Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компетентностная карта дисциплины.




Код компетенции Компетенция
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 4.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (раздела)

Максимальная учебная нагрузка очного отделения 132 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов: из них - теоретических 88 часов, практических - 0 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 44 часа.

Учебная нагрузка обучающегося при заочной форме обучения - 14 часов.

1.5. Формы промежуточной аттестации

Очное отделение - дифференцированный зачет (VI семестр).

Заочная форма обучения - классная письменная контрольная работа (VIII семестр).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

раздела02.05 «Музыкальная литература»

Темы Очное отделение Заочная форма обучения
Макс. кол-во часов Всего Теорет. занятия Практич. занятия Самост. работа
Тема 5.1.Как слушать и понимать музыку            
Тема 5.2.Русское народное музыкальное творчество и его жанровая классификация            
Тема 5.3.Исторические этапы развития профессионального музыкального искусства. Особенности музыкальных стилей, направлений            
Тема 5.4.Основные музыкальные жанры            
Тема 5.5.Зарубежное музыкальное искусство эпохи Барокко            
Тема 5.6.Творчество зарубежных композиторов эпохи классицизма и периода французской революции            
Тема 5.7.Музыкальное искусство эпохи романтизма            
Тема 5.8.Творчество зарубежных композиторов второй половины XIX - начала XX века            
Тема 5.9.Русская музыкальная классическая школа первой половины XIX века            
Тема 5.10.«Золотой век» русской музыкальной культуры            
Тема 5.11.Отечественное музыкальное искусство конца XIX – XX веков            
Тема 5.12.Музыка великих композиторов для детей            
Итого:            

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела02.05«Музыкальная литература» (макс.132 час.)

Тема 5.1. Как слушать и понимать музыку (1 час)

Понятие «музыка». Музыка в жизни человека и её общественное значение. Музыка серьезная и легкая. Специфика музыки как временного вида искусства. Образно-эмоциональное воздействие музыки. Язык музыки (музыкальная речь). Средства музыкальной выразительности. Выражение в музыке характера эпохи и времени. Национальные черты в музыке.

Самостоятельная работа студентов (1 час)

- прослушать музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов разных стилей, эпох и жанров.

Тема 5.2. Русское народное музыкальное творчество и его жанровая классификация (5 час.)

Древнейшие сведения о музыкальном быте восточных славян. Восточнославянская мифология. Календарные земледельческие песни и обряды. Хороводные и плясовые песни. Семейно-бытовые и свадебные обрядовые песни. Эпические жанры: былины, исторические песни. Лирические протяжные и городские песни. Частушки.

Самостоятельная работа студентов (2 час.)

- выучить музыкальные темы русских народных песен;

- подготовить сообщения о русских народных обрядах и праздниках;

- подготовить сообщение о старинной русской народной свадьбе.

Тема 5.3. Исторические этапы развития профессионального музыкального искусства. Особенности музыкальных стилей, направлений (4 час.)

Первобытная культура и её становление. Музыкальная культура ранних цивилизаций. Исторический обзор музыкальной культуры эпохи Средневековья. Культура эпохи Возрождения. Музыка Ренессанса. Обзор музыкальной культуры Нового времени (XVII – XVIII века). Полифония и гомофония. Идеология культуры Просвещения. Искусство Барокко и его характерные черты. Музыка эпохи классицизма. Романтизм как тип культуры. Искусство и музыка романтиков. Становление национальных композиторских школ в XIX веке. Русская классическая музыкальная школа. Музыкальная культура конца XIX – начала XX века. Многообразие стилистических направлений. Музыкальная культура современности. Развитие искусства «легкого» жанра.

Самостоятельная работа студентов (2 час.)

- подготовить сообщения по историческим этапам развития профессионального музыкального искусства;

- прослушать и подобрать музыкальные примеры по историческим этапам развития профессионального музыкального искусства.

Тема 5.4. Основные музыкальные жанры (4 час.)

Понятие «музыкальный жанр». Основные критерии классификации музыкальных жанров. Первичные жанры «песня, танец и марш». Понятие «прикладная музыка». Основные средства жанровой выразительности (метр, ритм, мелодия, фактура, гармония, тембр и др.). Три пласта музыкальной культуры – фольклор, академическая музыка и музыка «легкого жанра». Основные жанровые разновидности вокальной музыки. Музыкально-театральные жанры (опера, балет, оперетта). Оперные вокальные жанры. Основные жанровые разновидности инструментальной музыки.

Самостоятельная работа студентов (2 час.)

- подготовить информацию об основных музыкальных жанрах;

- прослушать и подобрать музыкальные примеры различных музыкальных жанров.

Тема 5.5. Зарубежное музыкальное искусство эпохи Барокко (8 час.)

Общая характеристика периода XVII – начала XVIII веков. Культура и искусство стиля Барокко, классицизма. Рождение жанра оперы в Италии. Балет во Франции. Инструментальная музыка: клавирное искусство Франции, органное творчество Германии. Творческий облик И.С. Баха. Жизненный и творческий путь композитора. Органное и клавирное творчество Баха.

Самостоятельная работа студентов (4 час.)

- выполнить конспект биографии И.С. Баха;

- прослушать основные музыкальные произведения Баха;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композитора.

Тема 5.6. Творчество зарубежных композиторов эпохи классицизма и периода французской революции (10 час.)

Жанры итальянской оперы XVIII века (seria, buffa). Немецкий и австрийский зингшпиль. Музыкальная культура Вены. Венская классическая школа. Сонатно-симфонический цикл. Форма сонатного аллегро. Инструментальное творчество Й. Гайдна. Творческий облик В.А. Моцарта. Жизненный и творческий путь композитора.

Оперное и инструментальное творчество Моцарта. Реквием. Творческий облик Л. ван Бетховена. Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианное и симфоническое творчество Бетховена.

Самостоятельная работа студентов (5 час.)

- выполнить конспект биографий В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена;

- прослушать основные музыкальные произведения Моцарта и Бетховена;

- прочитать либретто опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В.А. Моцарта;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов.

Тема 5.7. Музыкальное искусство эпохи романтизма (10 час.)

Романтизм как стилевое художественное направление искусства XIX века и его особенности. Формирование национальных композиторских школ. Творческий облик Ф. Шуберта. Жизненный и творческий путь композитора. Вокальное и инструментальное творчество Шуберта. Творческий облик Ф. Шопена. Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианное творчество Шопена. Творческий облик Р. Вагнера. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное творчество Вагнера.

Самостоятельная работа студентов (5 час.)

- выполнить конспект биографий Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера;

- прослушать основные музыкальные произведения Шуберта, Шопена, Вагнера;

- прочитать либретто опер из тетралогии «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда» Р. Вагнера;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов.

Тема 5.8. Творчество зарубежных композиторов второй половины XIX - начала XX века (10 час.)

Творческий облик Дж. Верди. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное творчество Верди. Творческий облик Ж. Бизе Жизненный и творческий путь композитора. Оперное творчество Бизе. Инструментальное творчество Э. Грига. Французский импрессионизм. Творчество К. Дебюсси, М. Равеля.

Самостоятельная работа студентов (5 час.)

- выполнить конспект биографий Дж. Верди, Ж. Бизе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля;

- прослушать основные музыкальные произведения Верди, Бизе, Грига, Дебюсси, Равеля;

- прочитать либретто опер «Риголетто», «Травиата», «Аида» Дж. Верди, оперы «Кармен» Ж. Бизе;

- прочитать сюжет драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт»;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов.

Тема 5.9. Русская музыкальная классическая школа первой половины XIX века (8 час.)

Русская музыка периода XVIII века. Формирование русской национальной композиторской школы. XIX век – подъем русской музыкальной культуры. Бытовая песня, романс. Творчество А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева. Творческий облик М.И. Глинки. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное, симфоническое и вокальное творчество Глинки. Оперное творчество А.С. Даргомыжского.

Самостоятельная работа студентов (4 час.)

- выполнить конспект биографий А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского;

- прослушать романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева, основные музыкальные произведения Глинки, Даргомыжского;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов;

- прочитать либретто опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского.

Тема 5.10. «Золотой век» русской музыкальной культуры (10 час.)

Русская музыкальная культура 60-70-х годов XIX века. «Могучая кучка». Творческий облик А.П. Бородина. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное и симфоническое творчество Бородина. Творческий облик М.П. Мусоргского. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное и инструментальное творчество Мусоргского.

Творческий облик Н.А. Римского-Корсакова. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное и симфоническое творчество Римского-Корсакова. Творческий облик П.И. Чайковского. Жизненный и творческий путь композитора. Оперное и симфоническое творчество Чайковского.

Самостоятельная работа студентов (5 час.)

- выполнить конспект биографий А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского;

- прослушать основные музыкальные произведения Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов;

- прочитать либретто опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

Тема 5.11. Отечественное музыкальное искусство конца XIX – XX веков (10 час.)

Музыкальная культура России на рубеже веков. Творчество С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, И.Ф. Стравинского. Музыкальная культура России после Октябрьской революции. Массовая песня. Творческий облик С.С. Прокофьева. Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое и кантатно-ораториальное творчество Прокофьева. Творческий облик Д.Д. Шостаковича. Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество Шостаковича. Творческий облик А.И. Хачатуряна. Жизненный и творческий путь композитора. Балетное и инструментальное творчество Хачатуряна.

Самостоятельная работа студентов (5 час.)

- выполнить конспект биографий С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна;

- подготовить сообщения по творчеству А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, И.Ф. Стравинского;

- прослушать основные музыкальные произведения Рахманинова, Скрябина, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна;

- выучить основные музыкальные темы из произведений композиторов.

Тема 5.12. Музыка великих композиторов для детей (8 час.)

Мир детской музыки. Творчество композиторов-классиков для детской аудитории.

Циклы фортепианных пьес для детей: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский уголок» К. Дебюсси, «Матушка гусыня» М. Равеля. Симфонические произведения для детей: «Петя и Волк», симфония № 7 С.С. Прокофьева, «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Крупные жанры для детей: балеты «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева, «Буратино» Н.Г. Сабитова, сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова. Детские песни. Музыка современных композиторов к мультфильмам (Г. Гладков, В. Шаинский и др.).

Самостоятельная работа студентов (4 час.)

- подготовить сообщения по творчеству В. Шаинского, Г. Гладкова;

- прослушать музыкальные произведения для детей композиторов-классиков;

- подобрать музыкальные примеры из детских фильмов и мультфильмов.

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематический план по разделу «Музыкальная литература» (МДК.01.02)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных