ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подготовительный этап. Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки.Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки. На данном этапе можно предложить следующие задания: · подготовить индивидуальные сообщения (рассказ об одном дне писателя, выступление в жанре биографического рассказа о наиболее важных эпизодах из жизни писателя, слово о писателе); · выучить наизусть произведения автора; · составить программу экскурсии по книжной выставке, предложив рекомендации для учащихся; · подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы. · составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя; · подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества; · сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя (обращение к свидетельствам современников и письмам, оформив его в едином стиле на специальных карточках); · оформить стенд «Писатель и его эпоха»; · составить синхронистические таблицы; · изготовить макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя; · нарисовать литературные карты путешествий писателя и др. Варианты индивидуальных заданий для учащихся. 1. Составление сообщения об одном дне писателя. Последовательность работы: · Найти описание этого события в работах различных литературоведов. · Найти сходства и различия в изложении материала. · Обосновать целесообразность выбора стиля изложения биографического материала. · Сформулировать собственную точку зрения и доказать её справедливость, ответив на вопросы: «Какое описание более отчётливо позволяет представить события? С помощью каких приёмов автор достигает максимальной достоверности изображения?» 2. Содействует эмоциональному восприятию жизни великого человека, постижению индивидуальности писателя, его внутреннего мира, развитию воссоздающего и творческого воображения старшеклассников составление художественно-биографического рассказа о писателе. Выступления с такими рассказами можно включать в урок в качестве отдельного его этапа. Учащиеся получают следующие рекомендации по подготовке к выступлению: · Отбирать события, имеющие переломное значение в жизни и творчестве писателя. · Включить в рассказ страницы из воспоминаний, писем, дневников, художественных произведений и публицистических выступлений. · Анализировать события в ходе рассказа. · Подготовить словесное рисование картин, обстановки, в которой происходит действие. · Сформулировать вопросы аудитории. · Продумать канву выступления наметить моменты обращения к аудитории, смены повествовательной манеры. Возможен вариант урока по биографии писателя, полностью составленный из художественно-биографических рассказов учащихся разного типа: · Портретных (предполагающих составление комментариев к портретам писателя разных лет). · Событийных (ориентированных на анализ наиболее важных эпизодов из жизни писателя). · Философских (позволяющих представить этапы духовного становления личности писателя в ходе обращения к отрывкам из писем, фрагментам произведений и др. источникам). · Контекстных (позволяющих установить творческие связи писателя и его окружения, определить роль автора в национальном и моровом литературном процессе). Такие сообщения должны быть составлены в едином стилистическом ключе. Объединяющим началом на таком уроке может быть жанр выступлений - мемуарный, эпистолярный, жанр эссе и др. Условия эффективности такого урока – систематичность работы, учёт возрастных особенностей учащихся. Учитель должен включать её элементы в средних классах, составляя такие выступления и рассказывая учащимся об их композиции. В девятом классе такие высказывания могут готовить учащиеся и дополнять ими лекцию учителя. В десятом-одиннадцатом классах ученики сами могут проводить такие уроки. Выступая с такими сообщениями, учащиеся должны вызвать эмоциональный отклик аудитории, установить с ней так называемую обратную связь. Поэтому в ходе подготовки учащиеся должны учитывать следующие рекомендации: · Перескажите наиболее значимые эпизоды из жизни писателя, попробуйте представить нарисованные словами события. · Найдите моменты, которые могут взволновать слушателя. · Какие средства (интонационные, лексические и др.) необходимо использовать, для того чтобы сделать рассказ ярким, вызвать определённый эмоциональный отклик? · Отметьте в эпизодах, подлежащих комментированию, наиболее яркие лексические средства, необходимые для точного воспроизведения. · Составьте план рассказа. · Запланируйте приёмы установления обратной связи на уроке. 3. Составление «Слова о писателе». Учащиеся, получившие такое задание, должны иметь в виду следующие признаки жанра: 1. Краткость и емкость. 2. Ориентация на выявление идейно-художественной ценности творчества писателя, его гражданской позиции, значения творчества для современного читателя. 3. Эмоциональность. 4. Отсутствие углублённого анализа. 5. Обращённость к конкретной аудитории. 6. Сочетание элементов публицистического, художественного и научного стиля, с преобладанием публицистического. Слово о писателе обычно является своеобразным итогом урока, своего рода выражением благодарности современных читателей в адрес художника слова. Составляя тексты выступлений, школьникидолжны ориентироваться на речь учителя, демонстрирующего умение свободно оперировать различными жанрами биографического изложения; иметь в виду стиль литературоведческих работ, к которым произошло обращение в ходе подготовки; учитывать особенности речевой манеры мастеров художественного слова, озвучивающих страницы биографии писателя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|