Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На них основано от века




По воле Бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

О патриотизме написано и сказано, пропето и нари­совано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматри­вается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заяв­ляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эстрад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной лег­костью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются знаки: плюсы на минусы и наоборот. Кажется, самым популярным образом стал приз Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укреплению авторитета когда-то великой державы. Русский человек за рубежом уже ловит ирони­ческие и сочувственные взгляды.

Автора этих строк могут упрекнуть в намеренном сгущении красок. Ведь есть еще и другое: глубокий анализ исторического прошлого, попытки патриотического возрождения. Конечно, есть. Но я говорю прежде всего о том, что наиболее сильно влияет на молодежь. Отрицание авторитетов, отчаянное саморазоблачение очень привлека­тельны. Они хорошо накладываются на особенности возрас­та подростков и юношества. Сегодня нигилизм сильно помолодел. Недавно я видел конкурс детских рисунков на асфальте. Его участники - ученики начальных классов. На самом видном месте крупно, печатными буквами было написано: «Жизнь - помойка!»

Вот и получается, что сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувст­во жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Неслучайно, как показывают опросы социологов, 80% сегодняшних старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России.

Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной), не чувствуют всей остроты ситуа­ции, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать?

Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя – она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи – делай ее лучшей, нет – молчи, а то и так тошно. Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя – исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактов­ками исторических событий, а там - пусть сами разби­раются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вешал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и не­гоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация – возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими.

Воспитательная практика нашей школы всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. Сегодня большую популярность приобретают раз­личные патриотические движения, клубы, объединения, идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрож­даются народные ремесла и промыслы, немало школьников трудится на реставрации и восстановлении храмов и памятников старины. К сожалению, рядом с этим проис­ходит и разрушение монументов, осквернение могил, распродажа наград и знамен, оскорбление исторической памяти старших поколений. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубо­кое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится боль­шая часть молодежи. И опять величайшая ответственность ложится на школу.

Мы, например, большое значение придаем эмоциональ­но-практическому приобщению растущего человека к историческим святыням Отечества. Вообще историю нельзя познавать только через книгу, фильм, наглядное пособие. За десять школьных лет, по нашим замыслам, каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым своей страны, начиная с Красной площади, городов Золотого кольца и кончая Мамаевым курганом и Пискаревским кладбищем. Когда в школе падает настроение и начинает «заедать» повседневная обыденность, мы проводим какое-либо яркое массовое действие. Например, снимаем уроки и вывозим всю школу в Дубосеково, к величественному мемориалу защитников Москвы. Старше­классники возлагают гирлянду Славы на могилу героев-панфиловцев; дают клятву верности; все вместе посещают местный музей; малыши и подростки с интересом разбредаются по старым, заросшим солдатским окопам. К вечеру все, просветленные, переполненные впечатлениями, возвращаются домой.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.

В двадцати минутах ходьбы от нашей школы расположен старинный парк. Мы нередко бываем в нем, особенно когда настает пора экскурсий в природу. Всегда считалось, что парк хорош для прогулок в свободное время, не более того. Но вот один из шестых классов, ко­торым руководила учитель словесности Юлия Владимировна Уварова, знаток и энтузиаст литературного краеведения, решил заняться изучением истории парка. Началась увлекательная исследовательская работа, к которой под­ключились все учителя-предметники, работавшие в классе, сотрудники парка, Музея К.Паустовского, ученики дру­жественного 11-го класса, родители. Работа шла сразу по нескольким направлениям. Природа, история и культура постепенно в своей неразрывной связи создали целостную картину мира ближайшего окружения, образ малой родины как части большого Отечества.

Дети узнали, что в глубокой древности здесь жило племя голядь, которое постепенно смешалось с новым пле­менем кривичей. Память о первых поселениях осталась в названии речки Голядки, протекавшей здесь вместе с речкой Чурилихой. В течение 3-4 столетий эти земли, известные как Кузьминская пустошь, принадлежали Симо­нову монастырю. По преданию, здесь жил мельник Кузьма, мужик настолько яркий и самобытный, что от него и пошло название места. Никто из последующих владельцев так и не смог преодолеть, изменить традиционное название парка - «Кузьминки». В этих местах, к юго-востоку от Москвы, любил охотиться Петр I. До наших дней сохранил­ся фундамент его охотничьего домика. Проводя секуляри­зацию, государь лишает монастырь его владений и дарит эти земли своим сподвижникам. Так Кузьминская пустошь в 1702 году переходит во владения знаменитого пермского промышленника, владельца крупнейших чугунолитейных заводов Строганова.

Строганов начинает со строительства здесь деревни и церкви. В 1720 году была построена церковь во имя пресвятой Богородицы Влахернской с приделом А.Невского. А в 1722 году сюда, в подмосковную усадьбу Строгановых, возвращались с победой из Персидского похода войска Петра I, и он сам их встречал здесь. О той далекой истории напоминают дубы Петра I, свидетели тех событий. А рядом с дубами - лиственницы, посаженные в честь Екатерины II, тоже побывавшей в Кузьминках.

Новый этап в истории усадьбы начинается с того, что Строганов выдает замуж дочь за князя Голицына и в качестве приданого передает ему Кузьминки. Голицын, стремясь поразить Екатерину II, приглашает знаменитых архитекторов для строительства дворца и других усадеб­ных построек, выписывает из Германии садовников. Силами крепостных вырыты три пруда в руслах рек, строится пристань для катания гостей на гондолах. Жемчужиной Кузьминок был музыкальный домик архитектора Росси. Фронтон сооружения был украшен скульптурной группой Аполлон и музы», арку украшали знаменитые кони скульптора Клодта. На территории дворца был устроен лучший в России музей под открытым небом из русского чугунного литья. В 1812 году в усадьбе стояла конница Мюрата. После войны застройка усадьбы продолжалась.

Голицыным удалось полностью осуществить замысел, и в XIX веке усадьба Кузьминки занимала третье место в Европе по садово-парковому искусству, после Петродворца и Павловска.

В Кузьминках бывали многие известные в истории России люди. Исследователи предполагают, что сюда приезжал и А.С.Пушкин. Будучи дальним родственником Галицыных, гостил в Кузьминках А.В.Суворов. Поэт В. А. Жуковский, сопровождая императорскую семью в качестве воспитателя молодого царя Александра I, подолгу жил здесь. В местной больнице работал врачом брат художника Перова. Здесь же от чахотки скончался и сам художник. Рассказ А.П.Чехова «У знакомых» начи­нается словами: «Однажды я поехал к знакомым врачам в Кузьминки».

Словом, наш парк Кузьминки оказался выдающимся памятником русской природы, русской истории и русского искусства. Он таит в себе еще много неразгаданных загадок, так что познание Кузьминок только начинается.

Работа шестиклассников увлекла всю школу. Она хорошо вписалась в нашу программу «Духовная история России». Одно из ключевых школьных дел мы назвали «Загадки старинного парка». Каждый класс выбрал для изучения одну из подмосковных усадеб. В течение года дети посетили Кусково, Царицыно, Лефортово, Измайлово, Архангельское, Останкино, Коломенское, Абрамцево. Мураново, Новый Иерусалим и другие природно-исторические и культурные памятники.

Проведенная работа дала простор для поисков и открытий. Ребята по-новому взглянули на традиционные школьные предметы (историю, биологию, географию, родной язык, литературу, ИЗО), ставшие инструментом познания и установившие неразрывную связь всех предметов с окру­жающей жизнью. В совместной познавательной деятельности лучше сплотились классные коллективы, появились новые лидеры, раскрылись незаметные ранее творческие способ­ности ребят, развились наблюдательность, склонность к обобщениям, эстетические чувства, повысилась общая культура детей. А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

 

III. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности

 

Для педагога аксиомой является утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. Именно так и нужно к ним относиться. В феномене деторождения заключена основная социальная функция семьи - воспроизводство человечес­кого рода, связь поколений, продолжение фамилии. Люди это всегда хорошо понимали. Боясь разрыва межпоколенческих связей, в России всегда стремились на всякий случай иметь детей побольше, сколько «Бог пошлет». Что же до воспитания, то оно чаще всего строилось по принципу «делай, как я», в качестве образца, естественно, выступали отец (для мальчиков) и мать (для девочек). Но так как крестьянскую семью частенько посещали разные беды (рекрутчина, пожары, голод, болезни), то нередко воспитание детей осуществлялось «всем миром», общиной, а то и вовсе посторонними людьми, которым дети отдавались якобы в ученики. И, тем не менее, всегда существовала народная педагогика со своими четкими правилами и ориентирами, с ясным представлением о добре и зле.

В тоталитарном государстве воспитание детей стано­вится делом в основном государственным. Семья посте­пенно теряет свое значение. Едва рождается ребенок, родители норовят определить его в ясли, потом - в детсад (чтобы с круглосуточным содержанием), далее - в школу (желательно «с продленкой»). Так растет дите, переходя из одного государственного учреждения в другое. Его свободное время тоже нередко распределено между музыкальными, спортивными школами, станциями юных техников, даже летние каникулы проходят под педаго­гическим присмотром в лагерях и походах. Так великое благо – общественно-государственная забота о детях - оборачивается постепенным атрофированием семейного вос­питания. Родителям остаются лишь элементарные заботы о питании, одежде и физическом здоровье ребенка. Но вот резко подорожали детские сады, позакрывались дворцы пионеров, недоступным стал организованный отдых детей, и семья отреагировала резким падением рождаемости. Впервые за многие годы в России нет прироста населения, наоборот, смертности превысила рождаемость, одновре­менно с этим резко возросло число беспризорных и брошенных детей. Видимо, борьба за выживание, страх перед будущим у одних и возможность быстрого обога­щения у других усилили эгоистические настроения людей. Тех, кто живет сегодняшним днем и не думает о продолжении своей фамилии, судя по всему, у нас в стране громадное количество. Разумеется, это положение не может быть отнесено ко всем регионам страны, конечно же, и сегодня немало великолепных семей, хорошо осознающих свою высокую родительскую миссию. Но общая тенденция, однако, очень тревожна, особенно это ощущается в крупных городах, столицах, центрах евро­пеизированной цивилизации. При этом ясно, что никаким общественным институтом семью не заменить.

Проще всего заявить, что прежняя политика государ­ства по отношению к семье была неправильной и теперь пусть она сама принимает на себя всю ответственность за воспитание детей. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. Но чтобы в сознании людей она вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались неко­торые типичные варианты.

Первый - формально-административный. Позиция роди­телей такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте – вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу.

Второй вариант – терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении каби­нета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться учителя. Позиция школы: семья обязана помогать учителям в обучении и воспитании детей, осо­бенно сегодня, когда школа нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только 'накануне выпуска.

Третий вариант - товарно-денежный. Позиция семьи: знание - товар, который можно купить, если есть сво­бодные деньги. В этом случае не только подбор педаго­гов, но и тип школы (частная, школа усиленного разви­тия, лицей...) может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи, чтобы выторговать для школы и учителей определенные блага.

Наконец, последний вариант – конфликтный. Позиция семьи: школа - это источник неприятностей, учителя – ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы – переводи, нет – тер­пи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя.

При этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие органы само­управления. Педагогическое просвещение носит форму ро­дительского всеобуча, лектория или поучительных бесед.

И опять следует повториться, что автор этих строк не стремится всю сложность и многообразие отношений семьи и школы уложить в несколько шаблонов. Мне хорошо известны примеры прекрасного взаимопонимания и согла­сия. Но даже в этом случае не надо обольщаться и выдавать желаемое за действительность: полного совпа­дения интересов семьи и школы быть не может, и никакая, даже самая хорошая школа семьи не заменит.

Скажу больше: сегодня расхождения между ними усиливаются. В семье идет переориентация на иные, чем прежде, ценности, дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, и новые идеологические установки нередко приводят к напряжению в отношениях дедов, отцов и детей.

А школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Ее нравственная программа не может меняться в зависимости от конъюнк­туры и моды. Она всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живет человечество. Одна из таких истин: нравственное здоровье и благосостояние семьи - залог нравственного здоровья и благосостояния общества.

В чем сегодня состоит актуальная задача педагога? Во взаимодействии и согласии с родителями воспитать у ребят чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний предков, забота о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Попросите ваших учеников письменно ответить на вопрос:

«Что я знаю о моих предках?» Дайте это задание в виде домашнего сочинения, чтобы подключить к работе семью. Нетрудно представить результаты. Большинство ребят дальше бабушек и дедушек не смогут углубиться в свое прошлое. Некоторые дойдут до прадедов. И уж чрезвычайной редкостью станет образ генеалогического дерева, в котором ребенок будет его молодым побегом. Глубокий тактичный анализ этой работы может натолкнуть на семейный поиск, на создание семейных архивов. Этот поиск в свою очередь свяжет личным интересом больших и маленьких, старых и молодых, он наверняка приведет к необычайным открытиям. И вот уже за партой сидит не просто мальчишка, еще не осознающий себя как личность, а потомок участников войны 1812 года и декабристов, отпрыск старинного дворянского, крестьянского или купеческого рода. И он уже начинает ощущать груз ответственности за фамилию. Потом возникнет нестерпимое желание рассказать товарищам о том, что узнал сам. Может статься, что предки какого-то сегодняшнего школьника участвовали в гражданской войне и были по разную сторону фронта, проводили коллективизацию или были незаконно раскулачены, строили Магнитку и томились в сталинских лагерях. Разве ему придет мысль оценивать их действия и тем более осуждать их? Это ведь его «личные» предки! Тогда, может, он станет терпимее и к другим людям, к поступкам предков других ребят и девчат, товарищей по классу. Когда история материали­зуется в судьбах людей, имеющих прямое отношение к семье, ее легче понять.

Сегодня отношения школы и семьи, администрации и родительской общественности должны быть максимально деформализованы. Нет смысла нынче тратить столько вре­мени и сил, сколько мы привыкли, на составление обширных планов, потом на их проверку, на заслушивание отчетов о работе того или иного классного комитета. Родители и классный руководитель имеют суверенное право делать то, что посчитают нужным, что диктуется в конкретной ситуации интересами детей и семьи. Вообще надо постепенно переходить от массовых форм работы к групповым и индивидуальным, каждая семья самоценна, и не надо подгонять ее под педагогические стереотипы. К сожалению, в последние годы учителя городских школ почти прекратили посещение семей на дому. Это объяс­няется не только нехваткой времени классного руково­дителя, но и закрытостью семьи, нежеланием «выносить сор из избы», даже если он «золотой». Ведь в миллионных городах, в многоэтажных домах, люди ведут анонимное существование, порой не зная даже соседей по лестничной клетке.

Лет тридцать назад семьи чаше всего жили в коммунальных квартирах, население которых представляло удивительную разновозрастную общность людей. У кого-то праздник – вся квартира угощается пирогами, если горе – соседи приходят на помощь. Дружили и старые, и малые, присматривая за своими и чужими детьми. А двор был маленьким государством со своими законами и кодексами чести, настоящим детским братством. Дворами поступали в школу, дворами уходили на фронт. Родители и раньше были страшно заняты и немного внимания уделяли детям, но это компенсировалось соседями, друзьями и бабушками, на­стоящими неработающими бабушками, которые много времени проводили во дворе, знали все про всех и зорко следили за игравшими детьми. Это была жизнь, похожая на жизнь общины.

Сегодня эти черты нашего быта безвозвратно ушли в прошлое. Люди реже стали ходить в гости. Посещение ста­риков родителей все чаще заменяется телефонным разго­вором. Большими семейными кланами уже никто не живет, говорят, родственники хороши на расстоянии. Так слабеют и рвутся фамильные связи. Порой люди одной фамилии за всю жизнь ни разу и не увидят друг друга. Не мудрено, что дети не могут назвать всю свою родню по имени-от­честву. Видя, как их родители равнодушны, а то и враждебны к родственникам, дети, став взрослыми, и свои семьи будут строить по образцу и подобию старших, не исключено, что безответственное отношение взрослых к проблемам семьи обернется жестокосердием их детей.

Школа может помочь сплочению семей, организуя встречи, клубы, праздники, предоставляя свои помещения (например, школьный зал, столовую) для различного рода семейных торжеств.

До недавнего времени мы очень традиционно прово­дили детские новогодние елки. Родители нанимали неболь­шую бригаду, состоявшую из Деда Мороза, пожилой Снегу­рочки и выпивохи-баяниста, и отдавали им на час-другой детей, до отказа набивавших актовый зал. Сами же сидели на мешках с подарками и ждали окончания елки. Потом подарки раздавались и дети развозились по домам.

В последние несколько лет мы коренным образом изменили эту традицию. Мы исходим из того, что Новый год – праздник семейный и встречать его надо семьями. Подготовка к нему начинается еще в октябре. Прежде всего берутся на учет все родственники каждого ребенка: родители, дяди, тети, бабушки, дедушки, братья, сестры. Разрабатывается громадная праздничная программа с сюрп­ризами и подарками, чудесами и концертными номерами, праздничным столом и новогодним оформлением. Каждый находит себе дело по душе. Подготовка идет дружно и весело. Школа предоставляет в распоряжение каждого класса любое помещение: залы, музыкальную комнату, школьное кафе, даже целый этаж. Правда, приходится составлять график, чтобы не было слишком большого скопления людей. Ну, а если у нескольких классов и совпадет время праздника – это не беда, даже наоборот, можно ходить друг к другу в гости.

Видели бы вы, как теплеют лица, как светятся глаза детей! Такие совместные встречи делают школу из официального учебно-воспитательного учреждения теплым домом. Немало семей, крепко подружившись, продолжают чаще видеться со своими детьми, вместе проводят выход­ные дни, ставят спектакли, выпускают юмористические газеты. Кстати, о спектаклях. Кому не приходилось ви­деть такое: ставится сказка, в которой бабушку играет девочка, а дедушку – мальчик. Смотрится это фальшиво и не эстетично. У нас роль бабушки играет настоящая бабушка, внучку – настоящая ее внучка, даже Жучка – живая собака, друг семьи. В школьных спектаклях (тем более в классных) участвуют вместе взрослые и дети.

Теперь представим себе, что некая мама умеет чудесно вязать. У мамы есть дочка, а у той – три подружки. Мы просим маму организовать у себя на дому нечто вроде мини-кружка. Одна дочь, может, и не захоте­ла бы учиться вязать, а с подругами — с удовольствием!

Отец мальчишки умеет прекрасно фотографировать, другой отлично мастерит воздушныезмеи, третий – заяд­лый турист. Передавая свои увлечения ребенку и его товарищам, родитель убивает сразу нескольких «зайцев»: учит полезному делу, повышает статус своего отпрыска в среде сверстников, работает на авторитет семьи, улуч­шает свои отношения с сыном (или дочерью).

В каждом классе среди родителей (или других род­ственников) найдутся умельцы, интересные, увлеченные, добрые люди, которые могут стать достойным ориентиром в выполнении великого предназначения на Земле – быть Родителем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных