ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗО.Дидактические закономерности и принципы обучения.Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие: - направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; -деятельностный характер обучения; -единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; - проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; - обеспечение радости успехов в овладении знаниями; - раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; - повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы; - согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся. Умелая реализация этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Специфические закономерности обучения: 1 Научность и мировоззренческая направленность обучения (содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность); 2.Проблемность обучения (в процессе обучения необходимо ставить, перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности); 3. Наглядность обучения (сложилась целая система наглядных пособий, которые применяются в обучении. К этим пособиям относятся: а) реальные предметы и явления в их натуральном виде; б) модели машин; в) муляжи; г) иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии; д) графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы; е) различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса); 4. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения (без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности); 5. Доступность обучения (сделать обучение доступным - значит правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, то есть тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету; правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала; правильно определить количество учебного времени (уроков), отводимого для изучения каждого учебного предмета; доступность обучения связана с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития); 6. Систематичность и последовательность обучения (обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала); 7. Прочность обучения и его цикличность (прочность обучения обеспечивается: учащиеся должны совершать в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет и систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся); 8. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (чтобы учитель, готовясь к проведению учебных занятий, тщательно продумывал, какие конкретные образовательные, развивающие и воспитательные задачи он будет решать; важное значение имеет подбор фактического материала; не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность; реализация этой проблемы требует тесной связи теории с практикой). Требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из них относятся следующие: -обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность; -обучение должно характеризоваться проблемностью; -обучение должно быть наглядным; -обучение должно быть активным и сознательным; -обучение должно быть доступным; -обучение должно быть систематическим и последовательным; -обучение должно быть прочным; -в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
31.Методы и приёмы обучения, классификация методов. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели. Каждый метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебнопознавательной деятельности учащихся. Под методами обучения следиет понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А.Данилова и Б.П.Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы: а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Данная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в’ нее внести некоторые уточнения, то можно выделить следующие группы методов обучения: -методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; -методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; -методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы; -методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы; -методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестиро- вание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|