Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образование как социокультурный феномен




 

1. тенденции современной социокультурной ситуации и образования

2. образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества

3. 2 основные функции образования и соответствующие им модели

4. деятельностный подход в образовании

1.Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется:

1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ

2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом.

Тенденции социокультуры:

1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать.

2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе

3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности

4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка.

5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется:

• В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования

• В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС.

• В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства

2.Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствие как задач, которые будут способствовать разрешению, можно разделить на 3 группы:

1) интерсоциальные – сдерживание распространение ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого мирового экономического порядка, гармонизация отношений между развитыми и отсталыми государствами, предотвращение терроризма

2) проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы: предотвращение деградации природной среды, причины опасного загрязнения воздуха, воды и почвы, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов, обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты

3) проблемы взаимоотношения человека и общества: преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическим факторами, так и социокультурными. Снижение роста количества физически и психологически неполноценных людей

Причиной перечисленных проблем является прежде всего сам человек, с его недостаточным уровнем знаний, неустойчивости мировоззрения и духовно-нравственных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также ответственность включенных в их разрешение. Без объединенных усилий всех стран в сфере образования, без разработки образовательных программ воспитания высококультурных и ответственных граждан планеты, окончательное решение этих проблем представляется невозможным.

3.Образование выполняет социокультурные функции, поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер, так и всего общества.

Основные функции образования:

1) образование – способ передачи накопленных знаний человеку, способ вхождения в мир науки и культуры

2) образование – это среда общения (образовательная среда, сформированная в школе, вузе влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе

3) образование – средство развития и становления человека как личности и профессионала, это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее самоутверждения

4) образование – средство обеспечения преемственности поколений

5) образование – фактор социального прогресса, т.к. обеспечивает взаимосвязь науки и производства

Все эти функции можно свести к 2: воспроизводство и развитие.

Воспроизводство – воспроизводство культуры, опыта, деятельности людей и развития общества и личности. Она осуществляется посредством теоретических (традиционное, знаниевой, предметно-ориентированной) модели образования.

Развитие – универсальной, способной, деятельностной, инновационной, личностноориентированной.

Традиционная модель предполагает направленность педагогического процесса на формирование у обучаемого знаний, умений и навыков. При этом процесс обучения недостаточно представить передачей способов мышления, реализации разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру общения.

Универсальная модель – на развитии способностей личности, на учет индивидуальных способностей учащихся путем их согласования или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. Важнейшая задача обучения – овладение способами мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала. Способ реализации содержащий образование в этой модели называется деятельностный подход.

4.Отвергается доминирование вербальных методов обучения: догматические формы передачи готового учебного материала, монологичность и обезличенность словесного преподавания, пассивность обучающегося. Деятельностный подход предполагает активные формы и методы обучения, развивающие технологии, активное участие всех участников педагогического процесса, усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных