Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Установите соответствие между именами российских монархов и проведенными в их царствование мероприятиями




ИМЕНА МЕРОПРИЯТИЯ

1) Павел I А) создание Свода законов Российской империи

2) Александр I Б) отмена крепостного права

3) Николай I В) учреждение министерств

4) Александр II Г) введение рекрутской повинности

Д) указ о трехдневной барщине для крепостных крестьян.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 10. Крестьянский вопрос в России в XIX в.: этапы решения.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Крестьянский вопрос в XIX в.: этапы решения. Подступы к решению в первой половине XIX в. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Итоги и значение крестьянской реформы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Предпосылки экономических и политических реформ в России во второй половине ХIХ в.

2. Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества.

3. Утверждение капиталистической модели экономического развития России.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум.

Задание 1. Изучение «Письма Я.И. Ростовцева к Александру II» (Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. – М., 1990. – С. 31-33. Фрагмент)

1. Каковы причины составления письма императору? Кто такой Яков Иванович Ростовцев?

2. «Главное противоречие состоит в том, - отмечал автор письма, что у комиссий и некоторых депутатов различные точки исхода: у комиссий – государственная необходимость и государственное право; у них – право гражданское и интересы частные. Они правы со своей точки зрения, мы правы со своей»

Почему возникло данное противоречие? Как оно было разрешено в ходе реформы? Почему в нынешних условиях довольно часто возникают противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти? В чем конкретно? Как они преодолеваются? Используется ли при этом опыт прошлого?

3. Ростовцев жалуется царю, что «огромное число врагов реформы… обвиняет и словесно и письменно. Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, иные даже и в желании произвести анархию, называя некоторых из членов комиссий красными».

Почему многие дворяне противились грядущей крестьянской реформе? Какие силы противятся проводимым реформам сегодня? Какие ярлыки навешивают друг на друга противостоящие группировки?

4. Говоря об усилиях комиссий, Ростовцев заключает, что главная цель – спасти Россию.

От чего (кого) надо было спасать Россию в 1859 г.? Не сгущал ли краски автор письма?

Сегодня мы также часто из самых разных источников слышим о необходимости спасения России.

Как отличить фальшивых патриотов от истинных? Какие приоритеты необходимо выделить, чтобы заменить термин спасти выражением сделать Россию могущественной и цивилизованной державой?

Автор письма советует императору «для исторической будущности России не завязывать новых, незнакомых России узлов, подобных тем, которые Европа в продолжение двух столетий распутывает или разрубает»

Что это за узлы, которые «завязывались» в России на европейский лад?

Имеет ли сегодня место механическое перенесение опыта зарубежных стран на российскую почву реформ? Если да, то в чем конкретно? Каким образом необходимо использовать мировые достижения цивилизации в свих преобразованиях?

Задание 2.

Ответ на вопросы:

1. Крестьяне по реформе получили личную свободу и землю, но многие остались недовольными. Для этого были причины или это проявление особенности менталитета российских крестьян?

2. Возможно ли было развитие сельского хозяйства России по американскому пути? Или крестьянам больше подходил прусский путь?

При подготовке к занятию используйте данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию. Ответ на вопросы дайте в письменной форме.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 11. Общественно-политическое движение в России в XIX в.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Россия и Запад – дискуссии о путях развития. П. Чаадаев и концепция культурно-исторического развития России вне европейской цивилизации. Общественные движения 30 – 50-х гг. XIX в.: западники и славянофилы. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора во второй половине XIX в. Интеллигенция в России и странах Европы: ее роль и судьба. Русская, славянская идея в общественном сознании пореформенной России. Политико-идеологическое обоснование самобытного пути России: неославянофилы, почвенники, религиозно-философское течение. Складывание трёх основных общественных течений: дворянско-консервативного, буржуазно-либерального и революционно-демократического. Духовные ценности европейской цивилизации и особенности российского менталитета. Сужение сферы влияния православия в духовной жизни России. Атеизм и русская интеллигенция. Политические традиции и социокультурные особенности общества и их влияние на характер распространения либерализма в России. Либеральная программа демократизации и европеизации страны. Земское движение в России. Революционно-демократическое движение и российский радикализм: эволюция и основные течения. Теория русского общинного социализма. Революционные демократы 60-х гг. Народники 70-х гг. Теоретики народничества: М.А. Бакунин, Л.Л. Лавров, Л.Н. Ткачев, С.Г. Нечаев и нечаевщина. Либеральное народничество, Л.М. Михайловский. Пролетарский этап освободительного движения в России. Распространение марксизма. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда». Рабочее движение в России и первые рабочие организации. Российская социал-демократия. Ее основные направления (экономизм, меньшевизм, большевизм) и их политические лидеры: Е.А. Кускова, Ю.О. Мартов, В.И. Ленин. Социальная база либерализма и социализма в России. Проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа и левый радикализм. Социальный портрет русского революционера.

Вопросы для самоподготовки:

1. Россия и Запад – дискуссии о путях развития.

2. Лидеры декабристского движения, их взгляды на преобразование социального, политического, национально-государственного устройства России.

3. Общественные движения 30 – 50-х гг. XIX в.: западники и славянофилы.

4. Революционные демократы 60-х гг.

5. Народники 70-х гг.

6. Рабочее движение в России и первые рабочие организации.

7. Российская социал-демократия.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: доклады.

1. П. Чаадаев и концепция культурно-исторического развития России вне европейской цивилизации.

2. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора во второй половине XIX в.

3. Политико-идеологическое обоснование самобытного пути России: неославянофилы, почвенники, религиозно-философское течение.

4. Теоретики народничества: М.А. Бакунин, Л.Л. Лавров, Л.Н. Ткачев, С.Г. Нечаев и нечаевщина.

5. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда».

При подготовке к занятию используйте данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию. Доклады представьте в виде презентации.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 12. Россия в контексте мирового развития на рубеже XIX – начала XX века.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Роль ХХ столетия в мировой истории. Созревание социально-политических и экономических предпосылок для модернизации в различных регионах мира. Глобализация общественных процессов. Россия на стадии монополистического капитализма. Роль государства в экономике страны. Начало капиталистической индустриализации, её особенности. Экономическая политика правительства. Программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Переходный характер российских экономических и социальных структур. Российская деревня и аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность, итоги, последствия. Революция 1905–1907 гг. в России: расстановка политических сил, итоги. Политические партии России: генезис, классификация, программы и тактика. Опыт «думского парламентаризма». Идеи монархизма в российской буржуазии. Партия кадетов и ориентация на капиталистическое развитие по западному образцу. Образование партии социалистов-революционеров на основе народнической идеологии. Программа «социализации земли». Меньшевистская и большевистская концепции революции. Политическая ориентация меньшевиков на оппозиционную буржуазию и на буржуазную революцию западного образца. Влияние традиционных форм общинной демократии на политические предпочтения масс. Появление Советов. Манифест 17 октября 1905 г. Государственная Дума: структура, место в системе органов власти и особенности. Политическое лидерство кадетов в Государственной Думе. Интеллигенция об опыте первой русской революции и способах модернизации России. Неравномерность и противоречивость мирового развития на рубеже XIX-ХХ вв. Обострение проблемы разделения сфер влияния и передела мира. Политика России на Балканах и в Персии. Русско-японская война 1904-1905 гг. Русско-германские противоречия. Складывание военно-политического союза Англии, Франции и России (Антанты). Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы. Роль Восточного фронта в войне. Отношение к войне различных партий и классов. Ход военных действий. Брусиловский прорыв. Рост антивоенных настроений. Первая мировая война как кризис мирового общественного развития. Итоги и последствия Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. Нарастание революционной ситуации в России в годы Первой мировой войны. Самодержавие и либеральная оппозиция. Падение самодержавия и проблемы исторического выбора. Распад Российской империи, образование конгломерата независимых государств на её территории. Особенности формирования властных структур. Особенности социальной психологии и политических предпочтений крестьянства и рабочих. Феномен большевизма: причины захвата и удержания власти. Российская революция как часть общеевропейского кризиса. Современная историография о причинах, содержании и последствиях революции 1917 года в России.

Вопросы для самоподготовки:

1. Россия на стадии монополистического капитализма.

2. Экономическая политика правительства. Программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте

3. Российская деревня и аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность, итоги, последствия.

4. Революция 1905–1907 гг. в России: расстановка политических сил, итоги.

5. Политические партии России: генезис, классификация, программы и тактика.

6. Русско-японская война 1904-1905 гг.

7. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы.

8. Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум.

Задание 1. Статья Г.В. Плеханова «Открытое письмо к петроградским рабочим» (фрагмент)

«Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальную революцию, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года. Наш рабочий класс ещё далеко не может с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть — значит толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы величайшим несчастьем и для всей России... В стране наш рабочий класс составляет меньшинство... Сама экономика нашей страны осудила бы его на жесточайшее поражение... Власть должна опираться на коалицию всех живых сил страны, то есть на все классы и слои, которые не заинтересованы в восстановлении старого порядка».

1. Назовите год написания данной статьи. Взгляды какой политической партии отражает автор статьи?

2. Какова точка зрения автора о готовности России к социалистической революции? Приведите не менее трёх положений её аргументирующих.

3. Привлекая знания по истории, укажите, какие из доводов автора были подтверждены, а какие — опровергнуты дальнейшим политическим развитием России. Приведите не менее трёх положений.

Задание 2.

Используя данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию, заполните следующие таблицы и проанализируйте полученную информацию в письменном виде:

Таблица 1. «Основные политические партии в России в 1905-1906 гг.»

Наименование партии Месяц и год образования Численность (чел.) Лидеры
МОНАРХИЧЕСКИЕ
       
ЛИБЕРАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИИ
       
РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ
       

Таблица 2. Партийно-политический состав Государственной думы

№ п/п Название фракций и групп Количество депутатов
Первая Государтсвенная дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.)
     
Вторая Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.)
     
Третья Государственная дума (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.)
     
Четвертая Государственная дума (15 ноября 1915 г. – 6 (19) октября 1917 г.)
     

Таблица 3. Сравнительный анализ программ политических партий

Программные документы партий по: Монархические партии Партии либеральной буржуазии Революционно-демократические партии
крестьянскому вопросу      
по вопросу государственного устройства      
национальному вопросу      
рабочему вопросу      
отношение к Государственной Думе      
отношение к революции      
социальная база политических партий      

Задание 3. Дайте письменный ответ на следующие вопросы:

1. Когда и чем закончилась первая революция в России?

2. Что означает «третьеиюньская монархия»?

3. Какие главные вопросы рассматривала третья Государственная дума?

4. Дайте характеристику деятельности четвертой Государственной думы.

5. I Дума просуществовала 72 дня, II – 103 дня. Почему так часто менялся состав Думы?

6. В чем опыт создания и функционирования Государственной думы в России может быть полезным в развитии парламентаризма в современной России?

7. Кто начал подготовку аграрной реформы в начале XX в. и в чем она состояла?

8. Какие преобразования готовил П.А. Столыпин?

9. Охарактеризуйте международное положение в 1907-1914 гг.

10. Охарактеризуйте состояние экономики ведущих государств мира к 1914 г.

11. К каким итогам привела внешняя политика правительства России в 1914 г.?

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 13. Основные факторы и явления мирового развития в 20-30-е гг. XX в. Место и роль России в этом процессе.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Мир между мировыми войнами. Новая карта Европы. Версальская система международных отношений. Лига наций. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 и «великая депрессия». Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы. Приход к власти фашистов в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Политический кризис в Советском государстве в начале 1920- х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Борьба в руководстве партии по вопросам развития страны. Возвышение И.В. Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы, темпы, итоги. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее социальные и политические последствия. Утверждение тоталитарного политического режима. Экономические основы советского политического режима. Культурная революция в Советском государстве. Конституция СССР 1936 г.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Мир между мировыми войнами. Новая карта Европы. Версальская система международных отношений.

2. Мировой экономический кризис 1929 и «великая депрессия».

3. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы.

4. Приход к власти фашистов в Германии.

5. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум.

Задание 1.

Из Постановления Политбюро ЦКВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

I. «Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств... ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия: 1) Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве... 2) Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы. 3)...принять в отношении кулаков следующие меры: а) первая категория— контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии; б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР...; в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках. 4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и, безусловно, предупредить распространение этих мероприятий на какую- либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА...

II.... 1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль — май), исходя из приблизительного расчёта — направить в концлагеря 60 ООО и подвергнуть выселению в отдаленные районы —150 ООО кулаков;... 5. Высылаемым и расселяемым кулакам, при конфискации у них имущества, должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства...».

Дайте письменный ответ на следующие вопросы:

1. Укажите год принятия постановления. Назовите имя руководителя страны в это время. Какое историческое понятие характеризует процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период?

2. Как большевики называли процесс «ликвидации кулачества как класса»? Используя документ, назовите не менее двух неотложных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.

3. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трёх из них.

Задание 2. Самостоятельно составить список литературы по данной проблеме и тесовые задания.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 14. Советская внешняя политика в 1920–1930-х гг. Решающий вклад СССР в разгром фашизма.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Советская внешняя политика в 1920–930-х гг. Современные споры о международном кризисе 1939–941 гг. Предпосылки Второй мировой войны. СССР во Второй мировой войне. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Создание антигитлеровской коалиции. Решающий вклад СССР в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.

Вопросы для самоподготовки:

1. Коминтерн как орган всемирного революционного движения.

2. Советская внешняя политика в 1920–930-х гг. Современные споры о международном кризисе 1939–941 гг.

3. СССР во Второй мировой войне. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.

4. Решающий вклад СССР в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум, эссе, доклады.

Задание 1.

Из статьи западного историка Б.Г. Гарта:

«…Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление. На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов. Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

Дайте письменный ответ на вопросы:

1. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

2. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

З. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

Задание 2. Написать эссе:

1. «Превентивный удар СССР во Второй мировой войне: правда или вымысел. (Обзор современной историографии)».

2. «Чтобы не было войны. Размышления о влиянии идеологий на судьбу мира».

3. «Война в истории моей семьи».

Задание 3. Подготовить доклады в виде презентации:

1. Лидеры Коминтерна как органа всемирного революционного движения.

2. Коллаборационизм или предательство?

3. Роль Сталинградской битвы в ВОВ: патриотизм народа, полководческое искусство.

4. Причины и последствия участия Японии во Второй мировой войне.

5. Вооружённые силы СССР и Германии в июне 1941-го: сопоставление сил.

6. Речь Сталина 19 августа 1939 года: подлинник или фальшивка?

7. Политическое сотрудничество союзников во время войны: дружба или соперничество?

Задание 4.

В истории России известны две личности, два генерала – Д.М. Карбышев (1880-1945) и А.И. Деникин (1872-1947). Проведите сравнительный анализ их профессиональной деятельности и оцените с позиций патриота России.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

Тема 15. Эволюция политической, экономической и духовной сфер жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Мир после Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции. Раскол мира на два лагеря. Начало холодной войны. Гонка вооружений. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг. Крах колониальной системы. Революция на Кубе. Арабские революции, «свободная Африка». Усиление конфронтации двух систем. Карибский кризис. Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. События 1968 г. в Чехословакии. Япония после Второй мировой войны. Развитие мировой экономики в 1945–991 гг. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного

развития. Интеграционные процессы в послевоенной Европе и мире. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура СССР в послевоенный период. Трудности послевоенного переустройства. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического диктата. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Н.С. Хрущев: начало либерализации во внутренней и внешней политике. «Оттепель» в духовной сфере. Изменение в теории и практике советской внешней политике. СССР 1970-х-начале 1980-х гг.: курс руководства страны на консервацию советской системы. Стагнация в экономике и нарастание кризисных явлений во всех сферах общественной жизни. Ввод советских войск в Афганистан. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. 1985-1991 гг.: попытки всестороннего реформирования советской системы. Основные этапы перестройки. Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление». Конец холодной войны. Крах мировой социалистической системы. Обострение межнациональных отношений в СССР в период перестройки. Борьба общественно-политических сил. Углубление социально-экономического кризиса.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура СССР в послевоенный период.

2. Трудности послевоенного переустройства.

3. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.

4. Ужесточение политического режима и идеологического диктата.

5. Реформаторские поиски в советском руководстве. Н.С. Хрущев: начало либерализации во внутренней и внешней политике. «Оттепель» в духовной сфере.

6. Изменение в теории и практике советской внешней политике.

7. СССР 1970-х-начале 1980-х гг.: курс руководства страны на консервацию советской системы.

8. Стагнация в экономике и нарастание кризисных явлений во всех сферах общественной жизни.

9. Ввод советских войск в Афганистан.

10. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум, доклады.

Задание 1.

Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности.

«При земельной собственности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. ещё не достигли довоенного уровня... Колхозы края всё ещё продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 цнт с га, то в 1946 г. упала до 4,1 цнт... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба, что составляет 28% по отношению к плану хлебозаготовок.... Основная масса колхозников получала менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозников выдали... менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба... В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок со стороны местных партийных и советских органов... применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады семенного зерна. В ряде колхозов 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству в 1947 г. по несколько раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения... Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу».

Дайте письменный ответ на вопросы:

1. Под каким названием вошел в историю описываемый в источнике период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР.

2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чём он видит причины тяжелого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны? Укажите всего не менее трёх положений.

3. Почему записка была секретной? Назовите не менее двух причин. О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку? Приведите не менее двух черт.

Задание 2. Опишите феномен научно-технического прогресса в СССР.

Задание 3. Подготовить доклады в виде презентации:

1. СССР (Россия) - США: проблема ракетно-ядерного паритета.

2. Роль ОНН в мировой истории второй половины 40-х – 90-х годов.

3. Холодная война: дискуссионные вопросы.

4. Н.С. Хрущев и его внешняя политика.

5. Советская Россия и Китай: от союза к противостоянию.

6. Афганская война Советского Союза: экспансионизм или защита национальных интересов?

Задание 4.

Из послания руководителя СССР Президенту США.

«Уважаемый г-н Президент!...Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о ликвидации возникшей напряженности, и это позволило нам в сложившихся условиях найти и более гибкую форму проверки вывоза указанных средств. Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оценивается нами, хотя наша критика американского империализма остаётся, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединенных Штатов Америки в отношении Кубы... Мы с Вами пережили в течение короткого времени довольно острый кризис. Острота его заключалась в том, что мы с Вами готовы были уже сейчас сразиться, а это привело бы к мировой термоядерной войне со всеми её страшными последствиями. Мы учли это и... пошли на компромисс, хотя понимали, и сейчас заявляем об этом, что Ваши претензии не имели под собой никакой правовой основы».

Дайте письменный ответ на вопросы:

1. Укажите название события, о котором идёт речь в отрывке. Назовите фамилию адресата послания.

2. На основе текста и знания курса истории укажите, что автор называет «указанными средствами», и назовите обстоятельства, взятые каждой из сторон как условия достижения договоренности. Приведите всего не менее трёх положений.

3. Приведите не менее трёх причин достижения договоренности о ликвидации кризиса, ослаблении международной напряженности.

Задание 5. Составить историографический обзор научных работ по теме: «Холодная война».

Задание 6. Подготовка графических материалов: «Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х – середине 1980-х гг.»

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 16. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Объективная необходимость коренных преобразований в социально-экономических и политических отношениях советского общества. Противоречивый характер, непродуманность целей и задач перестройки. Начало демократизации общества. Просчёты и ошибки в сфере социально-экономической и внешней политики. Попытка государственного переворота 1991 г. Усиление политической борьбы в Советском Союзе. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Распад СССР и образование СНГ. Предварительные итоги «холодной войны». Россия в 1990-е гг. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х гг. XX в.: либерализация цен, ваучерная приватизация. Резкая поляризация общества. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России в 1993 г. и демонтаж системы власти советов. Конституция РФ 1993 г. Становление и развитие российского федерализма, его особенности. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика РФ в 1991–1999 гг. Политические партии и общественные движения России. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое развитие РФ в период 2001-2010 гг. Внешняя политика РФ. Региональные и глобальные интересы России. Роль РФ в современном мировом сообществе.

 

Вопросы для самоподготовки:

  1. 1985-1991 гг.: попытки всестороннего реформирования советской системы. Основные этапы перестройки.
  2. Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление». Конец холодной войны. Крах мировой социалистической системы.
  3. Обострение межнациональных отношений в СССР в период перестройки.
  4. Борьба общественно-политических сил. Углубление социально-экономического кризиса.
  5. Распад СССР и его предпосылки. Образование СНГ.
  6. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства.
  7. Конституция РФ 1993 г. Становление и развитие российского федерализма, его особенности.
  8. Внешняя политика РФ в 1991–999 гг.
  9. Политические партии и общественные движения России.
  10. Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений.
  11. Социально-экономическое развитие РФ в период 2001-2010 гг.
  12. Внешняя политика РФ. Региональные и глобальные интересы России.
  13. Роль РФ в современном мировом сообществе.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум.

Задание 1. Опишите феномен демократии в России.

Задание 2. Написать эссе: «Была ли альтернатива распада Советского Союза?»

Задание 3. Написать рецензию на книгу Рейнгольда Говарда «Умная толпа: новая социальная революция». – М.: Фаир-Пресс, 2006.

Задание 4. Провести источниковедческий анализ по теме: «Программное воззвание группировки «Белые пантеры».

Задание 5. XX век изобиловал реформаторами в России. Это: С.Ю. Витте, П.А Столыпин, В.И. Ленин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачев, Е.Т. Гайдар, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин и др. Оцените их действия по следующей схеме:

Приверженность реформам;

Риск в принятии решений;

Умение предвидеть дальнейший ход реформ;

Сильный характер;

Нетерпимость к оппонентам;

Итоги реформ.

Составьте сравнительную таблицу.

Задание 6. Заполните таблицу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных