Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о воспитании в широком и узком смысле слова, общие науч­ные закономерности и принципы воспитания.




Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогиче­ского процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью ко­торых личность овладевает различными компонентами общественного опыта.

Специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, вклю­чает в себя обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике поня­тий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообраз­ных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования соци­альных и духовных отношений.

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон - обучения и воспитания в узком смысле — в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга.

Нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повто­ряющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация ко­торых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и форми­ровании личности.

Общие закономерности воспитания:

1 .Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в дея­тельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное разви­тие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельно­сти. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта, то есть действующего лица.

Большой движущей силой активности и развития человека является инте­рес. Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая ста­дию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлека­тельный характер.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения. Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит поставленная и определенным образом обоснованная цель.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической ос­новой этой закономерности является то, что характер отношении педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на её деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным ува­жением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызы­вать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

Можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотруд­ничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспек­тивы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой за­кономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех резуль­татов, которых он хочет достичь в своём развитии. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положитель­ные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности яв­ляется то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая дея­тельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осо­бенности учащихся.

1.Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8 .В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованно-, сти педагогических уситй учителей, семьи и общественных организаций.

Когда в науке достаточно обстоятельно разработаны теоретические законо- мерности, они становятся принципами практической деятельности. Речь идет о том, что установленные в науке закономерности должны обусловить харак­тер соответствующей практической деятельности, выступать как принципи­альные требования к ее организации.

 

12.Наиболее известные в мире системы воспитания. |

Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приёмов их поэтапной реализации в рамках определённой соц. структуры (семьи, школы, вуза, государства).

1 Спартанская система воспитания - 6-4 вв до н.э.

Цель -подготовка воина, члена военной общины.

Воспитание проходило в 3 этапа:

1 этап (7-15 лет) — в военном лагере дети приобретали навыки письма и чтения, главное физическое закаливание, приучали к немногое л овию.

2 этап (15-20 лет) - к минимальному обучению грамотой добавляют обучение пению и музыкой, ужесточают способы воспитания.

3 этап (20-30 лет) - в военной общине воины учились владеть всеми видами оружия и постепенно приобретают статус полноправных членов общины.

2. Афинская система воспитания.

Образец воспитания в Др. Греции

Цель - всестороннее гармоничное развитие личности.

До 7 лет дома.

1 этап (7-16 лет) - мальчики получают литературное, музыкальное и военно- спортивное образование в школах.

2 этап (16-18 лет) - совершенствовали образование в гимназиях.

3 этап (18-20 лет) - обучались эфебии (высшая школа военного мастерства).

3. Религиозная система воспитания - 6-15 вв в Еврбпе.

Цель - привести человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозных нравственных норм.

4. Сословная система воспитания представлена в виде:

а) рыцарское воспитание;

б) система воспитания джэнтельмена по Д. Локку.

До 7 лет дома.

1 этап (7-14 лет) - мальчик при дворе феодала служил пажом при его супруге, жил на женской стороне замка.

2 этап (14-21 год) переходил на мужскую половину замка и становился оруженосцем при рыцарях феодалах. Необходимо было освоить: «начало любви, войны и религии».

3 этап - в 21 год посвящение в рыцари. Испытание на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах и пирах.

Рыцарь должен был овладеть 7 рыцарскимидобрадетелями:

1) Ездить на коне

2) Владеть копьём

3) Фехтовать

4) Плавать

5) Играть в шашки

6) Охотиться

7) Слагать и петь песни в честь дамы сердца под музыку аккомпонемента. В сословиях воспитывали джэнтельменов - человек отличается

утончённостью в обращении с людьми и обладающий качествами дельца и

предпринимателя.

Воспитание включало в себя:

1)физическое воспитание, выработку характера, развитие воли;

2) нравственное воспитание, обучение хорошим манерам;

3) трудовое воспитание;

4)развитие любознательности и интереса к учению.

5 Гистема воспитания человека в коллективе и через коллектив (коммунистическая система воспитания).

А.С.Макаренко. 1930-1980 СССР.

Главная задача - воспитание человека коллективиста, для которого общественные интересы всегда должны быть выше личных.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных