Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗО.Дидактические закономерности и принципы обучения.




Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществ­ляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармонич­ного развития личности;

-деятельностный характер обучения;

-единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

- проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

- повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и об­щественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащих­ся.

Умелая реализация этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.

Специфические закономерности обучения:

1 Научность и мировоззренческая направленность обучения (содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую на­правленность);

2.Проблемность обучения (в процессе обучения необходимо ставить, перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные си­туации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности);

3. Наглядность обучения (сложилась целая система наглядных пособий, ко­торые применяются в обучении. К этим пособиям относятся: а) реальные предметы и явления в их натуральном виде; б) модели машин; в) муляжи;

г) иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии; д) графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы; е) различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного про­цесса);

4. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения (без актив­ной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои ум­ственные способности);

5. Доступность обучения (сделать обучение доступным - значит правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, то есть тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету; правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала; правильно определить количе­ство учебного времени (уроков), отводимого для изучения каждого учебного предмета; доступность обучения связана с учетом индивидуальных особен­ностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития);

6. Систематичность и последовательность обучения (обеспечение система­тичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материа­ла);

7. Прочность обучения и его цикличность (прочность обучения обеспечи­вается: учащиеся должны совершать в процессе обучения полный цикл учеб­но-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемо­го материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного ус­воения знаний большое значение имеет и систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся);

8. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (чтобы учитель, готовясь к проведению учебных занятий, тщатель­но продумывал, какие конкретные образовательные, развивающие и воспита­тельные задачи он будет решать; важное значение имеет подбор фактическо­го материала; не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоя­тельность; реализация этой проблемы требует тесной связи теории с практи­кой).

Требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из них относятся следующие:

-обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направлен­ность;

-обучение должно характеризоваться проблемностью;

-обучение должно быть наглядным;

-обучение должно быть активным и сознательным;

-обучение должно быть доступным;

-обучение должно быть систематическим и последовательным;

-обучение должно быть прочным;

-в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

 

31.Методы и приёмы обучения, классификация методов.

Большинство авторов склонны считать метод обучения способом органи­зации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, спо­соб, путь к достижению цели.

Каждый метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (из­ложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно­познавательной деятельности учащихся.

Под методами обучения следиет понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изу­чаемым материалом.

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обу­чения.

Классификация методов обучения характеризуются большим разнообрази­ем в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.

Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А.Данилова и Б.П.Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядочен­ной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы: а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) ме­тоды проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Данная классификация хорошо согласуется с основными задачами обуче­ния и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в’ нее внести некоторые уточнения, то можно выделить следующие группы ме­тодов обучения:

-методы устного изложения знаний учителем и активизации познаватель­ной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; -методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; -методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

-методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке

умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;

-методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повсе­дневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестиро-

вание

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных