Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об эгоцентризме и эгоизме. Нравственность и мораль




Эгоцентризм

Эту, эгоцентрическую установку (она ещё именуется солипсистской) можно сформулировать так. – Я – центр универсума, а по сути – и сам универсум, то есть единственно реально существующее в нём, его «зачем», его смысл; я – можно сказать, его душа. Всё прочее в мире, что по видимости не я, любой объект, в т.ч. и как будто одушевлённый и даже относящийся к тому же виду «человек», что и я – всё предстоящее мне существует всё-таки не само по себе, а постольку, поскольку существует – представлено – во мне: всё это мои, приятные или докучные, всегда, увы, более или менее непослушные мне представления. Лишь в качестве таковых они и имеют для меня своё значение. Существовать – значит быть воспринимаемым (мною). Чего нет для меня, того нет вообще.

Эгоизм

Эта простая установка состоит в следующем. Я для себя – главное в этом мире, и с этой позиции, «если не дурак», только и могу и должен подходить ко всему, с чем в нем сталкиваюсь; но при этом – и вот то, что я обязан усвоить ради собственного же благополучия – при этом я, увы, не являюсь его центром! Кроме меня с моими интересами существуют независящие от меня обстоятельства, так называемая объективность; безусловно существуют и другие Я, для которых, увы, главное в универсуме – это они сами, а не я (как в то верилось мне в младенчестве и что было бы конечно лучше). Так и можно было бы определить другие Я: это такие особые обстоятельства, которым не просто на меня наплевать, а которые активно заботятся о самих себе, и не преминут, если будет им нужно, проявлять эту заботу о себе и за счет меня! Никто ничего «не принесет мне на блюдечке». А значит, «жизнь – борьба», война всех со всеми, в которой всякое согласие – это только либо комплот кого-то с кем-то, либо перемирие, военная хитрость, устраивающая (до поры) все воюющие стороны. Разум эгоиста говорит ему – «я для себя»; так что нравственность, которая будто бы учит – «я не только для себя» – должна зиждиться с эгоистической точки зрения или на чем-то иррациональном (внеразумном) или просто на глупости (неразумии).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных