вызывает заболевание. Они не оставляют у переболевшего человека выраженного иммунитета (невосприимчивости). Поэтому во врачебной практике нередко встречаются случаи повторных заболеваний сифилисом, гонореей и другими болезными этой группы.

О признаках проявления венерических заболеваний, в частности вторичного сифилиса, говорится в рассказе М.А. Булгакова «Звездная сыпь»

 

М.А. Булгаков «Звездная сыпь»

Человек повернулся, и свет керосиновой лампы-молнии залил его желтоватую кожу. Сквозь эту желтизну на выпуклой груди и на боках проступала мраморная сыпь. «Как в небе звезды», - подумал я.

«Это он – сифилис», вторично мысленно и строго сказал я. В первый раз в моей врачебной жизни я натолкнулся на него, я – врач, с университетской скамеечки брошенный в деревенскую даль в начале революции.

На сифилис этот я натолкнулся случайно. Этот человек приехал ко мне и жаловался на то, что ему заложило глотку. Совершенно безотчетно и не думая о сифилисе, я велел ему раздеться и вот тогда увидел эту звездную сыпь.

Я сопоставил хрипоту, зловещую красноту в глотке, странные белые пятна в ней, мраморную грудь и догадался. Прежде всего я малодушно вытер руки сулемовым шариком, причем беспокойная мысль – «кажется, он кашлянул мне на руки», - отравила еще минуту. Затем беспомощно и брезгливо повертел в руках стеклянный шпатель, при помощи которого исследовал горло моего пациента. Куда бы его деть?

Решил положить на окно, на комок ваты.

- Вот что, - сказал я… - У вас, видите ли, нехорошая болезнь – сифилис…

- Это что же? – спросил человек с мраморной сыпью.

Я заставил пациента раздеться еще больше и нашел заживающую уже первичную язву.

- Застегивайтесь, - заговорил я, - у вас сифилис! Болезнь весьма опасная, захватывающая весь организм. Вам долго придется лечиться!..

Тут я запнулся, потому что – клянусь! – прочел в этом, похожем на куриный, взоре удивление, смешанное явно с иронией.

- Глотка вот захрипела, - молвил пациент.

- Ну да, вот от этого и захрипела. От этого и сыпь на груди. Посмотрите на свою грудь… Глотке мы тоже поможем, но самое главное, нужно вашу общую болезнь лечить. И долго вам придется лечиться – два года…

Тут пациент вытаращил на меня глаза. И в них я прочел свой приговор: «Да ты, доктор, рехнулся!»

- Что ж так долго? – спросил пациент, - как это так два года?! Мне бы какого-нибудь полоскания для глотки…

Внутри у меня все загорелось. И я стал говорить. Я уже не боялся испугать его. О, нет. Напротив, я намекнул, что и нос может провалиться. Я рассказал о том, что ждет моего пациента впереди, в случае если он не будет лечиться как следует. Я коснулся вопроса о заразительности сифилиса и долго говорил о тарелках, ложках и чашках, об отдельном полотенце…

- Вы женаты? – спросил я.

- Женат, - изумленно отозвался пациент.

- Жену немедленно пришлите ко мне! – взволнованно и страстно говорил я, - ведь она тоже, наверно больна?

Я рассказал о том, что бывает с костями нелеченного сифилитика, а попутно очертил и прогрессивный паралич. Потомство!

- Вы будете делать втирания. Вам дадут шесть пакетиков мази (ртутной). Будете втирать по одному пакетику в день… вот так… Сегодня – в руку, завтра – в ногу, потом опять в руку – другую. Когда сделаете шесть втираний, вымоетесь и придете ко мне. Обязательно. Кроме того, нужно внимательно следить за зубами и вообще за ртом, пока будете лечиться. Я вам дам полоскание. После еды обязательно полощите.

А еще через несколько минут, пробегая по полутемному коридору из амбулаторного своего кабинета, я услыхал бегло хриплый шепот:

- Плохо лечит. Молодой. Понимаешь, глотку заложило, а он смотрит, смотрит… То грудь, то живот… Глотка болит, а он мази на ноги дает.

Мне было страшно.

Неужели все в пустую?

 

Вопросы и задания

1. Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?

2. С какими жалобами обратился больной к врачу?

3. Чем обработал врач руки после осмотра больного?

4. Какие признаки сифилиса были обнаружены?

5. О каких путях заражения сифилисом рассказал врач пациенту?

6. Какие последствия ожидали больного при отказе от лечения?

7. Почему больной не поверил врачу?

8. Прочитайте полностью рассказ М. Булгакова «Звездная сыпь».

9. Что нового узнали из данного рассказа о сифилисе? Какова продолжительность скрытого периода этой болезни? Каковы пути заражения? Где может появиться и как выглядит первичная язва?

 

Пояснения к тексту

«Хрипота» – признак сифилитического поражения гортани. При прогрессировании заболевания дыхание бывает затруднено настолько, что требуется оперативное вмешательство – трахеотомия (разрез трахеи с введением в нее специальной трубочки).

Прогрессивный паралич – поражение нервной системы при третичном сифилисе. Проявляется в нарушении умственных способностей и двигательных функций. Человек становится глубоким инвалидом: умственно неполноценный, не может ходить, не контролирует физиологические отправления.

Ф.Г. Углов в повести «В плену иллюзий» описал заражение молодого художника, который пил шампанское из одного стакана с другом. Через месяц он почувствовал боль в горле, полтора месяца без результата лечился от ангины, после чего, наконец, была выявлена сифилитическая ангина. «Водка в состоянии разрушить все ткани и органы человека, но на микробы она никак не действует», - пишет Углов.

Предупреждение венерических болезней.

Работа всех социальных институтов по предупреждению венерических заболеваний должна включать:

1) Разъяснение о начале половой жизни среди молодежи в более поздние сроки;

2) Объяснения, что сексуальных контактов со случайными знакомыми следует избегать, необходимо иметь постоянного полового партнера;

3) Обучение умелому использованию средств индивидуальной профилактики венерических болезней (презерватив, раствор мирамистина 0,01%, раствор хлоргексидина биглюконата 0,05%, «Фарматекс»)

 

Все три условия могут быть выполнены при наличии у каждого конкретного индивидуума положительного стереотипа сексуального поведения, который сформирован в процессе полового воспитания. Нами доказано, что достаточная информированность о признаках, последствиях и профилактике венерических болезней является фактором, активно формирующим внутренние установки человека, которые, в свою очередь, определяют стереотип его поведения. Поэтому противовенерическая пропаганда является очень важным элементом общегосударственной системы формирования здорового образа жизни и должна занять свое место в программе подготовки молодежи к взрослой жизни.

Чтобы предупредить раннее начало сексуальной жизни, необходимо проводить в школе работу по половому воспитанию, вырабатывать убеждения, взгляды, привычки здорового сексуального поведения

 

Гигиена

Гигиена, в частности гигиена детей и подростков, - медицинская наука, изучающая влияние природных и социальных факторов на растущий организм и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования, оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья. Выделяют гигиены воздушной среды, освещения, двигательного режима, режима обучения. Еще одной составной частью гигиенической науки является гигиена питания: суточный набор продуктов и их распределение в течении дня, особенности питания в зависимости от возраста, типичные ошибки в питании школьников и т.д.

В отрывке из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассказывается о том, что чревато неуемное потребление пищи.

 

Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

 

В любое время великан Грангузье был большой весельчак и любитель покушать. В его погребах хранился большой запас окороков, множество колбас. Целые горы солонины с горчицей, икры и жирных сосисок. Уже в не молодом возрасте он женился на Гаргамели, красивой и здоровой девице, а через год у них родился Гаргантюа. По случаю рождения сына Грангузье задал такой пир, каких давно не бывало в тех краях. Как раз к этому времени зарезали 367014 штук жирных быков, чтобы засолить мясо к весне. Потрохов получилось, сами понимаете, достаточно. И таких вкусных, что каждый пальчики облизывал. Решено было сожрать их без промедления.

Для этого пригласили молодцов со всей округи. Все они были любители покушать, веселые ребята и славные игроки в кегли.

Пир получился на славу. Сам Грангузье на радостях съел ровным счетом шестнадцать бочек, два ведра и шесть горшков. То-то расперло ему кишки!..

У Гаргантюа была удивительная рожа с десятью подбородками. Кроме того, надо сказать, что кричал он очень редко, зато закусывал ежеминутно.

 

Вопросы и задания

1. Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?

2. Почему у Гаргантюа развился неуправляемый аппетит и он «закусывал ежеминутно»?

3. Что вы знаете о вредной и полезной пище?

4. Соблюдаете ли вы режим питания?

5. Можете ли вы отойти от стола, если видите на нем что-то вкусненькое?

6. Как определить объем еды, необходимый для здоровья?

7. Как вы понимаете пословицу: «Ешь просто – доживешь до ста».

 

Пояснения к тексту

В пищевой рацион должны ежедневно входить белки (мясо, творог, яйца, рыба, бобовые), а также овощи и фрукты.

Переедание ведет к сложной переработке пищевых веществ и последующему их отложению в жировых тканях организма, лишнему весу. Это затрудняет работу сердечно-сосудистой системы, ведет к дисгармонии физического развития.

Школьники должны знать, что каждый человек обязан заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Созданный В. Маяковским «Санплакат» преследует цель привлечь внимание читателей к вопросам здоровья. Для обсуждения можно выделить 19 пунктов, каждый из которых может стать темой для разговора по данной теме.

 

В.В. Маяковский «Санплакат»

 

Убирайте комнату,

чтоб она блестела.

В чистой комнате –

чистое тело.

Воды –

не бойся,

ежедневно мойся.

Зубы

чистить дважды,

каждое утро

и вечер каждый.

Курить –

бросить.

Яд в папиросе.

 

То, что брали

чужие рты,

в свой рот

не бери и ты.

 

Ежедневно

обувь и платье

чисть и очищай

от грязи и пятен.

Культурная привычка,

приобрети ее –

ходи ежедневно в баню

и меняй белье.

Не пейте

спиртных напитков.

Пьющим – яд,

Окружающим – пытка.

Затхлым воздухом –

жизнь режем.

Товарищи,

отдыхайте

на воздухе свежем.

Товарищи люди,

на пол не плюйте.

 

Запомните –

надо спать

в проветренной комнате.

 

Мойте окна,

запомните это,

окно – источник

жизни и света.

Товарищи,

мылом и водой

мойте руки

перед едой.

Запомните вы,

запомни ты –

пищу приняв,

полощите рты.

 

Грязь

в желудок

идет с едой,

мойте

посуду

горячей водой.

Фрукты

и овощи

перед

едой

мойте

горячей

водой.

Нельзя человека

закупорить в ящик,

жилище проветривай

лучше и чаще.

Вытрите ноги!!!

забыли разве, -

несете с улицы

разную грязь вы.

Держите чище

Свое жилище.

 

Вопросы и задания

1. Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?

2. О каких правилах личной гигиены напоминает поэт? (Отвечая на вопросы, находите в тексте соответствующие строки.)

3. Назовите правила ухода за жилищем.

4. Назовите правила ухода за одеждой.

5. Что поэт пишет о вредных привычках?

6. Какие полезные для здоровья привычки описаны в стихотворении?

7. Составьте таблицу правил гигиены.

 

Пояснение к тексту

Разговор о привычках, их пользе и вреде для здоровья становится более отвлеченным и раскованным при использовании художественного текста. Герой литературного произведения вне критике. Его нельзя обругать, огорчить вызовом родителей в школу, ему можно посочувствовать, его можно понять.

 

 

Заключение

 

 

Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а так же их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанность врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают "секреты" их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.

Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

Первым шагом к которому в условиях школы могут быть уроки и внеклассные мероприятия по валеологии

Список литературы

1)Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.

2)Адамович Г.Г. За чистоту воды, воздуха, почвы: Метод. материалы в помощь лектору. М., 1977.

3)Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

4)Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. М., 1990.

5)Гавалов С.М., Демченко А.Е. Не кури, мама. Новосибирск, 1989.

6)Гадасина А.Д. Плоды запретов: Подростки и секс: Кн. для учителей. М., 1991.

7)Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. М., 1989.

8)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1982.

9)Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М., 1986.

10)Колесов Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании. М., 1988.

12)Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. М., 1989.

13)Коростелев Н.Е. От А до Я. М., 1987.

14)Лисицин Ю.Н., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни. М., 1986.

15)Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. СПб., 1996. Т.1.

16)Табакокурение и здоровье: Тез. докл. Всесоюз. науч-практ. конф. Новосибирск, 1988.

17)Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5-7 класс). СПб., 1997.

18)Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учеб. пособие для дифференцир. обучения учащихся 9-11 классов средн. шк. М., 1992.

19)Умецкий О.С. Совсем не личное дело. Мурманск, 1986.

20)Шевердин С.Н. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголизма. М., 1987.

21)Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. М., 1986.

 

Все отзывы и пожелания по данной

работе направляйте по E-mail:

GENYOK@MAIL.RU

Искренний ваш АВТОР!!!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных