Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






к обучению в 5-мклассе за 2015-2016 уч. год.

Отчет

О выявлении готовности выпускников начальной школы

к обучению в 5-мклассе за 2015-2016 уч. год.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники–это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

С учащимися была проведена серия разнообразных тестоподобных заданий, которые в комплексе обеспечивают самовыражение ребенка, позволяют судить о наличии качеств, необходимых для дальнейшего обучения: концентрация внимания, работоспособности, памяти, мышления, речи. Задания выявляют готовность к обучению в 5-мклассепочетыремнаправлениям: общие способности (познавательные процессы, произвольность, умение следовать инструкциям и т.д.), лингвистические, математические и творческие способности. Такое деление достаточно условно, т.к. эти направления дополняют и обогащают друг друга.

Результаты исследований представлены в таблицах. Исходя из среднего количества баллов, набранных детьми, можно сделать вывод о том, что дети подготовлены к обучению в средней школе на среднем уровне. В частности, 4 -А класс справился с заданиями на49%, а 4 -Б - на 54%. У учащихся обоих классов недостаточно развиты объем и переключение внимания, способность действовать по словесной инструкции, пространственная ориентация, концентрация внимания, логическое мышление (умение делать выводы и умозаключения), умение решать задачи, составлять аналогии, заменять символические знаковые системы.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметами т.д.

Рекомендация: обязательно учитывайте темпераментально-личностные особенности ребенка. Не заставляйте его делать его работу так, как вам хочется, формируйте индивидуальный стиль деятельности с опорой на особенности ребенка.

 

Умения, важные для успешности в 5-мклассе(или как успешно пройти период адаптации в 5-мклассеиостатьсяуспешнымучеником):

– слушать учителя;

–выделять главную мысль сообщения;

–связно пересказывать содержание текста;

–отвечать на вопросы к тексту;

–ставить вопросы к тексту;

–делать содержательные выводы на основе полученной информации;

–письменно выражать свою мысль;

–привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

–адекватно оценивать результаты собственной работы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того, чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, затем, как ребенок готовится к пересказу заданного надом текста. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие–меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему неспособных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Социальная ситуация развития

Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники–это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.

Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить почаще. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен.

Мотивация

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

Мотивация к школе бывает:

· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование

Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне–своим поведением, и внутренне–своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, каких можно избежать. Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.

 

Рекомендация 1 по развитию внимания
Найти мотив для деятельности, тогда будет гораздо легче направлять внимание на эту деятельность.
«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать…И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните–другого способа нет» (Д. Карнеги).

Рекомендация 2
Применение «кнута и пряника»
Т. Рибо в образовании произвольного внимания выделяет 3 периода:
1 период–влиять можно только на простейшие чувства. Это страх перед наказанием, эгоистические стремления, награды, эмоции симпатии, природная любознательность;
2 период–произвольное внимание поддерживается чувствами вторичного образования: самолюбием, соревнованием, честолюбием, интересом в практическом смысле, чувством долга и т.д.
3 период–период организованного внимания: внимание вызывается и поддерживается привычкой. «Выработавшееся внимание становится второю натурою. Достаточно очутиться в известных условиях, чтобы все остальное последовало само собою.»
«Попробуйте…отнять у ученика самолюбие, соревнование, страх наказания; попробуйте обогатить коммерсанта и рабочего, дайте чиновнику пенсию с первых дней его карьеры, и все внимание их к непривлекательной работе исчезнет, потому что нет болеет ого, что вызывало и поддерживало его». (РибоТ. 1892).
Эти периоды зависят от возраста человека, дети дошкольного возраста находятся в 1 периоде и т.д. С возрастом, надо заметить, мы не переходим с одного периода на другой как по ступеням, просто расширяется количество рычагов, которыми можно на нас воздействовать. Поэтому для включения произвольного внимания (у себя и у других) можно использовать весь доступный диапазон рычагов.


Рекомендация 3.
Объект внимания должен быть интересным.
«…искусственно сделать привлекательным то, что по природе не привлекательно, придать искусственный интерес вещам, которые сами по себе неинтересны» (РибоТ. 1892).
«Интерес зарождается в том случае, когда в новом, незнакомом мы усматриваем нечто нам уже известное или, наоборот, когда мы в старом встречаем нечто новое». (С.В.Кравков 1924).


Рекомендация 4.
Избегать монотонности в деятельности, в изложении материала. Нужно помнить: смена труда–есть отдых.
Пример Т. Рибо: «Если мы направим один глаз на одну определенную точку, то заметим, что по истечении известного времени зрение становится неясно, что между нами и объектом внимания появилось как бы облако, и в конце концов мы перестаем видеть». Такие феномены происходят с нами из-за колебаний внимания, которые имеют некую защитную функцию, по мнениюТ.Рибо.
Колебания внимания следует учитывать, например, при построении и своей речи перед аудиторией, поэтому, чтобы все время владеть вниманием аудитории, нужно приблизительно через 10-15 минут задавать вопросы, либо вставлять в свою речь шутку, придавать большую эмоциональную насыщенность голосу и т.п.

Рекомендация 5.
Вот как рекомендует Рубинштейн С.Л. подавать материал, чтобы внимание поддерживалось:
- материал должен быть разнообразным;
- излагать материал нужно последовательно и связно;
- новое содержание нужно связывать с уже известным;
- сначала поставить и заострить вопросы, а потом изложить материал, в котором будут ответы.
В том же ключе дает совет по поддержанию внимания У.Джемс (1911).«…чем больше интереса в данном занятии ожидает ребенка впереди, тем более будет напряжено его внимание. Поэтому при обучении ребенка нужно руководить его занятиями так, чтобы каждое новое сведение находилось в известной связи с ранее приобретенными знаниями, и, если возможно, вызывать в ребенке любопытство, так чтобы каждое новое полученное им сведение служило ответом на вопрос, еще ранее существовавший в уме ученика».

Рекомендация 6.
Развивать свій ум, расширять свои познания, учиться находить между объектами и явлениями рациональные связи.
У.Джемс в своей статье «Внимание» рассуждает на тему «Гений и внимание». Главная мысль состоит в том, что гении, вопреки общепринятому мнению, не отличаются каким-то особенным вниманием, они отличаются многогранностью своего ума. Вобычном объекте они могут увидеть массу граней и связей, поэтому их внимание может удерживаться очень долго на одном объекте. Бедный же ум быстро теряет интерес к предмету, так как не может в нем увидеть ничего нового, и, как следствие этого, внимание ослабевает.

Рекомендация 7.
Тренировать свое внимание через медитацию.
Медитация на свечу.
Это самая простая медитация, которая рекомендована и доступна даже детям. В полумраке или в темной комнате зажечь свечу и как можно дольше фиксировать взгляд на пламени свечи.
Медитация–концентрация.
Нарисовать на ровном фоне, лучше белом, черную точку. Точку должно быть хорошо видно. Сесть на расстоянии 2 или более метров от точки. Пытаться удерживать взгляд на черной точке как можно дольше. Из изложенного выше материала (см. колебания внимания) становится понятно, что выполнить эту медитацию не так просто как кажется с первого взгляда.
Медитация «Подсчет дыханий»
«Дыхание» - это один полный цикл, состоящий из вдоха и выдоха. Мы можем отсчитывать определенное количество дыханий, например, семь и начинать сначала, либо считать циклы непрерывно. В обоих случаях важным является то, что мы думаем только о счете или о дыхании. Нельзя допускать ни одной мысли, если они возникают, то счет возобновляется снова.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности общения с импульсивными (агрессивными) детьми | Закрепленное в нормативно-правовых актах, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных