Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Транзактный анализ Э. Берна




Эклектическая по своей, так сказать, композиции концепция Э. Берна вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и бихевиорального подходов, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют (реализуют «сценарий») взаимодействие личности с собой и с другими.

Концепция Э. Берна исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его струк­туры («паттерны») от себя. Поскольку у человека есть право выбора, он может стать независимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения и тем самым изме­нить судьбу («жизненный сценарий»). Вообще, отличие кон­цепции Э. Берна от других состоит — это следует подчерк­нуть особо — в том, что он не фиксирует внимание и усилия на отдельных поведенческих структурах, а апеллирует к го­раздо более значимым и длительным формам и последстви­ям поведения. Речь в конечном итоге идет о судьбе человека, и даже не только о его личной судьбе, а о судьбе целого его рода, так как сценарий жизни — на то и сценарий, что он подчиняет себе, своей программе жизнь нескольких поколе­ний в семье. Иначе говоря, в концепцию Э. Берна включены также отношения со временем. Есть даже специальная тран­закция: «структурирование времени». Рассмотрим ключевые понятия концепции.

В центре концепции — понятие «эго-состояние». Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый. «Родитель» — это эго-состояние с интериоризованными рациот нализированными нормами долженствований, требований и запретов.

«Ребенок» — эго-состояние импульсивного, эмоционально­го реагирования со спонтанным (хотя оно может при этом ва­рьировать — от беспомощных до протестующих) поведением.

«Взрослый» — эго-состояние, которое воплощает в себе как бы объективную, рассудительную и вместе с тем эмпатическую, доброжелательную часть личности.

Согласно Э. Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния — первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации.

Детально разработанная концепция Э. Берна со своим язы­ком, своей базисной терминологией предлагает еще целый ряд понятий, существенных для понимания того, что, по Э. Берну, происходит между людьми при общении. Вот краткое описа­ние этой терминологии.

«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости, т. е. полноценного контакта путем манипулятивного поведения.

«Поглаживания» — транзакции, направленные на индуци­рование положительных или отрицательных чувств. Различают поглаживания позитивные («Вы мне симпатичны»), негативные («Ты мне неприятен»); условные («Ты бы мне больше нравил­ся, если бы...») и безусловные («Я принимаю тебя таким, ка­кой ты есть»).

«Вымогательство» — способ поведения, с помощью которо­го люди реализуют привычные установки, вызывая у себя от­рицательные чувства и как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. «Вымогательство» — это обычно то, что пол\-чает инициатор игры в ее конце.

«Запреты и ранние решения» — одно из ключевых поня­тий транзактного анализа, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям, из эго-состояния «ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения и т. п. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что назы­вается «ранние решения», т. е. формулы поведения, вытекающие из «запретов».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных