Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА. Учебники и учебные пособия




 

Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.

Учебник выполняет две основные функции:

1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник - своеобразная комплексная информационная моделью образовательного процесса, отображающая цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй – помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий – спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.

В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета и т. п.

***

С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.

Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают: информативный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.

Каждый компонент имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативный компонент представлен с помощью вербальных средств, а также символики и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст.

Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

теоретико-познавательный: основные термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание основных законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

инструментально-практический: характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; составление набора задач, опытов, самостоятельных работ; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает: документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические и народоведческие сведения; статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает: предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; алфавиты; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации

аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикатор, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Личностная ориентация учебника. В личностно-ориентированной педагогике целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу.

Решать эту задачу можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это, прежде всего, исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом такой деятельности, как мы выяснили ранее, должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.

Таким образом, чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный, продуктивный и репродуктивный компоненты; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

Методика работы с учебником. Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:

Самостоятельная и коллективная работа с учебником – необходимые элементы уроков, а не только домашней роботы.

Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 мин. за урок.

Важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.

Учебник – не только текст. Эффективная работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т. п.).

Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).

Один из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.

Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавий к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.

Для учащихся средних и старших классов применяются следующие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;

обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в разных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

Перспективы развития учебника. Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путем замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника приводится в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный; а главы учебника, изучаемые в начале учебного года, излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.

Другой путь предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Поскольку основой личностно-ориентированного обучения является разделение внешнего и внутреннего содержаний образования, то наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый учащимися.

Включение в содержание образования создаваемого учениками личностного компонента требует изменения привычной формы учебника. Часть материала в таком учебнике – это работы учеников, обучающихся по этому учебнику и более старших учеников, закончивших его изучение.

Дидактический подход к участию учеников в конструировании учебного содержания реализован в ряде систем обучения, например в школе С. Френе, в которой учебники не применялись, а учащиеся создавали так называемые свободные тексты, используемые затем в качестве пособий[109].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 4

 

1. Дайте комментированное заключение на высказывание
В. Ф. Одоевского о том, чему учат в современной ему школе. Напоминаем это высказывание: «…Детей приняли за взрослых и посадили их не только за грамоту, но даже за грамматику, арифметику, географию, историю, мифологию. Кто из нас не учил на память склонений и спряжений, басен, тысячи определений, демонстраций, аксиом, сентенций относительно вовсе недоступных ребенку предметов и понятий?

Результат был тот, что вся эта ранняя наука была бесплодна, что ребенок не поднимал тяжести, на него налагаемой, что помимо этого официального воспитания он снова воспитывался сам собою, незаметными для воспитателей обстоятельствами, с тою разницею, что теперь он или получил отвращение к науке, или, придя в возраст, замечал, что его всему учили, кроме того, что ему нужно для дальнейшего образования, и что ему остается переучиваться вновь. А между тем переучиваться трудно и возможно лишь до некоторой степени <…>

Замеченная нелепость такого направления привела к новому заблуждению к стремлению обращать науку в забаву; отсюда: тысячи картинок, забавных книжек, игрушек, которые и доныне благополучно существуют…. Впрочем, цель не переменилась: всем хотелось как можно скорее набить голову ребенка фактами или сентенциями, как будто сумку. Следствия такого направления понятны и очевидны: ребенок видит игрушку, картинку и тем и ограничивается; видеть под игрушкою мысль есть такой процесс, для которого у него еще не приготовлено снаряда»[110].

В своем заключении на высказывание В. Ф. Одоевского ответьте на следующие вопросы:

Как вы понимаете утверждение о том, что «ранняя наука … бесплодна»? Что мог иметь в виду В. Ф. Одоевский? Согласны ли вы с этим суждением?

Как соотносится с тезисом А. В. Хуторского о роли и месте образовательной среды в содержании образования мысль В. Ф. Одоевского о том, что ребенок помимо «официального воспитания … воспитывался сам собою, незаметными для воспитателей обстоятельствами». Напомним определение образовательной среды: «Под образовательной средой будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» (А. В. Хуторской)?

Оправданно ли утверждение В. Ф. Одоевского, что в процессе исторического развития образования его «цель не переменилась: всем хотелось как можно скорее набить голову ребенка фактами или сентенциями, как будто сумку»? Актуально ли такое обвинение в адрес содержания современного образования?

2. В процессе подготовки к практическому занятию и на самом занятии, работая в минигруппах по 3–4 человека, разработайте учебный план для основной общеобразовательной школы (V–IХ классы), учитывая при этом: собственный ученический опыт, своё эмоциональное восприятие изучаемых тогда школьных предметов, востребованность приобретенных знаний и опыта деятельности в дальнейшей учебной работе и в жизненной практике.

В разработанном вами учебном плане должны быть представлены федеральный, национально-региональный и школьный уровни, выделены три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего основного общего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

Подготовьте обоснование дидактической целесообразности и личностных смыслов разработанного вами учебного плана, докажите его соответствие критериям и принципам отбора учебных предметов.

3. В процессе подготовки к практическому занятию и на самом занятии, работая в минигруппах по 3–4 человека, разработайте учебный план профильного обучения в старших классах, Профиль школьного обучения может соответствовать профилю реализуемой вами программы профессиональной подготовки в вузе.

В разработанном вами учебном плане должны быть представлены все необходимые компоненты в утвержденных пропорциях и виды учебных занятий (обязательные, элективные и факультативные).

Подготовьте обоснование дидактической целесообразности и личностных смыслов разработанного вами учебного плана, докажите его соответствие критериям и принципам отбора учебных предметов.

4. Верна ли формула: школьники изучают основы наук?

Выберите верный ответ и обоснуйте его:

а) формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;

б) данная формула верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции.

При любом ответе дайте его обоснование.

5. Дайте характеристику функций, которые может реализовать учебник «Теория обучения».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных