Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативная функция 1 страница




В семье удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, то есть потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимоподдержке.

6.Сексуально-эротическая

Заключается в удовлетворении половых потребностей членов семьи, регулировании полового поведения в обществе.

7. Экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других

8. Регулятивная — регламентация поведения членов семьи

9. Социально-статусная — представление определенного социального статуса членам семьи.

7. Тенденции развития института семьи в современном обществе

Семья тесно связана с обществом, она является его активным элементом. Каждый член семьи входит в различные социальные объединения, в различные социальные группы время семья влияет на отношения в обществе и и на все процессы социальной жизни Семья как социальный феномен прошла сложный путь исторического развития Исторически менялись типы и формы семьи, роли мужа и жены, методы воспитания детей.

Основные тенденции развития института семьи: увеличение количества разводов; увеличение количества неполных семей и детей, рожденных вне брака; снижение уровня рождаемости; уменьшение средней продолжительности брака; откладывание времени вступления в брак; увеличение количества одиноких людей; увеличение количества супружеских пар без оформления брака; изменение отношений между детьми и родителями (они стали более гибкими, подвижными и равноправными).

8. Динамика семейных отношений. Жизненный цикл семьи

Семья представляет собой динамическое образование, в ходе которого выделяются качественно различные периоды. С этим связано понятие «цикл развития семьи».

Э. Дювалль выделял 8 стадий в жизненном цикле семьи:

1. формирование семьи; детей нет;

2. детородящая семья, возраст старшего ребенка (до 2 лет 11 месяцев);

3. введение детей во внесемейные институты, семья с ребенком-дошкольником (до 5 лет 11 месяцев);

4. семья с ребенком школьником (до 12 лет 11 месяцев);

5. семья с ребенком–подростком (до 20 лет 11 месяцев);

6. семья «отправляющая» ребенка в жизнь (до ухода последнего ребенка);

7. супруги зрелого возраста (до момента выхода на пенсию);

8. стареющая семья (до смерти одного из супругов).

В России наибольшую известность получила другая периодизация Васильевой, которая более психологична:

Первая стадия. Зарождение семьи (с момента заключения брака до рождения первого ребенка).

На этой стадии интенсивно и напряженно протекает формирование внутри- и внесемейных отношений. Супруги реализуют цели формирования ролевой структуры, сближение представлений и ценностей друг друга, вхождение в новые роли и адаптация к супружеской жизни, вхождение в круг новых родственников, первичное обзаведение хозяйством, экономическая и психологическая автономизация от родителей, комфортная дистанция близости-дальности между супругами. На этом этапе наблюдаются самые высокие показатели сплоченности и гибкости семьи.

Вторая стадия. Рождение и воспитание детей, семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность (от рождения первого ребенка до начала трудовой деятельности хотя бы одним).

Это основная стадия цикла развития семьи, на которую приходится наиболее интенсивная хозяйственно-бытовая и психологическая нагрузка. Семья как система меняется и количественно, и качественно. Основной семейной функцией является воспитательная. Ужесточается выполнение мужских и женских ролей. В целом, этап характеризуется повышением конфликтности, возможностью появления внебрачных связей. Основной задачей психологического порядка является сохранение эмоциональной близости партнеров.

Третья стадия. Окончание выполнения семьей воспитательной функции (с момента начала трудовой деятельности одного ребенка до времени, когда на попечении семьи не останется детей).

Не смотря на то, что в семейной системе все еще остаются дети, приближается время «опустевшего гнезда» и перехода в роли бабушек и дедушек.

Четвертая стадия. Дети живут с родителями и хотя бы у одного нет семьи.

Пятая стадия. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи (до смерти одного из супругов).

Последние стадии являются завершающими, когда объективно закончена воспитательная функция, попытки ее продолжения вызывают сопротивление детей. Особенности пожилого возраста супругов обусловливают образ жизни семьи, проблемы здоровья выходят на первый план. Завершение цикла развития семьи сопровождается выходом на пенсию. Сужение круга социальных связей пенсионеров, профессиональное «обезроливание» увеличивают их потребность в признании и уважении. В случае гармоничных взаимоотношений с детьми стареющие супруги имеют значительную поддержку с их стороны.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

2. семья молодоженов;

3. семья с маленькими детьми;

4. семья с подростками;

5. выход повзрослевших детей из семьи;

6. семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1. совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

2. молодые браки — от 5 до 9 лет;

3. средние браки — от 10 до 19 лет;

4. пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Взаимоотношения супругов весьма динамичны в ходе цикла развития семьи.
В число рассматриваемых характеристик входят, как правило, следующие: гибкость, сплоченность семьи и удовлетворенность супругов браком. Наиболее высокие показатели сплоченности у молодоженов, а гибкости во взаимодействии – у стареющих супругов. Удовлетворенность браком на последних стадиях почти достигает высоких показателей у молодоженов. Наихудшие показатели гибкости, сплоченности, удовлетворенности браком наблюдается на основных стадиях цикла развития у семьи с подростком. На этот момент приходится и вторичная негативная адаптация супругов, кризис 14 лет (стаж брака).

В динамике развития семьи очень важно выполнение задач этапа развития семьи. Если семья не выполняет на определенном этапе соответствующих задач, то происходит кумуляция задач смежных этапов. Например, при появлении ребенка резко возрастает хозяйственно-бытовая нагрузка и психологическая ответственность супругов, они осваивают родительские роли. Если при этом они не решили задачу предыдущего этапа и не установили оптимальных отношений с новыми родственниками, то не получат помощи. Или, например, молодая семья не отделилась от прародительских семей, тогда бабушки и дедушки, возможно, займут первостепенные родительские роли в воспитании ребенка.

9. Кризисные периоды в браке

Наиболее популярной классификацией кризисных периодов в браке является классификация В. Сатир. Она пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

1. Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

2. Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

3. Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

4. Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

5. Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

6. Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

7. Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

8. Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин (психологическая проблема).

9. Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

10. Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Задачи развития семьи в кризисные периоды

Суть кризиса Задачи семьи
Принятие супружеских обязательств - адаптация супругов к семейной жизни и друг другу; - установление границ семьи; - решение проблемы семейной иерархии; - нахождение баланса между индивидуализацией и сопринадлежностью; - сексуальная адаптация; - решение проблемы жилища и обзаведение имуществом
Освоение родительских ролей - реорганизация отношений, пересмотр договоренностей для обеспечения ухода за ребенком; - адаптация к потребностям ребенка; - обеспечение безопасности ребенка и родительского авторитета, поощрение роста ребенка; - согласование семейных и личных ценностей
Включение детей во внешние социальные структуры (школа) - перераспределение обязанностей в семье; - проявление участия при наличии у ребенка проблем с учебой; - распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
Принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст - изменение автономии и контроля в родительском отношении; - изменение типа родительского поведения; - подготовка к уходу подростка из дома
Семья, в которой выросший ребенок покидает дом - сепарация ребенка от семьи, корректный уход из дома; - поступление в учебное заведение или на военную службу; - приспособление супругов к сепарации ребенка
Супруги вновь остаются вдвоем - пересмотр супружеских взаимоотношений; - перераспределение обязанностей и времени; - адаптация к выходу на пенсию
Принятие факта смерти одного из супругов - адаптация овдовевшего партнера к одиночеству; - поиск новых связей с семьей (детьми, внуками); - организация ухода за старым человеком

 

10. Семья, как малая социальная группа

Семья — это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других групп семью отличают некоторые признаки:

1. брачные или родственные связи между ее членами;

2. общность быта;

3. особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения;

4. пожизненная принадлежность к семейной группе;

5. максимальный гетерогенный состав группы;

6. максимальная степень неофициальности контактов в семье.

 

11. Психология эмоциональных отношений в семье. Феномен любви

Феномен любви

Эрих Фромм писал: «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь — это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать. Причиной того, что многие так и не достигают любви являются следующие обстоятельства:

1. большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть
любимым», а не «как любить»;

2. существует представление, что проблема в самой любви, а не в
способности любить;

3. смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего
легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.

Наиболее разработанной на данный момент является типология любви, предложенная Д.А. Ли. Автор выделяет шесть стилей, или «цветов», любви:

1. эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2. людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3. сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4. прагма — возникает из смеси людуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5. мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6. агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

В настоящее время наиболее популярна трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга. Согласно исследователю, любовь имеет 3 составляющие: интимность, страсть и решение (обязательство). Интимность проявляется в искренней симпатии к другому человеку, в стремлении поддержать его, сделать его жизнь лучше, в общности интересов и занятий. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Решение/обязательство предполагает желание брать ответственность за другого человека, помогать в преодолении трудных жизненных ситуаций.

 

Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории Стернберга

 

Компонент любви
Вид любви Интимность Страсть Решение
Симпатия + - -
Страстная любовь - + -
Придуманная любовь - - +
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +

Эмоциональные отношения включают в себя такие значимые для каждого человека явления, как симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь. На интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и нечем не детерминированными. Однако на настоящий момент времени существует представление об эмоциональных отношениях не как об особой психической реальности, а как об эпифеномене других явлений. Например, согласно такой позиции, любовь можно считать эпифеноменом физиологических механизмов, регулирующих половое влечение. В связи с этим можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения.

12. Супружеская совместимость в семье

Супружеская совместимость — это важ­нейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары.

А. Н. Обозона выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:

1. духовная совместимость характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и так далее;

2. персональная совместимость характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное распределение межличностных ролей;

3. семейно-бытовая совместимость — функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий - эффективность воспитания детей;

4. физиологическая совместимость.

Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости.

Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком.

 

13. Психологические особенности предбрачного периода

 

Предбрачный период — это специфический этап в формировании пары. Характеризуется следующими особенностями:

1. преимущественно случайный характер знакомства партнеров;

2. досугово-развлекательная форма общения и взаимодействия партнеров;

3. ориентация друг на друга только как на партнеров по коммуникации.

Функции предбрачного периода:

1. накопление совместных позитивных впечатлений и романтических переживаний - это эмоциональный запас для последующей семейной жизни пары;

2. узнавание друг друга и уточнение принятого решения. Главное на этом этапе узнавания - проверка своих чувств, чувств партнера и оценка возможной совместимости с ним;

3. функция проектирования семейной жизни - определить материально бытовые условия и уклад будущей семьи. Особенностью современного протекания предбрачного периода является предбрачный эксперимент, моделирование реальности предстоящей совместной жизни с данным партнером (кратковременные периоды совместного проживания), необходимые для проверки функционально-ролевой и личностной совместимости партнеров.

Предбрачный период отражает процесс взаимодействия брачных партнеров до вступления в брак, включает приобретение молодыми людьми опыта общения с противоположным полом, эмоционального и делового взаимодействия, а также выбор брачного партнера. Желания, стремления, ведущие потребности и личные предпочтения выступают как основа формирования новой брачной пары. Ухаживание и добрачная социализация — это период, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни людей. Данный период играет важную роль в формировании супружеских пар и построении гармоничных отношений. Отличительной чертой предбрачного знакомства является его случайный характер. Две трети знакомств происходит во время проведения досуга, в транспорте, в магазинах, на улице и тому подобное. Информативность зависит от процесса узнавания партнерами друг друга, что крайне важно для возникновения близких отношений и благополучия в супружеской паре. Длительность предбрачного ухаживания связана с психологическим смыслом данного периода - накоплением совместных переживаний и впечатлений, что благотворно сказывается в дальнейшем - на этапе психологической адаптации молодых супругов друг к другу. В период предбрачного ухаживания преобладают досугово-развлекательные формы взаимодействия и ориентация друг на друга в паре как на партнеров по общению.

Наблюдаются следующие особенности поведения современной молодежи в предбрачный период: приоритет личных качеств, а не социальных характеристик при выборе супруга; рост ожиданий и требований, предъявляемых к семейной жизни; самостоятельность в выборе супруга; снижение возраста начала сексуальной активности и либерализация сексуальных норм.

Приоритет личных качеств в выборе супруга потенциально рассматривается как фактор нестабильности, так как идеальные представления о партнере могут быть нереалистичными. Неудовлетворенность хотя бы части ожиданий в браке приводит к разрыву отношений, несмотря на наличие детей. В то же время сегодня наблюдается рост требований именно к личностным особенностям партнера.

14. Модели выбора спутника жизни

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных взаимосвязанных процессов:

1. установление взаимосвязи — это легкость общения двух людей. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми;

2. самораскрытие — ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим;

3. формирование взаимной зависимости — постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу;

4. реализация основных потребностей личности, какими, по мнению Рейса являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и так далее.

Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Модель «стимул - ценность — роль» Б. Мурштейна

Брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий: «стадию стимуляции», «стадию оценивания» и «ролевую стадию». Стадия стимула связана с формированием первого впечатления. Выбор партнера определяется внешними факторами: внешностью, умом, особенностями поведения, профессией, статусом и так далее. Большое значение при этом имеет оценка достоинств партнера друзьями, родителями. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии — стадии сравнения ценностей, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности, представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, количества детей в семье и так далее.

Сравнение взглядов осуществляется на основе сбора информации о другом человеке путем общения. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Однако возможность принятия партнера зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию, хотя, некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. На последней, «ролевой стадии» партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Общение и установление межличностных отношений позволяют им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения. Еще одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака является изучение чувств. Достижение ролевой совместимости — это, вероятно, бесконечный процесс, так как ролевая притирка происходит на всем протяжении существования брачного союза, и никогда не завершается полностью.

15. Психологическая характеристика современной семьи

Отличительные черты современной семьи (по А.И. Антонову):

1. перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности;

2. разделение дома и работы;

3. размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении;

4. социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей;

5. система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного «Я»;

6. переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных;

7. развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»);

8. переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга;

9. культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, то есть предупреждение и прерывание беременности;

10. нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя.

16. Специфика общения в семье

Общение между супругами, а также между родителями и детьми всегда должно строиться на взаимоуважении и доверии. Конечно, атмосфера и отношения внутри семьи не могут оставаться неизменными на протяжении многих лет.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, то есть к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки:

1. учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений;

2. не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений.

17. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях

Одной из основных классификаций типов распределения ролей в семье является классификация по И.В. Гребенникову. Так, существует три типа распределения семейных ролей:

1. централистический (авторитарный, с оттенками патриархальности) — во главе стоит один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

2. автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

3. демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (по Антонову, Медкову) разделяют на:

1. патриархальные семьи — главой семьи является отец;

2. матриархальные — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

3. эгалитарные — нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и многих других странах. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. Даже у жителей Тробриандских островов, где наследство передается по женской линии, жены не имеют власти над своими мужьями. Во многих семьях в патриархальных обществах женщина приобретает неформальную власть, но это не является нормой. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

18. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ

Психологические границы семьи являются более или менее четкими и устойчивыми структурами, задающими условия ее функционирования. По сути, это комплекс гласных и негласных договоренностей между членами семьи относительно их поведения внутри (внутренние границы) и вне (внешние границы) семьи. Нарушение границ между подсистемами является серьезным дестабилизирующим фактором для семьи.

Понятие «граница» помечает правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов между субсистемами, регулируют отношения между субсистемами, а вместе с тем и внутри них. Субсистемы семьи это подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой-либо внутрисемейной или внесемейной задачи и соответствующей ей деятельности. Даже один какой-нибудь член семьи может рассматриваться как субсистема внутри семейной системы. Но наиболее часто говорят о следующих субсистемах: субсистема супружеской пары, субсистема родителей и субсистема детей.

Выделяют следующие виды границ: ригидные, диффузные и четкие.

О ригидных границахговорят, когда правила семейной жизни чересчур изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Проявляется это в агрессивных взаимоотношениях между членами семьи. Выражением ригидных границ являются фразы: «У меня свои заботы», «Займись своими делами». Члены семьи автономны, однако семье трудно функционировать, так как не происходит согласование и приспособление. Дети, растущие в такой семье, приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования и приспособления. Общение между субсистемами скудное. Члены семьи с ригидными границами чаще всего ищут помощи за пределами своей семьи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных