ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность обучения как педагогического процесса, характеристика понятий: знание, умение, навык, способности.В чем же состоит сущность обучения. Прежде всего необходимо отметить, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Хотя в процессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляют организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование. Следовательно, более правильным будет считать, что обучение есть целе- 1 направленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно - познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способно- 1стей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, - никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения: -стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся; - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками; - развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований; - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; - совершенствование учебных умений и навыков. Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо раскрыть эти понятия. Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.) В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык выступает как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. В процессе обучения решаются также задачи формирования научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|