Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровни и этапы педагогического профессионализма.




Н.В. Клюева описывает фазы жизненного пути профессионала приме­нительно к педагогическому труду следующим образом:

Первые пять лет работы происходит адаптация выпускника к условиям рабо­ты в школе, когда молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Пе­дагог сосредоточен на себе и своих возможностях. Зачастую учителя с не­большим стажем работы предпочитают дисциплинарные методы воздейст­вия

В следующие 6-10 лет формируется профессиональная позиция педагога, он совершенствует методы и приемы обучения. В этот период уменьшается ко­личество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутверждаться в глазах коллег и учащихся.

Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать т.н. “пе- | дагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желани­ем что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми) и возможно­стями. В этот период учителя проявляют наибольший интерес к учащимся, | умеют наладить конструктивные отношения с ними, реже используют требо­вания, угрозы и наказания.

16-20 лет работы в школе связаны с вступлением в т.н. кризис “середины жизни”, когда подводятся предварительные итоги жизни, возникает несоот- | ветствие между “Я-реальным” и “Я-идеальным” В этот период возможно временное или стойкое снижение профессионализма, но, с другой стороны, именно этот период может стать временем расцвета профессионализма, ув­леченности своей деятельностью.

Наибольших результатов в труде достигают учителя со стажем работы 21-25 лет. К этому периоду у учителя сформированы профессионально важные ка­чества, к тому же, в этом возрасте учителя имеют больше всего возможно­стей посвятить себя профессии.

Учитель со стажем работы свыше 25 лет может находиться на стадии про- iфессионального развития, которая многими авторами определяется как ста- ' дияпослепрофессионализма, когда биологическое и профессиональное ста­рение приводят к снижению мастерства. В этом возрасте возможно возник­новение такой типичной профессиональной деформации учителя, как син­дром сгорания; характерными особенностями этого периода являются также невосприимчивость нового и нарушение отношений партнерства с учащими­ся.

А.К. Маркова выделяет несколько уровнем профессионализма, каждому из которых соответствуют определенные этапы и ступени.

В данной классификации уровней профессионального развития важное значение имеет выделение непрофессионализма в качестве самостоятельного уровня. Непрофессионализм, при котором человек выступает для общества в роли псевдопрофессионала, иногда при этом производя впечатление истин­ного профессионала, действительно имеет ряд качественных отличий от дру­гих уровней профессионального развития. Труд непрофессионала отличается не только по его эффективности и результатам труда, но и по последствиям

для личности самого непрофессионала, которая становится подверженной профессиональным деформациям даже при незначительных трудностях в деятельности. Не принося пользы обществу, непрофессионал наносит суще­ственный вред и самому себе, блокируя свое личностное и профессиональное развитие.

В профессии педагога понятие профессионализма тесно связано с поняти­ем педагогического мастерства. Можно выделить несколько уровней педаго­гического мастерства:

- репродуктивный - уровень, на котором педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и то, как знает сам;

- адаптивный - когда педагог умеет передавать учебную информацию, учи­тывая особенности учеников;

- локально моделирующий - педагог, умеющий не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по от­дельным вопросам;

- системно моделирующий знания - на этом уровне педагог умеет модели­ровать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету;

- системно моделирующий деятельность, согласно которой педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных