Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Обследование фонематических процессов




 

-обследование фонематического слуха, восприятия, представлений, навыков звукового (фонематического) анализа и синтеза

- изучение этих навыков проводится, в зависимости от возраста ребенка и речевого онтогенеза.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который позволяет дифференцировать все фонемы родного языка, различать слова сходные по звучанию, слова с оппозиционными звуками (слова-паронимы «лак-рак, мишка - миска»). Это способность, частично заложенная природой (этот процесс формируется к 2-м годам), частично развивается под воздействием общения с окружающими людьми.

Онтогенез:

1.7г. – 1.8г. – значительные изменения в фонематическом слухе.

К 2-м годам первичный фонематический слух оказывается сформированным, т.е. дети различают твердость и мягкость согласных (покажи, где мишка, а где мышка).

В 3 года – ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи, хотя сам правильно все звуки произносить не может (физиологическое косноязычие).

К 5 годам у ребенка в норме формируется правильное звукопроизношение и различение всех фонем родного языка. Так же спонтанно формируется способность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

Элементарные формы звукового анализа – выделение первого гл. звука в слове и последнего согласного звука в слове;

 

*Более сложные формы звукового анализа формируются в условиях специального обучения на этапе подготовки в школе:

- выделение первого согласного «Кошка», последнего гласного звука «кошкА», слогообразующего гласного «кОт,кИт» формируются в условиях специального образования.

Фонематическое восприятие – специальное умственное действие по определению наличия звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине, концу слова, количества и последовательности звуков.

Звуковой анализ слова – ориентация в звуковой оболочке слова (какой звук ты слышишь в начале слова, в конце слова, в середине слова; какой звук ты слышишь в слоге, какой звук стоит в слове перед заданным звуком, после заданного звука, какова последовательность и сколько звуков в слове).

Недостатки фонематического слуха и фонематического восприятия нарушают процесс формирования звукового анализа и синтеза. В тоже время звуковой анализ и синтез достаточно самостоятельный процесс, который может быть нарушен у ребенка и с правильным звукопроизношением, т.к. может страдать линейная последовательность (сукцессивные процессы).

К вопросу обследования …В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У ко с ки пусиштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таки образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

Ль - Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш: у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С'-Ч: Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т'-Ч: учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается,

лечебница;

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока».

С-Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л-Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла,

мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных