ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие о воспитании в широком и узком смысле слова, общие научные закономерности и принципы воспитания.Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых личность овладевает различными компонентами общественного опыта. Специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, включает в себя обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике понятий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования социальных и духовных отношений. Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон - обучения и воспитания в узком смысле — в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания. Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Общие закономерности воспитания: 1 .Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта, то есть действующего лица. Большой движущей силой активности и развития человека является интерес. Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения. Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит поставленная и определенным образом обоснованная цель. 3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношении педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на её деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность. Можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своём развитии. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании. 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. 6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 1.Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 8 .В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованно-, сти педагогических уситй учителей, семьи и общественных организаций. Когда в науке достаточно обстоятельно разработаны теоретические законо- мерности, они становятся принципами практической деятельности. Речь идет о том, что установленные в науке закономерности должны обусловить характер соответствующей практической деятельности, выступать как принципиальные требования к ее организации.
12.Наиболее известные в мире системы воспитания. | Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приёмов их поэтапной реализации в рамках определённой соц. структуры (семьи, школы, вуза, государства). 1 Спартанская система воспитания - 6-4 вв до н.э. Цель -подготовка воина, члена военной общины. Воспитание проходило в 3 этапа: 1 этап (7-15 лет) — в военном лагере дети приобретали навыки письма и чтения, главное физическое закаливание, приучали к немногое л овию. 2 этап (15-20 лет) - к минимальному обучению грамотой добавляют обучение пению и музыкой, ужесточают способы воспитания. 3 этап (20-30 лет) - в военной общине воины учились владеть всеми видами оружия и постепенно приобретают статус полноправных членов общины. 2. Афинская система воспитания. Образец воспитания в Др. Греции Цель - всестороннее гармоничное развитие личности. До 7 лет дома. 1 этап (7-16 лет) - мальчики получают литературное, музыкальное и военно- спортивное образование в школах. 2 этап (16-18 лет) - совершенствовали образование в гимназиях. 3 этап (18-20 лет) - обучались эфебии (высшая школа военного мастерства). 3. Религиозная система воспитания - 6-15 вв в Еврбпе. Цель - привести человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозных нравственных норм. 4. Сословная система воспитания представлена в виде: а) рыцарское воспитание; б) система воспитания джэнтельмена по Д. Локку. До 7 лет дома. 1 этап (7-14 лет) - мальчик при дворе феодала служил пажом при его супруге, жил на женской стороне замка. 2 этап (14-21 год) переходил на мужскую половину замка и становился оруженосцем при рыцарях феодалах. Необходимо было освоить: «начало любви, войны и религии». 3 этап - в 21 год посвящение в рыцари. Испытание на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах и пирах. Рыцарь должен был овладеть 7 рыцарскимидобрадетелями: 1) Ездить на коне 2) Владеть копьём 3) Фехтовать 4) Плавать 5) Играть в шашки 6) Охотиться 7) Слагать и петь песни в честь дамы сердца под музыку аккомпонемента. В сословиях воспитывали джэнтельменов - человек отличается утончённостью в обращении с людьми и обладающий качествами дельца и предпринимателя. Воспитание включало в себя: 1)физическое воспитание, выработку характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание, обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание; 4)развитие любознательности и интереса к учению. 5 Гистема воспитания человека в коллективе и через коллектив (коммунистическая система воспитания). А.С.Макаренко. 1930-1980 СССР. Главная задача - воспитание человека коллективиста, для которого общественные интересы всегда должны быть выше личных.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|