Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самовоспитание как важнейший фактор развития личности и его психолого-педагогические стимулы.




Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравствен­ности, эстетической и физической культуры.

Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внут­реннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально орга­низуемым воспитательным влиянием учителей.

Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым опреде­ляющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, на­правленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положи­тельных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факто­ров, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное вос­питание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему ог­ромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен­ных деятелей.

Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащий­ся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных меро­приятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состяза­тельности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно - эстети­ческом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспита­нием.

Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способ­ности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.

Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллек­тиве, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдель­ных школьников.

Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирова­ние учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных