Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важ­нейшая закономерность воспитания, возрастная периодизация школь­ников.




Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависи­мости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и со­циального) существенно отличаются друг от друга Вот почему разви­тие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индиви­дуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологи.

Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания от­дельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот матери­ал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индиви­дуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зави­сит их внимание на уроке и общая работоспособность.

Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразив­шиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нерв­ной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические на­грузки, определять место посадки учеников в классе (напри­мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, под­верженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также ска­зываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови-тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особен­ностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: бо­лее сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсив­нее развивались их интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их па­мять, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно­эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличает­ся повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища­ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной дея­тельности, распределении общественных поручений и преодолении отри­цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудитель­ных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их вос­питание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, ко­торые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание осо­бенностей развития каждого школьника создает условия для успешного уче­та этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных