Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избирательная система и избирательная практика в Республике Беларусь.




­ Избирательная система — совокупность установленных законом правил, принципов, приемов, с помощью кото­рых определяются результаты голосования и распределя­ются депутатские мандаты.

Типы современных избирательных систем — мажори­тарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная избирательная система. Выборы прохо­дят по принципу большинства. Избранный депутат пред­ставляет население территориального округа. Две разно­видности мажоритарной избирательной системы: относи­тельного большинства, т.е. выборы в один тур (США, Анг­лия); абсолютного большинства — выборы в два тура — если в первом туре никто не набирает 5,0 % + 1 голос, то назначают второй тур,,в котором принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Мажоритарная избирательная система абсо­лютного большинства существует в Беларуси.

В Республике Беларусь явка избирателей на первый тур парламентских выборов — 50 %, на второй — 25 % избира­телей. На президентские выборы — явка на оба тура — 50 % избирателей.

При пропорциональной избирательной системе голо­сование проходит по партийным спискам. Действует прин­цип пропорциональности представительства от различных партий. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в со­ответствии с числом подданных за них голосов. Избран­ный депутат представляет не граждан какого-то округа, а всех граждан страны, которые поддержали партию, чле­ном которой он является.

| Пропорциональная система имеет несколько разновид­ностей:

а) закрытые (жесткие списки) — избиратели голосуют за весь список кандидатов от партии (Испания, Греция, Португалия, Израиль);

б) открытые списки — в списке кандидатов от каждой партии избиратели могут определять место партийным руководителям (Бельгия, Италия);

в) полужесткие списки — если партия получает места в парламенте, то первое место обязательно отдается канди­дату под номером один в списке (Австрия, Нидерланды, Дания); ^

г) панаширование (смешивание) — избиратель может выбирать кандидатов от разных партий из разных списков (Швейцария, Люксембург).

Смешанная избирательная система (пропорциональная + ма­жоритарная) существует в России, ФРГ, Украине.

На выборах различного уровня проявляется равнодуш­ное отношение населения к политической жизни, укло­нение от участия в ней — т.е. абсентеизм. Некоторые стра­ны борются с абсентеизмом,, вводя обязательное голосо­вание. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, госу­дарства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д.

Участие в голосовании рассматривается как граждан­ский долг.

Этапы избирательной кампании в Республике Беларусь: 1) формирование избирательных комиссий; 2) образова­ние избирательных округов и избирательных участков; 3) со­ставление списков избирателей; 4) выдвижение и регист­рация кандидатов; 5) проведение предвыборной агитации; 6) голосование и определение результатов выборов; 7) вто­рой тур голосования (если в первом никто не набрал 50 % + 1 голос) или повторные выборы (в случае неявки избира­телей); 8) подведение итогов и опубликование результа­тов выборов.

Согласно ст. 70 Конституции Республики Беларусь фи­нансирование выборов осуществляется за счет государст­ва, а в случаях, предусмотренных законом, — обществен­ных объединений, организаций, предприятий.

Выборы в Палату представителей, Совет Республики, местные советы назначает Президент Республики Бела­русь. Выборы Президента назначает Палата представите­лей Национального собрания Республики Беларусь.

Референдум по Конституции Республики Беларусь про­водится по важнейшим вопросам государственной и об­щественной жизни. Это элемент прямой демократии. Впер­вые референдум был проведен в Швейцарии. В марте 1991 г. проводился в референдум по вопросу о сохранении СССР.

В Республике Беларусь могут проводиться республикан­ские и местные референдумы. На республиканский рефе­рендум выносятся важнейшие вопросы, касающиеся все­го государства и общества. На местный - имеющие значе­ние для населения поселка, города, района либо области.

Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициати­ве, либо по предложению двух палат Парламента, либо по пред­ложению не менее 450 тыс. граждан. Но если граждане собира­ют подписи, то от каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.


49. Политическая культура: сущность, структура и функции.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем.

К функциям политической культуры относят:

§ интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

§ сохранение и развитие основ политической деятельности;

§ проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

§ проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;

§ профетическая, прогностическая в отношении развития;

§ апробации и верификации политических кадров;

§ синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных