Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контроль, приостановление деятельности и ликвидация политических партий




Федеральный закон «О политических партиях» регулирует вопросы контроля, приостановления деятельности и ликвидации политических партий.

Контроль осуществляют органы государственной регистрации политических партий. Хотя статья 38 названного Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий», из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий.[19]

В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в три года (новелла 2012 г., до этого не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.

Выполняя контрольные функции, регистрирующие органы имеют право выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный регистрирующий орган и руководящий орган партии.

Особая ситуация возникает в случае нарушения партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О политических партиях» и иных федеральных законов. В этом случае на основании п.2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» федеральный регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Минюста России.

Закон «О политических партиях» устанавливает условия, при которых не допускается приостановление деятельности политической партии. Так, если партия добилась успеха на выборах в Государственную Думу и ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов, тогда в течение срока полномочий Государственной Думы (то есть пяти лет) деятельность партии не может быть приостановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделений партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации или отсутствием необходимого числа членов партии. Кроме того, приостановление не применяется со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Федеральный закон предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае если партия, ее региональные отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, федеральный регистрирующий орган или его территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случаях (п. 3 ст. 4):

· невыполнения требований ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 9 Федерального закона «О политической партиях» (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных и иных органах и учреждениях);

· неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;

· неучастия партии в выборах в формах, которые были указаны выше;

· отсутствия региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации;

· отсутствия необходимого числа членов партии;

· неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным регистрирующим органом.

Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет (новшество от 2 апреля 2012 г., до этого – пяти лет) подряд участия в каких-либо названных выборах, подлежит ликвидации.

Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям отсутствия региональных отделений и достаточного числа членов партии, в течении пяти лет со дня голосования на указанных выборах.

Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Суда Российской Федерации со дня официального опубликования результатов указанных выборов за исключением случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»[20] Федеральный закон «О политических партиях» был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Федеральный закон «О политических партиях» дополнен (п.7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

А в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» названы более широкие основания ликвидации общественных объединений. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».


 

Заключение

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»

Конституционно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Конституционно-правовое положение общественных объединений - это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, конституционно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической ответственности.

 


 

Список использованной литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.

2) Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы М., 1996 г.

3) Федеральный закон от 19.05.1995 № 82- ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях»

4) Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях». М., 1996.

5) Общественные организации, право и личность / отв. ред. Ц.А. Ямпольская, А.И. Щиглик. М., 1981

6) Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985.

7) Кожевников О.А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

8) Конституционный статус общественных организаций в СССР. М.,1983.

9) Кокотов А.Н. Федеральный закон об общественных объединениях // Российский юридический журнал. 1996. №2 (10).

10) Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 – ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)

11) Конституционное право России. Учебник / Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. М., 1997.

12) Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. – М., 2000.

13) Волобуева А.Н. Конституционно-правовые вопросы организации деятельности политических партий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. Наук. Саратов, 2005.

14) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия».

15) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации ль 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина город Москва.

16) Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

17) Казаченко А.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве: Сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. М.,2005.

18) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

 


[1] Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы М., 1996 г.

[2] Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.

[3]Федеральный закон от 19.05.1995 № 82- ФЗ (ред. От 31.01.2016) «Об общественных объединениях».

[4] Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях». М., 1996.

[5] Общественные организации, право и личность / отв. ред. Ц.А. Ямпольская, А.И. Щиглик. М., 1981

[6] Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985.

[7] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 – ФЗ (ред. От 31.01.2016) «Общественных объединениях».

[8] Кожевников О.А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

[9] Конституционный статус общественных организаций в СССР. М.,1983.

[10] Кокотов А.Н. Федеральный закон об общественных объединениях // Российский юридический журнал. 1996. №2 (10).

[11] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 – ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)

[12] Конституционное право России. Учебник / Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. М., 1997.

[13] Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. – М., 2000.

[14] Волобуева А.Н. Конституционно-правовые вопросы организации деятельности политических партий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. Наук. Саратов, 2005.

[15] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия».

[16] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации ль 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина город Москва.

[17] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[18] Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М. 2011.

[19] Казаченко А.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве: Сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. М.,2005.

[20] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных