Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.




1-й этап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога.2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.3-й этап. Сбор информации о семье. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.4-й этап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..6-й этап. Выход из семьи [4, с 175 – 179].

По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи. В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии [6].

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения.

В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций.

27.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных:

- выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае;- оказание посильной организационно-юридической помощи- обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;- организация досуга и отдыха детей;- содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;- стимулирование создания групп самопомощи;- помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, но в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;- помощь в получении материальной помощи различного вида;- информационные и организационно-посреднические услуги;- социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т. д.

 

Многодетные семьи. Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие: - определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи; - установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена; - помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;- помощь в обеспечении и повышении доходов; - решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических; - консультирование, педагогическая помощь; - социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений; - контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости; - наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.; - организация благотворительных акций в пользу многодетных семей; - периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи; - стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п.

 

 

Этапы социально-педагогической деятельности: первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи. Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием. Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи). Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса. Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

 

33. Основными задачами детских домов являются:

- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

- обеспечение охраны здоровья детей;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

- охрана интересов и прав воспитанников;

- освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

- формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения – приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения – устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты - возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр. Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем. Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Цель деятельности – социализация ребенка. Субъектов -выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами- выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, социальный педагог должен хорошо представлять, с какой категорией детей ему придется работать.

39.Социально-педагогическая виктимология: сущность и содержание

В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология. Под виктимологией (от лат. victime - «жертва» и греч, logos - «слово, понятие, учение») понимают учение о поведении жертвы насилия. Термин был введен в криминалогии для изучения причин криминального воздействия на человека (человека как жертвы криминального воздействия). В социальной педагогике термин виктимология введен А.В. Мудриком. Под социально-педагогической виктимологией понимается отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развития и воспитания, предупреждения и преодоления последствий десоциализации.

Как отрасль социально-педагогического знания, виктимология изучает:

- само понятие социально-педагогическая виктимология, его сущность, содержание;

- человека, как субъекта или как объекта социально-педагогической виктимизации;

- само явление – социально-педагогическая виктимизацию, как процесс десоциализации человека;

- виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания (семья, приемная семья, интернатное учреждение), других характеристик и разрабатывает общие и специальные цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации, минимизации ее негативных последствий;

- на междисциплинарном уровне общие и специфические, цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по стимулированию социального развития, социализации людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, профилактике вторичных отклонений, их минимизации, нивелирования, компенсации и коррекции;

- типы виктимных людей различного возраста, сензитивность того или иного пола, возраста к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социально-педагогические и психологические рекомендации по профилактике их виктимизации;

1. причины восприятия человеком себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи в коррекции самовосприятия, при необходимости ресоциализации;

2. возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.

Человек выступаети субъектом, и объектом как социализации, так и десоциализации (виктимизации). Виктимизация – это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием совокупности негативных внешних условий и факторов, способствующих его превращению в тот или иной тип жертв неблагоприятной социализации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Как субъект, человек выступает в роли лица, которое способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации) другого. Он в определенной степени выступает в роли виктимизатора (виктимизирующего) - посягателя на благополучие социализации другого человека. Виктимизатор (виктимизирующий), посягатель — это человек, целенаправленные действия которого вводят объект его внимания в состояние жертвы, результатом которого является его дезадаптация, негативная (разрушительная) десоциализация. Позиция виктимизатора (виктимизирующего человека) по отношению к другому носит деструктивный (от франц. destructif; от лат. destructivus – разрушительный) характер (внешний разрушительный характер).

Роли виктимизатора и жертвы могут быть ярко выражены (определены) в ряде ситуаций (например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим). Они могут быть не выражены (не ярко выражены) внешне и их трудно определить, но носить дезадаптивный, десоциализирующий характер (например, при совместной деятельности людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности). Подобную роль учителя по отношению к ученику начальных классов раскрыл В.А. Сухомлинский в статье «Трудные дети». Он подчеркивал, что есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью. Их возбуждает школьная суета – беготня, шум, особенно крик учителя, даже когда он не относится к нему. От крика ученик цепенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени. Речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15-20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается, у мальчика дрожат ноги![1] Это реальный пример виктимизирующего влияния учителя на ребенка.

Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации (десоциализации). Он становится жертвой социализации - виктимизированным, которая характеризует результат негативного воздействия факторов и условий на его социализацию. Жертва социализации характеризуетчеловека, испытывающего на себе негативное влияние (испытавшего последствия негативного влияния) внешнего характера (условий, ситуаций, действий посягателя и т. п.), определяющие его дезадаптацию и десоциализацию (приведшие его к дезадаптации и десоциализации).

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность к виктимизации. Их называют виктимными (виктимный человек, виктимные люди). Виктимность, виктимный человек (виктимные люди) – это человек (люди), склонный (склонные) стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Это те, кто чаще всего становится объектом виктимизации. Их отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также наличие личностных качеств (азартность, корыстолюбие и т.п.) и особенности характера (агрессивность, вспыльчивость и т.п.), поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации.

К виктимным относят людей, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек можетсебя считать неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

Жертв виктимизации достаточно много. В литературе выделяются следующие виды виктимности:

личностную - как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой не успешности в чем-либо, быть подверженной влиянию другого человека деструктивного характера;

1. групповую — как деструктивное воздействие группы на своих членов. Такое воздействие может иметь место под влиянием толпы, детской «стаи», а также различных детских, молодежных и других неформальных негативных объединений, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;

2. всеобщую — определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно подразделяются на реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами - категориями людей, в том числе:

1) реальные – это те люди, которые уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации вследствие их своеобразия. К реальным жертвам следует отнести:

1 людей с инвалидностью;

2 людей с ограниченными возможностями;

3 людей с психико-соматическими дефектами и отклонениями;

4 социальных сирот, детей улицы и др.;

2) потенциальные – это люди, которые вследствие определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К потенциальным жертвам социализации относятся:

ГЛАВА 1 дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера;

ГЛАВА 2 дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С такими детьми постоянно что-то случается - то на них падает сосулька, то назначают "козлом отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;

ГЛАВА 3 дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и так далее;

ГЛАВА 4 дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;

ГЛАВА 5 метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;

ГЛАВА 6 дети, воспитывающиеся в государственных и не государственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации;

1. латентные - это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Это могут быть дети нормально развитые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействию влиянию которой они не в состоянии. К данной категории относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные категории жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру, к себе). Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов:

a. инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;

b. дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т. е. имеющих родителей или близких родственников), ставших в последствие изгоями общества. По данным статистики среди них до 30 % становятся бомжами, до 20 % - правонарушителями, а до 10 % заканчивают жизнь самоубийством.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимных людей. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, существенно влияющие на виктимизацию человека и возможности ее профилактирования и преодоления.

34.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с наруше-нием социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющие-ся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уго-ловную ответственность.
Невский И.А. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;
- делинквентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
Девиантное поведение всегда в начале бывает немотивированным Подросток, как пра-вило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные причины, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и т.д.) не может этого сделать. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными, спровоцированные об-стоятельствами, затем изменения в поведении накапливаются и приводят к устойчивым фор-мам девиантного поведения.Подобное поведение затягивает Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального» поведения исключают его из своей сферы общения. Подросток, чтобы остаться в группе, вынужден увеличивать свою девиантную ак-тивность и его действия становятся мотивированными.
Особую роль при овладении девиантным поведением играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:
- облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова;
- обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
- снижает уровень ответственности за совершенное правонарушение

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

§ агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

§ корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;

§ распространение и продажа наркотиков.

 

 

16.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных