Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Э.Т.А.Гофман - родоначальник немецкой романтической музыкальной критики




Значение “Крейслерианы” не только в ее автобиографичности. Писатель излагает в ней свои общеэстетические взгляды и суждения по разным вопросам музыки.

Гофмана по праву считают родоначальником немецкой романтической музыкальной критики. Круг интересов Гофмана-рецензента очень широк, в его поле зрения попадают разнообразные музыкальные явления прошлых веков и современности: итальянская и французская опера, церковная музыка старинных и современных композиторов, творчество Глюка и венских классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - и произведения композиторов гораздо меньшего масштаба - Ромберга, Витта, Эльснера, Огинского и других. Рецензии Гофмана написаны в подлинно художественной форме, так что порой даже трудно провести грань между ними и музыкальными новеллами. Поэтому вполне естественно, что, работая над “Крейслерианой”, Гофман включает в нее очерк “Инструментальная музыка Бетховена”, переработанный из двух рецензий, которые были опубликованы во “Всеобщей музыкальной газете” в 1810 и 1813 годах.

Гофман был великолепным знатоком музыкального искусства, обладал тонким вкусом, острым и верным критическим чутьем, которые он проявлял на каждом шагу в оценке конкретных музыкальных явлений. С глубокой прозорливостью. в своих статьях и очерках он сумел выделить главное, самое ценное и передовое в очень пестрой музыкальной жизни того времени: оперы Моцарта и Глюка, симфонизм Бетховена. На фоне разноголосых суждений тогдашней музыкальной критики, когда внимание публики и прессы то и дело привлекали модные виртуозы и поверхностные сочинения третьестепенных композиторов, статьи Гофмана, безусловно, выделялись смелостью и глубиной мысли. Многие высказывания Гофмана об отдельных средствах музыкального языка - о значении мелодии, гармонии, о содержательности музыкальных произведений - не утратили своего значения до наших дней.

Прогрессивными были требования, предъявляемые писателем в опере. В своем понимании оперы как синтеза музыки и драмы Гофман, отталкиваясь от эстетических воззрений Глюка, как бы “перекидывает мост” к крупнейшему оперному реформатору XIX века - Рихарду Вагнеру.

Огромное значение имело творчество Гофмана для другого немецкого композитора-романтика - Роберта Шумана. Шумановские статьи и рецензии часто близки статьям Гофмана и по форме художественного очерка-новеллы, и по страстности и остроте суждений. И именно Шуман-музыкант, удивительно близкий по духу к Иоганнесу Крейслеру, создал в своей “Крейслериане” гениальный музыкальный образ гофмановского героя.

История дала оценку всему музыкальному наследию XVIII - начала XIX века. И сейчас, в свете исторической перспективы, мы убеждаемся, насколько порою прозорлив был Гофман в своих музыкальных симпатиях и антипатиях. Его “Крейслериана” звучит и в наши дни страстным гимном художнику и искусству. Невозможно оставаться равнодушным, читая его восторженные пламенные гимны музыке, одновременно фантастические и реалистические, весь мир для Гофмана - музыка, вся природа - живое воплощение музыки: “Взгляните на солнце - оно трезвучие, из него, подобно звездам, сыплются аккорды и опутывают вас огненными нитями”.

Музыка пронизывает прозу Гофмана не только как тема, но и как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки, и литературы: она - театр, и в этом театре есть, как положено и музыка, и драма, и комедия, и трагедия.

Гофман умер молодым, в возрасте сорока шести лет, в 1822 году. С тех пор в мир пришло немало замечательных мастеров, чем-то похожих и совсем непохожих на Гофмана. И сам мир изменился неузнаваемо. Но Гофман продолжает жить в мировом искусстве. Много открылось впервые пристальному и доброму взгляду этого художника, и потому его имя часто звучит как символ человечности и одухотворенности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных