Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.




Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных клас­сах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными осо­бенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позво­ночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный при­рост мышечной силы.

Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполне­нием упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультминутки, в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохлад­ную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные помещения и коридоры. Необходимо так­же заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокой­ные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот пе­риод происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего по- иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характери­зуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными ос­ложнениями, связанными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обмен­ных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномер­ность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим раз­виваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно­сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько I отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и сис -1 темам. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, по- I этому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное фи-1

зическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки 1 длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко при­водят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физиче­ских нагрузок является важной задачей при организации практической дея­тельности подростков.

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризую­щийся наступлением физической и психической зрелости.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно­сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая ра­ботоспособность, а координация движений по своим качествам приближает­ся к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созре­вание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здо­ровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных