Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине




Тема 1. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Исследователь и исторический источник.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)

Перечень изучаемых элементов содержания

Место истории России во всемирной истории. Историческая наука: определение, классификации, алгоритм научного исследования (гипотеза; верификация (проверка на достоверность); научная теория (концепция)). Историческая наука в системе научного знания, цели и задачи её изучения. Объект и предмет исторической науки. Методы изучения истории: собственно исторические (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический и др.); общенаучные (классификации и др.), специальные (социологический и др.). Функции исторического знания: гносеологическая, мировоззренческая, воспитательная, прогностическая, практически - политическая. Историческое сознание: определение. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины (хронология, палеография, нумизматика, топонимика и др.). Выдающиеся представители российской исторической науки. Основные направления современной исторической науки. Исторический источник – понятие, виды, методы изучения. Источники изучения истории: вещественные; письменные (архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать), кино-фото-фонодокументы.

Вопросы для самоподготовки:

1.Место и роль России во всемирной истории.

2. История как наука: объект, предмет, источники, принципы, методы, функции. Периодизация всемирной истории.

3. Проблема методологии истории: стадиальный (формационная концепция, теория постиндустриального общества, модернизационная теория) и цивилизационный подходы (концепции Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера и др.).

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум

Задание 1. В словарях и энциклопедиях дано более 10 определений понятия «история». Подберите подтверждающие примеры к отдельным из них.

Например: Определение: «История- действительность в процессе развития». Подтверждающий пример: «Законы истории. Диалектика истории».

История – совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохранившееся в памяти людей.

История – ход, последовательное развитие чего-либо.

История – наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-либо области природы, культуры, знания.

История – совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-либо.

История – рассказ, повествование.

История – происшествие, событие, случай.

Задание 2. В словарях и энциклопедиях дано более 10 определений понятия «исторический». Подберите конкретные примеры к предлагаемым определениям.

Например: Определение: «Исторический – важный для истории, знаменательный, вошедший в историю. Подтверждающий пример: «Историческая дата. У меня всегда, еще с юношеских лет было ощущение, что я живу в историческое время».

Исторический – существовавший в действительности, соответствующий в реальной действительности; не вымышленный.

Исторический – имеющий в основе событие из истории.

Исторический – рассматривающий явления с точки зрения их возникновения и развития в связи с конкретными условиями их существования.

Исторический – изучающий явления в их последовательном развитии.

Исторический – связанный с определенным этапом развития общества: не вечный, преходящий.

Исторический – относящийся ко времени, от которого сохранились вещественные памятники.

Задание 3.

До недавнего времени в основе периодизации в отечественной науке лежало понятие «общественно-экономическая формация». В результате, всемирная история была поделена на пять следующих друг за другом формаций:

 

ФОРМАЦИИ
   

 

Определите, каких методологических ориентиров придерживались ее авторы.

Задание 4. Какие концепции положены в основу периодизации истории Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским? Обоснуйте свой ответ.

Автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин очерчивал в истории три периода:

I Древнейшая история От Рюрика до Ивана III Система уделов
II Средняя история От Ивана III до Петра I Единовластие
III Новая история От Петра I до Александра I Изменение гражданских обычаев

Автор «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьев выделил в истории четыре периода:

I От Рюрика до Андрея Боголюбского Период господства родовых отношений в политической жизни.
II От Андрея Боголюбского до начала XVII в. Период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала.
III С начала XVII до середины XVIII в. Период вступления России в систему европейских государств
IV С середины XVIII в. до реформ 60-х гг. XIX в. Новый период русской истории

Автор «Курса русской истории» В.О. Ключевский выделил в истории России четыре периода:

I С VIII до XIII в. Русь Днепровская, городовая, торговая Днепровский период
II С XIII до середины XV в. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая Верхневолжский период
III С половины XV до второго десятилетия XVII в. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая Великорусский период
IV С начала XVII в. до половины XIX в. Всероссийский, императорско-дворянский период Всероссийский период

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 2. Становление человеческой цивилизации. Общество и государство в Древней Руси, в Европе и Азии.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Проблема периодизации мировой истории. Антропогенез (креационизм, эволюционизм). Варианты периодизаций древнейшей истории, характеристика периодов. Археологическая периодизация (палеолит, мезолит, неолит, халколит, бронзовый, железный века), основные достижения, открытия первобытного человека. Палеоанропологическая периодизация: антропоидные предки человека (дриопитек, австралопитек); палеоантропы (питекантроп); архантропы (неандерталец), неоантропы (кроманьонец). Первобытные верования. Предпосылки формирования государства. Неолитическая революция, первое и второе общественное разделение труда. Государство: определение, предпосылки, причины, признаки возникновения.

Особенности становления государственности в Древнем Востоке Становление цивилизаций Древнего Востока. Несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. Специфика цивилизаций Античности. Специфика цивилизаций Античности. Древняя Греция. Основные черты картины мира античного человека. Древний Рим. Культурное наследие Античности. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи.

Славянские восточно-племенные союзы и их соседи. Древнерусская государственность в её качественных характеристиках. Древнерусское право и правовые акты. Верховная княжеская власть как проводник общинных интересов и продолжение общинной власти. Роль и значение народного самоуправления на Руси. Социальная организация древнерусского общества. Христианизация Руси. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Вопросы для самоподготовки:

1. Территория России в системе Древнего мира: древнейшие культуры Северной Евразии, киммерийцы, скифы, греческие колонии в Северном Причерноморье.

2. Предпосылки образования Древнерусского государства: социально-экономические, политические изменения в восточнославянском обществе на рубеже VIII-IX вв.; этнокультурные факторы становления государственности.

3. «Норманнская» концепция образования Древнерусского государства.

4. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация Руси. Духовная и материальная культура Руси.

5. Значение введения христианства и роль православной церкви на Руси.

6. Общее в развитии Европы и Руси в средние века.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: анализ источника, практикум.

Задание 1: анализ источника.

Дан текст «Повести временных лет» (Повесть временных лет / Сост., примеч. и ук. А.Г. Кузьмина, В.В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А.Г. Кузьмина / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – 544 с. (фрагмент):

«….В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все*: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские – от рода варяжского, прежде же были словене*. Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубя, – тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги – пришельцы, а изначальное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими обладал Рюрик. И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

…В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли его [Аскольда] на горе*, которая зовется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле поставил Ольма церковь святого Николая. А Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие – прозвавшиеся русью. Имен- но Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава*….»

1. Сформулируйте вопросы по тексту, направленные на выделение основных событий описанных в летописи.

2. Поразмышляйте, какова была роль норманнов в зарождении и формировании государственности на землях восточных славян и тесно связанных с ними в историческом развитии угро-финских племен? Свой ответ аргументируйте письменно.

Задание 2: практикум.

Проанализируйте событие X в. – языческую реформу Владимира I в 980 г. по схеме:

 

Сущность реформы Причины реформы Взаимодействие с окружающей действительностью Значение реформы
       

Задание 3: подготовка докладов.

1. Цивилизации Древнего Востока и античности.

2. Государство франков.

3. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке.

4. Киммерийцы и скифы.

5. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

6. Религиозно-мифологические представления китайцев.

7. Социально-политическая структура древней Индии.

8. Цивилизация доколумбовой Америки: майя, ацтеки, инки.

9. Вклад Византии в культурное развитие славянских народов.

Задание 4: практикум

Проанализируйте, какие наказания получили бы современные российские граждане, совершившие преступления, описанные в «Русской Правде»?

Задание 5: практикум

Заполните таблицу «Социальный состав Руси (IX – начало XII в.)»

Социальные группы Документы
   

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 3. Русские земли и население Руси в сообществе с народами евразийского континента в XIII – начале XVI вв.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Удельная Русь: причины и последствия феодальной раздробленности. Основные типы политико-экономического развития русских земель и княжеств (Северо-Восточная, Юго-Западная Русь, Великий Новгород). Русская Православная Церковь и её политика консолидации русских земель. Внешнеполитическое положение Руси в IX–XII вв. Взаимоотношения с Византией, странами Западной Европы, кочевыми народами. Крестовые походы и изменение системы международных торговых путей. Культура домонгольской Руси. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Тверь, Литва и Москва в конкурентном противостоянии за общерусское лидерство.

Вопросы для самоподготовки:

1. Удельная Русь: причины и последствия феодальной раздробленности.

2. Крестовые походы и изменение системы международных торговых путей.

3. Монголо-татарское нашествие и его влияние на развитие Руси.

4. Борьба русского народа против иноземных завоевателей.

5. Литва и Москва в конкурентном противостоянии за общерусское лидерство.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: дискуссия по теме «Причины возвышения Москвы», практикум.

Задание 1. Текст документа: «…На стороне тверских князей были право старшинства и личные доб­лести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять ис­тинного положения дел и в начале XIV в. всё ещё считали возможной борь­бу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока во­все не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками... Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среда своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

Вопросы к тексту:

1. Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее трёх положений.

2. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества москов­ских князей? Укажите в обшей сложности не менее трёх положений.

3. Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отме­чает историк? Приведите не менее трёх черт.

Задание 2.

1. Какой город на Руси стал первой жертвой монголов? Почему князь Владимирский не помог ему?

2. Какое время года и почему выбрал Батый для похода на северо-восточную Русь?

3. Какова была тактика монголов при осаде городов и в полевом сражении?

4. Недостатки русской армии в 1236 г в сражении с монгольской армией.

5. Какая стратегия и тактика обороны русских княжеств против монголов, на ваш взгляд, могла быть наилучшей?

6. Почему монголы не тронули в 1237-1238 гг. Новгород, Смоленск, Киев?

7. В какие страны Европы вторглась армия Батыя после покорения Руси?

8. Почему католическая Церковь не объявила крестовый поход Европы против монголов в 1241 г.?

9. Могли ли монголы подчинить Западную Европу так же, как подчинили Русь?

10. Почему монголы, победив Русь, не поселились сами на ее землях?

11. Как повлиял монгольский удар на соотношение 3-х сил в городах Руси: «вече – бояре – князь»?

12. Какова связь между битвами Александра Невского и монгольским вторжением на Русь?

13. Почему западноевропейские рыцари стремились на восток?

14. Как противостояла Русь вторжению крестоносцев в начале XIII в.?

15. Какие меры были предприняты новгородским князем Александром Ярославичем для укрепления обороноспособности Новгородской земли?

16. В чем было преимущество западноевропейских феодалов перед русским войском?

17. Почему дружина Александра Невского сумела разбить шведов и крестоносцев, но всех сил Руси не хватило для отражения нашествия монголов?

18. Как чтут в нашей стране память Александра Невского? Вспомните имена героев Невской битвы.

19. Чем прославился Сергий Радонежский?

20. Каковы были предпосылки объединения русских земель?

21. В чем причина объединения русских земель вокруг Москвы?

Подготовьте ответы на поставленные вопросы письменно.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 4. Специфика (особенности) становления и развития Российского централизованного государства в XV-XVII вв.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Образование единого Российского государства. Преобразование московского политического строя, самодержавное укрепление. Изменение состава знати, последовательное уничтожение удельных прав, распространение помещичьего дворянского землевладения, формирование органов управления централизованного государства. «Судебник» Ивана III 1497 г. Изменение положения крестьян: причины, последствия. Становление Московского княжества как самостоятельного субъекта международной политики. Автокефалия Русской Православной Церкви, падение Византии и превращение Москвы в центр православного мира. Начало оформления официальной идеологии обновлённой русской государственности («Москва – третий Рим»). Социально-экономический и политический кризис конца XVI в. – начала XVII в. Культура Московской Руси.

Вопросы для самоподготовки:

1. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

2. Образование единого Российского государства.

3. Социально-экономическое развитие Руси к началу царствования Ивана IV.

4. Смутное время в России: предпосылки, поводы

5. Московское царство при первых Романовых.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум.

Задание 1. Дан текст: «Милюков П.Н. Теория «Москва – третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV – XVI веков» // Хрестоматия по истории России: В 4 т. – М.,1994. – Т.1. С древнейших времен доXVII века. – С. 192-193. (фрагмент):

«….Со времени принятия христианства русская церковь находилась в зависимости от константинопольского патриарха, составляя просто одну из подведомственных ему епархий. До татарского нашествия высшее духовное лицо в России, киевский митрополит прямо назначался из Константинополя. Со времени нашествия татар это отношение русской церкви к патриарху начало изменяться. Прежде всего, в связи с тем же наплывом тюрков из Азии. Византия попала в руки крестоносцев четвертого крестового похода. Среди этой двойной неурядицы – в России и на Балканском полуострове – русские митрополиты все чаще стали посвящаться дома, а в Константинополь ездили только за утверждением. Так продолжалось два века – до середины XV столетия. В это время из Константинополя стали приходить на Русь страшные вести. Началось с того, что один из митрополитов, присланных в Москву патриархом, объявил великому князю московскому, что должен ехать в Италию, к латинам, на духовный собор во Флоренцию. Византия сама воспитала нас в ненависти к западной церкви. По внушениям восточной церкви, нельзя было даже есть и пить из одних сосудов с латинами. Естественно, что сборы митрополита (Исидора) в Италию показались москвичам «новы, чужды, неприятны». Несмотря на отговариванья великого князя, Исидор поехал. Из Флоренции он привез с собой еще более неожиданную новость: унию восточной и западной церкви. Это было уже слишком. Митрополит был низложен и осужден собором русского духовенства; вместо него выбран собором же свой митрополит – из русских (Иона) - и заготовлена объяснительная грамота в Византию. В грамоте этой великий князь требовал разрешения впредь поставлять митрополита в России. Требование это мотивировалось дальностью пути, непроходимостью дорог в Византию, нашествием татар. Но между строк легко было прочесть, что главные причины просьбы – «разногласия» в самой восточной церкви. Русское правительство до такой степени было смущено принятием унии в Константинополе, что даже не решилось обратиться к патриарху; грамота была направлена к императору Константину Палеологу»….

Сформулируйте вопросы к тексту, направленные на выделение основных идей и положений и подготовьте ответы на них в письменной форме.

Задание 2: практикум

Составьте схемы и проведите их сравнительный анализ:

Схема 1. «Органы власти и управления Руси (XV – первая половина XVI в.)»

Схема 2. «Органы власти и управления в России (в середине XVI в.)

Дайте письменно ответ на вопрос: «Какую эволюцию претерпел государственный аппарат в середине XVI в.?»

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

Тема 5. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Европа в начале Нового времени: факторы развития рыночных отношений и их влияние на мировые процессы. Великие географические открытия. Возвышение западного мира и начало колониальной эксплуатации. Эпоха Возрождения, Реформация и религиозные войны в Европе. Становление рационалистического, индивидуалистского мировоззрения европейца. Общественно-политические теории естественного права и общественного договора как предтечи европейского либерализма. Абсолютизм и представительная система как варианты достижения социальной стабильности. Переход ведущих стран к индустриальному обществу.

Вопросы для самоподготовки:

1. Европа в начале Нового времени.

2. Великие географические открытия.

3. Реформация и религиозные войны в Европе.

4. Переход ведущих стран к индустриальному обществу.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: подготовка докладов.

1. Мартин Лютер как политический деятель.

2. Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы.

3. Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества.

4. Проблема периодизации Нового времени.

5. Реформация и ее влияние на становление современной Европы.

При подготовке к занятию используйте данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию.

Доклад оформите в виде презентации.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 6. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. Реформы 50-х гг. и складывание сословно-представительной монархии. Избранная рада. «Казанская война». Ливонская война. Опричнина. Укрепление самодержавия. Социально-экономический и политический кризис второй половины XVI в. Изменения в социальной структуре и экономике страны. Начало присоединения Сибири.

Вопросы для самоподготовки:

1. Отечественная историография о деятельности и личности Ивана IV.

2. Иван Грозный и Боярская Дума: проблема взаимоотношений.

3. Избранная Рада и ее реформы.

4. Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное. Отечественная историография об опричнине.

5. Введение опричнины, причины перехода к опричному террору, ее социальный смысл, значение и последствия.

6. Охарактеризовать развитие законодательства в России в XV-XVI в.:

А) Судебник 1497 и 1550 гг. История создания и общая характе­ристика.

Б) Социальный состав населения России вXVI в. и его правовое положение.

В) Положение крестьянства и установление Юрьева дня. Катего­рии крестьян.

Г) Судебники о холопах: категории холопов, их правовая дееспособность, условия зависимости и освобождения.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: тест, работа с историографическими источниками.

Задание 1: тест для блиц-опроса

1. Орган при царе, состоящий из представителей различных слоев населения и созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел:

1) Боярская дума;

2) вече;

3) Земский Собор;

4) Генеральные штаты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных