Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура, стадии и виды политических процессов.




Процесс (от лат. — продвижение) — последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; сово­купность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс рассматривается как способ функционирования политически организованного обще­ства, связанный с учреждением, осуществлением, эволю­цией, изменением природы публичной власти.

Политический процесс можно рассматривать как взаи­модействие субъектов политики на центральном и регио­нальном уровнях, законодательных, исполнительных, су­дебных органов и административных служб.

Рассмотрим структуру политического процесса.

Во-первых, субъект - носитель власти. Различают офи­циальных и неофициальных субъектов политического про­цесса. Официальные - лица и институты, которые наделе­ны властными полномочиями. Неофициальные — группы интересов, политические партии, общественные движе­ния, отдельные граждане, которые хотя и могут оказывать доминирующую роль в различных ситуациях, но не обла­дают официальными властными полномочиями.

Во-вторых, объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса.

В-третьих, средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы — знания, наука, технические и фи­нансовые средства, настроения масс, идеология, общест­венное мнение и т.д.).

Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия, степени привлечения субъ­ектов в решение проблем.

· Микрополитика — действия индивидов, групп, на­правленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов.

· Подсистемный уровень (подсистема политики) — дея­тельность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строи­тельство, транспорт, коммунальное хозяйство).

· Макрополитика — имеет место на уровне высших го­сударственных официальных лиц, лидеров парламента, правительства.

По значимости для общества тех или иных форм поли­тического регулирования социальных отношений полити­ческие процессы можно поделить на:

— базовые, связанные с включением граждан в отно- шения с государством, формами преобразования интере­сов и требований населения в управленческие решения;

— периферийные процессы раскрывают динамику фор­мирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправле­ние, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на домини­рующие формы и способы отправления власти.

Выделяют фазы (или этапы) политического процесса: 1) формулирование или вызревание политической про­блемы; 2) выдвижение проблем на повестку дня полити­ки; 3) принятие политического решения; 4) исполнение принятых решений; 5) оценка исполнения, эффективно­сти и значения прийятых политических решений.


41. Политическое участие: формы, мотивы и проблемы.

Политическое участие рассматривается как вовлечен­ность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиоз­ной или другой основе в процесс политико-властных от­ношений.

Участие в политике — это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, созна­тельно совершаемых. Например, сознательно спланирован­ный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там — не относится к уча­стию.

Политическое участие выражается в двух основных фор­мах: прямой (непосредственной); опосредованной (предста­вительной).

Прямое участие характерно для небольших политиче­ских общин, для местного самоуправления, референду­мов, собраний, когда граждане непосредственно прини­мают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

· ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, ус­тойчивость политической системы;

· неортодоксальное — несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение);

· политические преступления — деятельность, связан­ная с использованием нелегитимного насилия (захват за­ложников, убийства, похищения, войны, революции, са­ботаж и др.).

Политическое участие подразделяют также на автоном­ное (свободная добровольная деятельность инвалидов) и мобилизационное (имеет принудительный характер, стиму­лами становятся страх, принуждение).

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический про­тест - это проявление негативного отношения к полити­ческой системе в целом, ее нормам, ценностям; негатив­ное воздействие индивида (группы) на сложившуюся си­туацию или конкретные действия властей.

К протестным формам относятся митинги, демонстра­ции, шествия. Факторами недовольства могут быть эконо­мический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса.

В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и некон­венциональных формах (запрещенных действиях). Крайней формой неконвенционального протеста является полити­ческий терроризм, цель которого убийства, провоцирова­ние взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций составляют лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных