Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познакомимся с деревом.




Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся дереву в лесу (как далеко вести его в лес, зависит от возраста и способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20-30 м не будут казаться слишком большим расстоянием).

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку: «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте: «исследуй дерево», а спросите: «это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомые?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Проблема развития личностного отношения человека к природе нашла свое отражение в появлении новых научных дисциплин, влияющих на формировании экологической составляющей в современном образовании. Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в середине 90-х годов исследований по экологической психологии. Эти данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования и т.д., что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.

Экологическая психопедагогика рассматривается как методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики.

Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое образование. С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности.

Формирование экологического сознания личности, являющееся общей задачей экологического образования, возможно лишь при введении компонентов экологической проблематики во все предметные курсы средней школы (задача, частично решаемая уже сейчас) и расширение экологического внешкольного образования, причем не только для детей, но и для родителей.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Ввиду специфики предмета экообразования, его задачи могут успешно выполнятся в рамках крупномасштабных многоуровневых программ, принимаемых на Всероссийском уровне, и адаптированных на местах. После того, как предмет «экология» исключен из списка федеральных компонент обязательного образования в средней школе, планирование и организация мероприятий по дополнительному экообразованию решается полностью на региональном уровне.

По разным причинам (в том числе из-за недостатка учебно-методической литературы и опыта учителей), нередко выпускники даже специализированных «экологических» классов не владеют элементарными теоретическими понятиями (как «экосистема», «биоразнообразие», «цепи питания» и т.д.) и не имеют стратегии взаимодействия с природой. В то же время, при успешном внедрении даже некоторых элементов дополнительного экообразования (и чем раньше, тем лучше) быстро достигаются успешные результаты у целых классов. Поэтому сегодня развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы государственных образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Именно на образовательный комплекс, формирующий экологическое сознание сегодня возложена миссия спасения человечества, Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему путем переориентации экологического сознания как отдельной личности, так и общества в целом

 

Список использованной литературы

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

2. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. – С.126 - 128.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996. – 480 с.

4. Захлебный А.Н., Зверев И. Д., Суровегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., 1997.

5. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. - М., 2004. – 124 с.

6. Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологического образования граждан России. // Экологический вестник. – 2007 – №2 – С.12-14.

7. Калинин В.Б. Формула экологического образования// Экологический вестник. – 2006 – №2 – С.23-26.

8. Кудрявцев А.В. Проведение экскурсий в рамках «Международных дней наблюдения птиц»: Методическая разработка. – Томск, 2006. – 11 с.

9. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России. – 1994. – №4. – С. 40 - 43.

10. Осмонов А.О. Современные проблемы экологии и экологическое образование // Экологический вестник. – 2007 – №2 – С.31-33.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных