Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5 страница




Немецкому композитору и педагогу К. Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть. К. Орф создал большой цикл произведений «Музыка для детей»; в 1950 - 1954 г. (цикл был закончен совместно с Г. Кетман и получил название «Шульверк»). Это песни, инструментальные пьесы и ритмомелодические упражнения для детей младшего возраста. Дополнение к «Шульверку» - сборник «Музыка для юношества» - практическая основа коллективного музыкального воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме «Немецкая детская песня и детская игра»).

Большое распространение получила опера для детей «Мы строим город» немецкого композитора П. Хиндемита (1930).

Советские композиторы обогатили и расширили жанровые возможности и средства выразительности детской музыки. Помимо вокальных и фортепианных миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симфонические произведения, концерты. Большое распространение получил жанр советской детской песни (в содружестве с поэтами - С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, О.И. Высотская, В.И. Лебедев-Кумач и др.). Широко известны фортепианные пьесы для детей С.М. Майкапара «Бирюльки» (1926) и сб. «Первые шаги» (1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обработки народных мелодий Г Г. Лобачёва: сб. «Пять песен дошкольников» (1928), «Пять песен для детей» (1927). Их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонационная чёткость и лаконизм мелодий.

Большую ценность представляет творческое наследие М.И. Красева. Им написано около 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты народных сказов, сказок К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к народному лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М.Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен «Солнышко» на стихи А.Л. Барто (1928), песни «Красные маки», «Зимний праздник», «Аппассионата», «Мы - весёлые ребята», вокальный цикл «Цветы» и др. Большой вклад в дескую музыку внесли А.Н. Александров, Р.Г. Бойко, И.О. Дунаевский, А.Я. Лепин, З.А. Левина, М.А. Мирзоев, С. Рустамов, М.Л. Старокадомский, А.Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т.А. Попатенко и В.П. Герчик, Е.Н. Тиличеева.

Д.Б. Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирической песни («Песня у костра», «Наш край», «Школьные годы»). Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности («Тридцать детских пьес», 1937 - 1938). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодическое богатство, современность языка, художестенная. простота, близость к интонациям современного музыкального фольклора (первый его детский сб. - «Восемь песен для детского хора и фортепиано», 1935).

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, — одна из важнейших граней творческого облика советского композитора С.С. Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева - поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк» (1936, собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её основных героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с оркестровыми тембрами. Популярны песенка-сценка «Болтунья» на стихи А. Барто (1939), сюита «Зимний костёр» - для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (1949). Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка».

Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д.Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Д.Б. Кабалевского (для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром), 3-й фортепианный концерт А.М. Баланчивадзе, фортепианный концерт Ю.А. Левитина. Особенности всех этих произведений - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.

В 1950 - 1960-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными музыкальными средствами многообразие интересов, чувств и мыслей современных детей и молодёжи. Таковы: «Песня утра, весны и мира» (1958), «О родной земле» (1966) Д. Кабалевского, «Дети рядом с отцами» (1965), «Красная площадь» (1967) Ю. Чичкова, «Ленин в сердце у нас» (1957), «Красные следопыты» (1962) А. Пахмутовой, «Пионер, будь готов!» Зульфугарова (1961). Музыка занимает большое место в детских фильмах: «Царь Дурандай» (1934) и «Красная шапочка» (1937) Александрова; «Золушка» Спадавеккиа (1940); «Дети капитана Гранта» (1936) и «Концерт Бетховена» (1937) И. Дунаевского; «Красный галстук» (1950) и «Здравствуй, Москва!» (1951) Лепина; «Айболит-66» Б. Чайковского (1966).

Среди лучших образцов детской эстрадной музыки эксцентрические песенки с развитым сюжетом: «Семь весёлых песен» Кабалевского, «По Москве шагает слон» Пенькова, «Темноты боится Петя» Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствовал единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» Коваля (1939), «Маша и Медведь» (1940), «Теремок» (1941), «Топтыгин и лиса» (1943), «Царевна-несмеяна» (1947), «Морозко» (1950) Красева, «Три толстяка» Рубина (1956), «Тулку и Алабаш» Мамедова (1959), «Песенка в лесу» Бойко (1961), «Белоснежка и семь гномов» (1963) Колмановского, «Мальчик Великан» Хренникова (1968); балеты для детей «Три толстяка» Оранского (1935), «Аистёнок» Клебанова (1937), «Сказка о Попе и работнике его Балде» Чулаки (1939), «Сон Дрёмович» Чемберджи (1943), «Доктор Айболит» Морозова (1947), «Конёк-Горбунок» Щедрина (1955), «Сокровище Голубой горы» Цинцадзе (1956), «Буратино» (1955) и «Золотой ключик» (1962) Вайнберга, «Золотой ключик» Зейдмана (1957); опера-балет «Снежная королева» Раухвергера (1965) и др. В 1960-е гг. написаны детские оперетты: «Баранкин, будь человеком» Туликова (1965), «Станция Заваляйка» Бойко (1968). Развитие музыкального творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой музыкального образования и воспитания детей.

Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: «Бременские музыканты» композитора Г.И. Гладкова (1968), «Крокодил Гена» композитора М.П. Зива (1969), песни В. Шаинского и др.

Музыкальные примеры:

1. И.С. Бах. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (на выбор);

2. Й. Гайдн. Симфония «Детская»;

3. Л. ван Бетховен. Песня «Сурок»;

4. Ж. Бизе. «Игры для детей» для фортепиано (на выбор);

5. К. Сен-Санс. Зоологическая фантазия «Карнавал животных» для фортепиано и симфонического оркестра;

6. Р. Шуман. «Альбом для юношества» (на выбор);

7. П.И. Чайковский. «Детский альбом» (на выбор);

8. П.И. Чайковский. «Шестнадцать песен для детей» (на выбор);

9. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»;

10. И. Брамс. «Детские народные песни»;

11. М. Равель. «Матушка гусыня» для фортепиано;

12. К. Дебюсси. «Детский уголок» для фортепиано;

13. Б. Бриттен. «Путеводитель по оркестру»;

14. К. Орф. «Музыка для детей» («Шульверк»);

15. Д.Б. Кабалевский. Песни, «Тридцать детских пьес» для фортепиано (на выбор);

16. С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк»;

17. Г.И. Гладков. Детские песни (на выбор), музыка из мультфильмов;

18. В. Шаинский. Детские песни (на выбор).

 

 

4.2. Список музыкальных произведений для прослушивания

(Примеры, обозначенные значком *, предназначены для дополнительного прослушивания)

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

§ * Музыка эпохи Средневековья - григорианские хоралы.

§ * Музыка эпохи Возрождения - «Лютневая музыка XVI – XVII веков» (на выбор), мадригалы; О. Лассо, Д. Палестрина.

§ * Музыка эпохи Барокко - Ж.Б. Люлли: «Гавот»; Л. Боккерини: «Менуэт»; А. Вивальди: Оркестровые концерты: «Зима», «Весна» из цикла «Времена года».

§ Г.Ф. Гендель:

1) Оркестровые произведения: «Музыка на воде» (фрагменты частей на выбор); Кончерто-гроссо, F-dur (фрагменты частей на выбор);

2) Оперно-ораториальное творчество: оратория «Самсон»; *фрагменты из опер и ораторий (на выбор); хор «Аллилуйя» (из оратории «Мессия»).

§ И.С. Бах:

1) Органное творчество: *хоральные прелюдии (Es-dur, g-moll); Токката и фуга d-moll;

2) Клавирное творчество: «Французская сюита» c-moll; «Хорошо темперированный клавир», т.1 - прелюдии и фуги № 1 (C-dur), № 2 (c-moll), es-moll;

3) Вокально-инструментальное творчество: оратория «Страсти по Матфею» (№ 1 – хор, № 47 – ария альта, № 78 – хор); *духовные и светские кантаты (на выбор); *Месса h-moll.

§ К.В. Глюк:

1) Опера «Орфей» - «Мелодия» (II д., 2 карт.), фрагменты 2 и 3 д.

§ Й. Гайдн:

1) Клавирное творчество: *сонаты e-moll, D-dur;

2) Симфоническое творчество: *симфония № 6 («Утро»), D-dur; Симфония № 103, Es-dur («с тремоло литавр»);

3) *Камерно-инструментальное творчество: квартет «Император» (фрагмент);

4) *Ораториальное творчество: оратория «Времена года» фрагменты).

§ В.А. Моцарт:

1) Клавирное и инструментальное творчество: соната № 11, A-dur; *«Маленькая ночная серенада»;

2) Симфоническое творчество: симфония № 40, g-moll; *симфония № 41, C-dur («Юпитер»);

3) Опера «Свадьба Фигаро» (увертюра; I д., 1 карт. - ария Фигаро «Если захочет барин попрыгать»; ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»; ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный»; I д., 2 карт. - ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»; II д., 2 карт. - ариетта Барбарины «Уронила, потеряла»;

4) Вокально-инструментальное творчество: «Реквием» - № 1 («Реквием»), № 2 («Диес ире»), № 3 («Туба мирум»), № 7 («Лакримоза»), № 12 («Агнус Деи»).

§ Л. ван Бетховен:

1) Фортепианное творчество: соната № 8, c-moll («Патетическая»); соната № 14, cis-moll («Лунная»); *«К Элизе»;

2) Симфоническое творчество: симфония № 5, c-moll; *симфония № 6, F-dur («Пасторальная»); *симфония № 9, d-moll (ч.IV); *увертюра «Эгмонт».

§ Ф. Шуберт:

1) Вокальные произведения: песни *«Форель», «Серенада», *«Ave, Maria», баллада «Лесной царь»;

2) Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: песни № 1 («В путь»), № 2 («Куда?»), № 14 («Охотник»), № 19 («Мельник и ручей»), № 20 («Колыбельная ручья»);

3) Вокальный цикл «Зимний путь»: песни № 5 («Липа»), № 11 («Весенние грезы»), № 24 («Шарманщик»);

4) *Фортепианные произведения: «Музыкальный момент» (f-moll); «Экспромты» (G-dur, Es-dur);

5) Симфония № 8, h-moll («Неоконченная»).

§ Ф. Шопен:

1) Мазурки: C-dur (op. 24, №2), *F-dur (op. 68, №3), a-moll (op. 68, №2);

2) Полонезы: A-dur (op. 26, №2), *es-moll (op. 26, №1);

3) Этюды: E-dur (op. 10, №3), c-moll (op. 10, №12 – «Революционный»);

4) Прелюдии: e-moll (№4), h-moll (№6), A-dur (№7), c-moll (№20);

5) Ноктюрны: Es-dur (op. 9, №2), *c-moll (op. 48, №1);

6) Вальсы: Es-dur (op. 18), *As-dur (op. 42), cis-moll (op. 64);

7) *Баллада g-moll (op. 23, №1);

8) *Соната № 2, b-moll (III часть – похоронный марш).

§ Р. Шуман:

1) Фортепианные произведения: *«Грёзы», фортепианный цикл «Карнавал»;

2) *Вокальные произведения (на выбор).

§ К.М. Вебер:

1) Опера «Волшебный стрелок» (фрагменты, хор охотников).

§ Ф. Мендельсон-Бартольди:

1) Фортепианные произведения: «Песни без слов» (на выбор);

2) Симфонические произведения: музыка к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (увертюра, «Свадебный марш», «Ноктюрн»); «Шотландская симфония», «Итальянская симфония» (фрагменты).

§ Дж. Россини:

1) Оперное творчество: оперы «Севильский цирюльник» (увертюра, каватина Фигаро из I д.), «Вильгельм Телль» (увертюра).

§ *В. Беллини:

1) Опера «Норма (фрагменты).

§ *Г. Доницетти:

1) Опера «Любовный напиток» (фрагменты).

§ Г. Берлиоз:

1) Симфоническое творчество: «Фантастическая симфония» (фрагменты).

§ Р. Вагнер:

1) Оперное творчество: «Тангейзер» (увертюра, «Вечерней звезде»), «Валькирия» («Полет валькирий» - III д.), «Тристан и Изольда» (оркестровое вступление).

§ И. Брамс:

1) Фортепианное творчество: «Венгерские танцы» - № 1 (g-moll), № 5 (fis-moll), № 6 (Des-dur); Вальс As-dur;

2) Вокальное творчество: песня «Колыбельная».

§ И. Штраус (сын):

1) Вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса»;

2) Польки, марши.

§ Ф. Лист:

1) Фортепианные произведения – «Мефисто-вальс», «Венгерские рапсодии» (№ 2, cis-moll), «Грёзы любви»; фортепианный цикл «Годы странствий» («Тарантелла»).

§ А. Дворжак:

1) Симфония № 5, e-moll («Из Нового света»);

2) «Славянские танцы» (на выбор), «Юмореска».

§ *Б. Сметана:

1) Опера «Проданная невеста» (фрагменты);

2) «Влтава» из симфонического цикла «Моя родина».

§ Ш. Гуно:

1) Опера «Фауст» (I д. – куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской…»);

2) Бах-Гуно. «Ave, Maria».

§ К. Сен-Санс:

1) «Карнавал животных» - зоологическая фантазия для симфонического оркестра.

§ *Ж. Оффенбах:

1) Оперетты: «Орфей в аду» («Канкан»); «Парижская жизнь» («Галоп»).

§ *Л. Делиб:

1) Балеты: «Ручей», «Коппелия», «Сильвия» - фрагменты.

§ Дж. Верди:

1) Опера «Риголетто» (вступление; I д., 1 карт.баллада Герцога «Та, иль эта…», сцена проклятья Монтероне; I д., 2 карт.сцена Риголетто и Джильды, ария Джильды «Гвальтьер Мальде», хор придворных «Тише, тише»; II д.песенка Риголетто «Лара, лара…», ария Риголетто «Куртизаны, исчадье порока»; III д.песенка Герцога «Сердце красавиц», квартет «О, красотка молодая…»);

2) *Опера «Травиата» (вступление; I д. - заздравная песня);

3) *Опера «Аида» (IIд., 4 карт. – финальный марш).

§ Ж. Бизе:

1) Опера «Кармен» (увертюра; I д. – марш и хор мальчиков, хор работниц «Гляди, как струей дымок…», хабанера Кармен «У любви, как у пташки крылья…», песня и мелодрама Кармен «Траля, ля, ля, ля…», сегедилья Кармен «Там, где застава Севильи…»; II д. – антракт, цыганская песня Кармен «Ты слышишь струнный перебор…», куплеты Эскамильо «Я на тост ваш хочу ответить…», ария «с цветком» Хозе «Видишь, как свято сохраняю…»; III д.антракт; IV д.антракт, танцы «Болеро», «Цыганский танец», «Оле!»);

2) Симфоническая сюита «Арлезианка» (фрагменты).

§ Э. Григ:

1) Симфоническое творчество: две сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» («Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»);

2) Фортепианное творчество: «Норвежский танец» № 2 (A-dur); Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (I часть - экспозиция); «Лирические пьесы» («Ноктюрн», «Шествие гномов»);

3) Вокальное творчество: песня «Избушка».

§ Дж. Гершвин:

1) Инструментальное творчество: «Рапсодия в блюзовых тонах»;

2) Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная «Лето» - «Summertime»);

3) Вокальное творчество: песни на выбор.

§ Г. Малер:

1) Симфония № 5 (фрагменты);

2) Вокальный цикл «Песни об умерших детях» (на выбор).

§ Р. Штраус:

1) Симфонические поэмы «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан», «Так говорил Заратустра» (фрагменты).

§ А. Шёнберг – И.С. Бах:

1) Прелюдия и фуга Es-dur.

§ К. Орф:

1) Музыкально-сценическое творчество: «Кармина Бурана» (фрагменты).

§ К. Дебюсси:

1) Фортепианные произведения - «Лунный свет», *«Грёза», прелюдии («Девушка с волосами цвета льна»);

2) Симфонические произведения – «Ноктюрны» («Облака», «Празднество», «Сирены»), *«Послеполуденный отдых фавна».

§ М. Равель:

1) Симфоническое творчество: «Болеро», *«Павана усопшей инфанте», *«Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (фрагмент);

2) *Балетное творчество: «Моя матушка гусыня» (фрагменты).

РУССКАЯ МУЗЫКА

( Примеры, обозначенные значком *, предназначены для дополнительного прослушивания)

§ Д.С. Бортнянский *

§ А.Н. Верстовский *

§ А.А. Алябьев:

1) Романсы – «Соловей», «Два ворона», «Зимняя дорога», «Нищая».

§ А.Е. Варламов:

1) Романсы – «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий».

§ А.Л. Гурилев:

1) Романсы – «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Домик-крошечка».

§ М.И. Глинка:

1) Романсы – «Не искушай», Ночь осенняя», «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Попутная песня», «Жаворонок», «Венецианская ночь»;

2) Опера «Иван Сусанин» (увертюра; интродукция – хор народа «Родина моя»; I д. – каватина и рондо Антониды «Ах, ты поле, поле ты мое», первый выход (песня) Сусанина «Что гадать о свадьбе», хор гребцов «Хороша у нас река», песня Собинина «Эх, когда жених к невесте…», трио Собинина, Антониды, Сусанина «Не томи, родимый»; II д.полонез, краковяк, вальс, мазурка; III д. - песня Вани «Как мать убили у малого птенца», свадебный хор девушек «Разгулялися, разливалися», романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»; IV д. – речитатив и ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; эпилогхор народа «Славься»);

3) *Опера «Руслан и Людмила» (увертюра; I д. – рондо Фарлафа, ария Людмилы; IV д. – марш Черномора);

4) Симфонические произведения – «Камаринская», «Вальс-фантазия».

§ А.С. Даргомыжский:

1) *Вокальные произведения – «Мельник», «Я Вас любил», «Мне грустно», «Юноша и дева», «Свадьба»;

2) Опера «Русалка» (I д. – ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые…»; из терцета Наташи, Князя, Мельника – два ариозо Наташи «Ах, прошло то время…» и «Ласковым ты словом…»; три хора народа – «Ах, ты, сердце, мое сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили»; из дуэта Князя и Наташи – ариозо Наташи «Бывало, издали уже спешишь…»; финальная сцена; II д. – свадебный хор девушек «Сватушка»; песня утопленницы «По камушкам, по желту песочку…»; III д., 1 карт. – ария Княгини «Дни минувших наслаждений»; песня Ольги «Как у нас на улице…»; 2 карт. – три хора русалок; каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам»; сцена Князя и Мельника – ариозо Мельника «Я продал мельницу бесам запечным»; IV д., 1 карт. – сцена Русалки и Русалочки).

§ М.А. Балакирев *:

1) *Симфонические произведения – «Русь», Увертюра на темы трёх русских народных песен.

§ А.П. Бородин:

1) Симфония № 2, си минор («Богатырская»);

2) Опера «Князь Игорь» (прологхор народа «Слава»; I д., 1 карт. – песня Владимира Галицкого «Только б мне дождаться чести»; 2 карт. – сцена Ярославны с девушками, два хора бояр – «Мужайся, княгиня»; «Нам, княгиня, не впервые»; II д. – хор половецких девушек «На безводье»; каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной»; речитатив и каватина Владимира «Медленно день угасал»; дуэт Кончаковны и Владимира; ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе»; ария хана Кончака «О, нет, нет, друг…»; половецкая пляска с хором «Улетай на крыльях ветра»; III д. – половецкий марш; IV д. – плач Ярославны «Ах, плачу я»; хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал»);

3) *Вокальные произведения – романс «Спящая княжна».

§ М.П. Мусоргский:

1) Фортепианный цикл «Картинки с выставки»;

2) Опера «Борис Годунов» (1 карт. прологавступление, хор народа «На кого ты нас покидаешь, отец наш»; 2 карт. прологавступление, хор народа «Слава»; монолог Бориса «Скорбит душа»; I д., 1 карт. – монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье»; 2 карт. – вступление, песня Варлаама «Как во городе было, во Казани»; II д. – монолог Бориса «Достиг я высшей власти»; монолог Бориса «Ох, тяжело, дай дух переведу»; IVд., 1 карт. – песня Юродивого «Месяц едет, котёнок плачет»; сцена Юродивого с Борисом; 3 карт. – хор народа «Не сокол летит по поднебесью»; хор народа «Расходилась, разгулялась»; финальная сцена – въезд Самозванца);

3) *Опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке»).

§ Н.А. Римский-Корсаков:

1) Симфоническая сюита «Шехеразада»;

2) *Опера «Снегурочка» (пролог - вступление; ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»; ариетта Снегурочки «Слыхала я»; хор народа «Раным-рано куры запели»; I д. – первая песня Леля «Земляничка ягодка»; II д. – каватина царя Берендея «Полна, полна чудес»; III д. – хоровод «Ай, во поле липенька» и плясовая песня «Про бобра»; третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»);

3) Опера «Садко» (вступление «Окиан – море синее»; 1 карт. – былина Нежаты «О Волхе Всеславьиче»; речитатив и ария Садко «Кабы была у меня золота казна»; хор «Будет красен день…»; 2 карт. – вступление;протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка!»; хор красных девиц царства подводного; хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; дуэт Садко и Морской царевны «Светят росою медвяною косы твои»; финальная сцена с лейтмотивом Морского царя; 3 карт. – ария Любавы «Ох, знаю я …»; 4 карт. – сцена спора Садко с настоятелями «Поклон вам, гости именитые!»; песня Варяжского гостя «О скалы грозные»; песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах»; песня Веденецкого гостя «Город каменный»; финальный хор «Высота ли, высота»; 7 карт. – колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил»).

§ П.И. Чайковский:

1) *Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, си-бемоль минор (ч. 1 и 3);

2) *Фортепианный цикл «Времена года» (пьесы на выбор);

3) *Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (фрагменты на выбор);

4) Симфония № 4, фа минор;

5) *Симфонии - № 1, соль минор («Зимние грёзы» - ч. 1, 2); № 6, си минор («Патетическая» - ч.1, 4);

6) Опера «Евгений Онегин» (вступление; I д., 1 картдуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы…»; ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга»; 2 карт. – сцена письма Татьяны; 3 карт. – хор девушек «Девицы-красавицы»; II д., 1 карт. – вальс; куплеты Трике; 2 карт. – речитатив и ария Ленского «Куда, куда вы удалились»; III д., 1 карт. – полонез; ария Гремина «Онегин, я скрывать не стану»; ариозо Онегина «Увы, сомненья нет»).

§ А.К. Лядов *:

1) *Фортепианные произведения («Музыкальная табакерка», «Про старину» и др.);

2) *Симфонические произведения – «Кикимора», «Волшебное озеро».

§ В.С. Калинников *:

1) *Симфония № 1, соль минор (ч.1 и 2).

§ С.И. Танеев *:

1) *Опера «Орестея» (ч. III, 2 карт. - антракт «Храм Аполлона в Дельфах»).

§ И.Ф. Стравинский *:

1) *Балеты (фрагменты): «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица».

§ А.Н. Скрябин:

1) Симфония № 3, до минор («Божественная поэма»);

2) фортепианные произведения - прелюдии op.11 № 5 (D-dur), 10 (cis-moll), 14 (es-moll), 15 (Des-dur); соната № 4, Fis-dur;

3) симфонические произведения - «Поэма экстаза», «Поэма огня» («Прометей»).

§ С.В. Рахманинов:

1) Фортепианное творчество: Прелюдия cis-moll, op. 3;Прелюдия № 5, g-moll, op. 23; Концерт № 2, c-moll для фортепиано с оркестром;

2) Вокальное творчество – романсы: «Не пой, красавица, при мне»; «Полюбила я на печаль свою»; «Вокализ»; «Сирень»; «Весенние воды»;

3) Оперное творчество – опера «Алеко»*.

§ С.С. Прокофьев:

1) Фортепианное творчество*: «Мимолётности»; «Сказки старой бабушки»; «Наваждение».

2) Симфоническое творчество: Симфоническая сказка «Петя и Волк»*; Симфония № 1, D-dur («Классическая»)*; Симфония № 7, cis-moll.

3) Кантата «Александр Невский».

4) Балетное творчество* – фрагменты из балетов «Золушка» («Вальс»), «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка», «Танец рыцарей»).

5) Оперное творчество* – фрагменты из опер «Любовь к трём апельсинам» («Марш»), «Война и мир» («Вальс», ария Кутузова).

§ Д.Д. Шостакович:

1) Фортепианное творчество* – «24 прелюдии и фуги» (на выбор).

2) Симфоническое творчество: Симфония № 11, g-moll («1905 год»)*; Симфония № 7, C-dur («Ленинградская»); «Праздничная увертюра»*.

3) Оратория «Песнь о лесах»*;

4) Музыка к кинофильму «Овод» («Романс»)*.

§ А.И. Хачатурян:

1) Инструментальное творчество: Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» («Вальс»)*; Концерт d-moll для скрипки с оркестром.

2) Балетное творчество* – фрагменты из балетов «Спартак» («Адажио Фригии и Спартака», № 47), «Гаянэ» («Танец с саблями»).

§ Г.В. Свиридов:

1) Музыкальные иллюстрации к телефильму «Метель»*.

2) Симфоническая сюита «Время, вперёд!»*.

3) Вокальное творчество: циклы романсов и песен на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Исаакяна и др. (на выбор); «Веснянка» для хора (слова народные); «Курские песни» (слова народные); «Деревянная Русь» (сл. С. Есенина); «Снег идет» (сл. Б. Пастернака).

4) Кантатно-ораториальное творчество: «Поэма памяти Сергея Есенина» для голоса, хора и оркестра; «Патетическая оратория» на сл. В. Маяковского*.

§ Р.К. Щедрин:

1) Концерт для оркестра «Озорные частушки».

2) Оперное творчество* – фрагменты из опер «Не только любовь», «Мёртвые души».

3) Балетное творчество: «Кармен-сюита», «Анна Каренина» * (фрагменты).

§ И.О. Дунаевский*, А.Г. Шнитке*, А.П. Петров*, Э.В. Денисов*, В.А. Гаврилин*






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных