Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коллиз.привязки: определение и виды.

КОЛЛИЗИОННАЯ ПРИВЯЗКА составная часть коллизионной нормы, представляющая собой указание назакон (правовую систему), который применим к данному виду правоотношений.
К наиболее известным коллизионным привязкам относятся:
1. Личный закон физического лица (lexpersonalis), который существует двух видов:
законгражданства (lex patriae, lex nationalis);
закон места жительства (lexdomicilii).
В соответствии с личным законом решаются вопросы гражданско-правового статуса физического лица, его правоспособности и дееспособности, личных прав, прав в области семейных отношений, отношений по наследованию.
Если в качестве личного закона выступает закон гражданства, то названные ранее вопросы рассматриваются по праву страны, гражданином которой является данное лицо.
Если применяется закон места жительства, то решение вопросов подчиняется праву страны, где соответствующее лицо постоянно или преимущественно проживает.
2. Личный закон юридического лица (lexsocietatis), который указывает на принадлежность юридического лица к правовой системе определенного государства, поэтому эту привязку еще называют закон <национальности> юридического лица.
Этот закон решает вопросы гражданской правосубъектности юридического лица: является ли образование юридическим лицом, как оно возникает и в каком порядке прекращает свою деятельность, каковы его организационно-правовая форма, объем правоспособности, каким образом строятся отношения внутри юридического лица, как осуществляются его реорганизация и ликвидация, судьба ликвидационного остатка, правовое положение представительств и филиалов юридического лица.
Эта коллизионная привязка определяет <национальность> юридического лица тремя способами:
по закону места учреждения (инкорпорации) лица - Англия, Венгрия, США, Россия;
по закону места нахождения его административного (управляющего) центра - Италия, Франция, ФРГ, Швейцария;
по закону места осуществления его деятельности - в развивающихся странах.
3. Закон места нахождения вещи (lexreisitae) определяет, может ли вещь быть объектом права собственности, устанавливает объем вещных прав. В Республике Беларусь право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится (ст.1119 ГК).
4. Закон места совершения акта (lexlociactus), который применяется во внешней торговле. Он имеет несколько разновидностей:
закон места совершения договора (lexlocicontractus);
закон места регистрации сделки (locusregitactum);
закон места исполнения обязательства (lexlocisolutionis).
5. Закон страны продавца (lexvenditoris), который обычно применяется при отсутствии ясно выраженного волеизъявления сторон внешнеторговой сделки. Например, ст.3 Гаагской конвенции о законе, применяемом в международной купле-продаже товаров 1955 г. устанавливает: <:продажа регулируется внутренним правом страны, являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа: если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в которой находится это предприятие>.
6. Закон места причинения вреда (lexlocidelicticommissi). Обычно применяется по деликтным обязательствам. Так, в соответствии со ст.1129 ГК Республики Беларусь права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда определяются по закону страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.
7. Закон места заключения брака (lexlocicelebrationis).
8. Закон места осуществления трудовой деятельности (lexlocilaboris).
9. Закон флага (lexflagi), посредством которого решаются вопросы в морском и воздушном праве.
10. Закон суда (lexfori), который регулирует процессуальные и некоторые другие отношения. Этот закон сводится к правилу о том, что суд (арбитраж), рассматривая дело с иностранным элементом, должен руководствоваться законом своей страны, обязан применять свои (национальные) процессуальные правила.
11. Закон <автономии воли> (lexvoluntatis). Используется только в договорных обязательствах и означает, что стороны при совершении внешнеэкономической сделки сами выбирают компетентный для их отношений правопорядок.
12. Закон наиболее тесной связи (ProperLaw), который означает применение права того государства, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано.

 

 

15. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы.
Процесс регулирования отношений в международном частном праве состоит из двух стадий:
1. Разрешение коллизии права и выбор с помощью коллизионных норм компетентного правопорядка.
2. Применение норм избранного правопорядка.
На первой стадии могут возникнуть следующие проблемы:
проблема квалификации;
обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства;
выбор права и обход закона;
множественность коллизионных привязок.
Толкование коллизионной нормы предшествует ее применению.
Уяснение содержания коллизионной нормы предполагает обращение к квалификации понятий этой нормы. Эти понятия - <форма сделки>, <движимое и недвижимое имущество>, <исковая давность> - не всегда совпадают по своему содержанию в праве различных государств.
Например, во Франции, как и в подавляющем большинстве других государств, <исковая давность> рассматривается как понятие гражданского права, а в Англии, США, Финляндии - как понятие процессуального права.
Квалификация юридических понятий в процессе применения осуществляется как бы дважды:
-квалификация понятий коллизионной нормы (распадается в науке на квалификацию понятий объема коллизионной нормы и квалификацию понятий привязки) на стадии выбора применимого права (первичная квалификация);
-квалификация понятий на стадии применения избранного права, при разрешении спора по существу (вторичная квалификация).
В Республике Беларусь первичная квалификация по общему правилу осуществляется по закону суда, а вторичная - по закону привязки (ст.1094 ГК Республики Беларусь).

 

16.Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
Обратная отсылка (renvoi первой степени) и отсылка к закону третьей страны (renvoi второй степени) - одно из наиболее сложных явлений в международном частном праве.Впервые с этой проблемой практика встретилась в 1841 г., но особую известность проблема отсылки приобрела в связи с делом Форго 1878 г.
Проблема обратной отсылки связана с тем, что коллизионная норма не уточняет, к какому именно праву нужно обращаться (коллизионному или материальному).
Законодательство государств по-разному решает эту проблему: от применения обратной отсылки в полном объеме до ее полного отрицания.
Республика Беларусь относится к странам, законы которых предусматривают применение обратной отсылки в предусмотренных законом случаях (к этой группе стран относятся Италия, Португалия, Швейцария, Швеция).
Любая отсылка к иностранному праву рассматривается по общему правилу как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны.
Принятие обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны в Республике Беларусь, допускается:
при определении личного закона физического лица;
его правоспособности и дееспособности;
прав физического лица на имя, использование имени и его защиту;
в области опеки и попечительства.
В договорных отношениях обратная отсылка не применяется.

 

21. Обход закона в международном частном праве
Правило об обходе закона сформулировано в ст.1097 ГК Республики Беларусь: <Недействительны соглашения и иные действия участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, направленные на то, чтобы в обход правил настоящего раздела о подлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право соответствующего государства, подлежащее применению в соответствии с настоящим разделом>.
Речь идет о соглашениях и иных действиях лиц, которые стремятся обойти коллизионное право и подчинить свои отношения иному праву (фиктивная регистрация предприятия, получение вида на жительство).

19. Установление содержания и толкование иностранного права.
На второй стадии применение норм избранного правопорядка - процесса регулирования отношений в международном частном праве возникают проблемы, связанные с применением иностранного права. Среди них:
общий подход к пониманию иностранного права;
установление содержания и толкование иностранного права;
ограничения применения иностранного права.
Весьма условно ст.1093 ГК Республики Беларусь устанавливает общие основы применения иностранного права в Республике Беларусь. Из ее содержания следует, что иностранное право на территории Республики Беларусь может применяться к гражданским отношениям.
Установление содержания норм иностранного права подчиняется правилам, установленным ст.1095 ГК Республики Беларусь, которые сводятся к следующему:
1. Суд или иной государственный орган устанавливает содержание применяемого права по должности (exofficio). У нас иностранное право рассматривается как правовая категория, т.е. юридически обязательные предписания. Согласно англо-американской доктрине суд применяет только свое собственное право, но может признать субъективные права, возникшие под действием иностранного права. При этом иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство, которое наряду с другими фактическими обстоятельствами выступает в числе доказательств по делу. Бремя доказывания содержания иностранного права лежит на той стороне, которая ссылается на иностранное право. Следовательно, иностранное право считается вопросом факта (asafact), но это - вопрос факт особого рода.
Согласно п.3 ст.1095 ГК Республики Беларусь, лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.
Но стороны не обязаны это делать;
конечная оценка и осознание содержания норм иностранного права является обязанностью суда.
2. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться за содействием к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей, привлечь экспертов. Большую роль в решении этой проблемы играют договоры об оказании правовой помощи, в которые включают правила о предоставлении информации о действующем праве.
В 1968 году была заключена Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства. Согласно этой Конвенции каждое договаривающееся государство создает на своей территории Специальный орган (его обязанности могут быть возложены на любую существующую организацию), в который в случае необходимости обращаются суды за информацией о праве этого государства. Специальный орган либо сам готовит ответ, либо передает запрос в другой официальный компетентный орган. Информация передается безвозмездно. Республика Беларусь участвует в Конвенции с 1997 года.
3. Если содержание норм иностранного права не будет установлено, несмотря на предпринятые меры, применяется право Республики Беларусь (п.4 ст.1095 ГК Республики Беларусь). Вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Нормы иностранного права должны применяться так же, как они применяются в стране своего происхождения, <у себя на родине>. Поэтому и толковаться эти нормы должны так, как они толкуются у себя на родине.

 

17. Пределы применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка - это принцип международного частного права.
Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применения и очерчивает допустимые границы его применения на своей территории путем введения институтов <оговорки о публичном порядке> и <императивных норм>.
Оговорка о публичном порядке является общепризнанным институтом международного частного права и представляет собой законодательное дозволение суду не применять иностранное право в тех случаях, когда его применение противоречило бы публичному порядку данной страны.
В Республике Беларусь это правило сформулировано в ст.1099 ГК Республики Беларусь, ст.560 ГПК Республики Беларусь.
Наличие принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в Республике Беларусь права иностранного государства вообще.
На практике для введения оговорки о публичном порядке пользуются правилом, сформулированным известным советским ученым Л.А.Лунцем, который писал, что для применения оговорки о публичном порядке недостаточно противоречия нормы иностранного права советскому законодательству, пусть даже конституционному, нужно чтобы результат ее применения противоречил бы нашему правосознанию, а не норма противоречила бы норме.
В современном международном частном праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.
Правило о применении императивных норм сформулировано в ст.1100 ГК Республики Беларусь: <1. Правила настоящего раздела не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения, независимо от подлежащего применению права. 2. При применении права какой-либо страны (кроме Республики Беларусь) согласно правилам настоящего раздела суд может применить императивные нормы права другой страны, имеющие тесную связь с рассматриваемым отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд может принимать во внимание назначение и характер таких норм, а также последствия их применения>.
Вопрос о круге сверхимперативных норм Республики Беларусь является дискуссионным ввиду неразработанности проблемы в теории и на практике.
В Российской Федерации к таким нормам относят нормы:
о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории;
о последствиях несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки;
о требованиях, на которые исковая давность не распространяется;
об основных началах гражданского законодательства;
о пределах осуществления гражданских прав;
о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
о свободе договора.
В зарубежной литературе к таким нормам относят так же:
некоторые правила о давности;
защите прав потребителей;
форме сделок;
антитрестовского законодательства.

 

 

20. Взаимность и реторсия в международном частном праве.
Тема взаимности в международном частном праве относится:
к сфере действия коллизионных норм;
к сфере правового положения иностранных физических и юридических лиц;
к сфере правового регулирования иностранных инвестиций;
к сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью;
к сфере международного гражданского и арбитражного процесса.
Что касается сферы действия коллизионных норм, то в международном частном праве закрепилось правило о том, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер.
В соответствии со ст.1098 ГК Республики Беларусь суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право Республики Беларусь, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.
Что касается гражданско-правового положения и физических и юридических лиц, то здесь взаимность определяется как одновременное или ответственное предоставление иностранным субъектам прав и привилегий в данном государстве, адекватных правам и правомочиям, предоставляемым соответствующим иностранным государством.
Различают материальную и формальную взаимность.
При материальной взаимности иностранцы на территории другого государства пользуются таким объемом прав, которым они пользуются в своем государстве.
При формальной взаимности иностранцам на территории другого государства предоставляется такой объем прав, которым пользуются собственные граждане.
Если нет в законе указания на материальную взаимность, применяется формальная (презюмируется формальная взаимность).
Реторсии - ответные ограничения на дискриминационные акты других государств.
Ст.1102 ГК Республики Беларусь устанавливает: <Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь>.

 

22. Общая характеристика правового положения иностранцев в Республике Беларусь
Иностранные граждане не территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в стране пребывания могут быть большими по сравнению с теми, которые они имеют в своем государстве. Общий принцип МЧП о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом места пребывания дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью. Все иностранцы на территории РБ подразделяются на:
1)постоянно проживающих
2)временно проживающих
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в РБ, если они имеют выданное ОВД разрешение на постоянное жительство в РБ. Разрешение на постоянное жительство в РБ иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1)находятся в близком родстве с гражданами РБ
2)заключили брак с гражданином РБ
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РБ по другим основаниям считаются временно проживающими в РБ. К другим основаниям относятся: приезд иностранцев в РБ на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из РБ по истечении определенного им срока пребывания.

 

23. Правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом.
Правовое положение граждан Республики Беларусь за рубежом определяется законодательством страны пребывания, законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь.
Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима направлено на предотвращение дискриминации и изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно или находиться там временно.
В ст.12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что <каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную>.
Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом определяется, как правило, законом Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и неизвестны нашему законодательству. Следовательно, они могут в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны органов страны пребывания.
Вместе с тем в отношении белорусских граждан в других странах действуют ограничения, аналогичные тем, которые действуют у нас в отношении иностранцев. Граждане Республики Беларусь за рубежом не участвуют в выборах, не могут быть избранными в выборные государственные органы, не могут занимать определенные должности в стране пребывания

 

25. Национальность юридических лиц в международном частном праве.
Основными характеристиками, определяющими правовое положение юридических лиц в международном частном праве, являются: <национальность> юридического лица, личный статут юридического лица.
Национальность юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству.
В настоящее время существует несколько способов определения <национальности> юридического лица:
•по месту учреждения (регистрации, инкорпорации) юридического лица. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно учреждено в соответствии с ее законодательством (США, Великобритания, Индия, Австралия, Китай, Российская Федерация, Республика Беларусь);
•по месту нахождения центрального органа управления. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой находится его центр управления (Франция, Испания, Бельгия, Германия, Украина, Польша) (теория <оседлости>, теория <эффективного местопребывания>);
•по месту осуществления основной хозяйственной деятельности. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно осуществляет хозяйственную деятельность (развивающиеся страны, Италия) (теория центра эксплуатации);
•по принадлежности капитала. Юридическое лицо принадлежит к правопорядку страны, представители которой внесли больший вклад в уставный фонд этого юридического лица.
Начало использования этой теории в науке международного частного права связано с первой и второй мировыми войнами. Во время вооруженных конфликтов проблема иностранных юридических лиц приобретает характер <враждебных иностранцев>. Воюющие государства заинтересованы в том, чтобы экономические контакты с <враждебными иностранцами> прекратились. Но формальные признаки определения фактической связи юридического лица с тем или иным правопорядком оказываются недостаточными.
Так, в Англии в 1916 году рассматривалось дело Даймлера. В этой стране была учреждена акционерная компания по продаже шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из которых одна принадлежала англичанину, а остальные - немцам. Компания была зарегистрирована по английским законами и по ним считалась английским юридическим лицом. Однако суд признал, что в данном случае нужно установить, кто контролирует юридическое лицо, и в соответствии с этим решить вопрос о его фактической принадлежности. Суд признал на основании выясненных обстоятельств данное юридическое лицо <вражеским>, т.е. принадлежащим Германии.
Национальность юридического лица устанавливает личный закон (статут) юридического лица.
Личный статут юридического лица определяет:
•является ли какое-то образование юридическим лицом;
•порядок возникновения, осуществления деятельности и ликвидации юридического лица;
•возможные способы и формы преобразования;
•объем правоспособности юридического лица и ее пределы;
•формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте.

 

27.Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь.
Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь основывается на принципе национального режима деятельности.
Ст.1113 ГК Республики Беларусь устанавливает, что иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц в Республике Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.
Анализ норм законодательства Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что иностранными юридическими лицами в Республике Беларусь признаются юридические лица организованные в соответствии с иностранным законодательством и имеющие свое местонахождение на территории иностранного государства.
Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п.1 ст. 1112 ГК).
Иностранные юридические лица на территории Республики Беларусь могут:
• заключать сделки;
•создавать юридические лица в формах, допускаемых белорусским законодательством;
•открывать представительства и учреждать филиалы;
•совершать расчетные, страховые, транспортные, кредитно-финансовые операции.
При совершении сделки на территории Республики Беларусь иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное праву Республики Беларусь (п.2 ст.1112 ГК).
С формальной точки зрения, хозяйственная деятельность иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь осуществляется без каких-либо специальных разрешений.
Иностранные юридические лица могут открывать в Республике Беларусь свои представительства. Порядок открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г.
Представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Представительство организации не является юридическим лицом.
Деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена.
Иностранные организации открывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Аккредитация представительств областей, земель, иных административных единиц учреждений и ведомств иностранных государств, заинтересованных в представлении своих интересов на территории Республики Беларусь, производится Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Представительства организаций открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на такой же срок при условии обращения в Министерство иностранных дел не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.
Срок аккредитации представительств областей, земель, иных административных единиц, учреждений и организаций иностранных государств, открытых на основании международных договоров Республики Беларусь, не ограничивается.

 

29.Особенности правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений.
Развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств.
При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства.
Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.).
Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.
Отношения первого вида регулируются исключительно нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида. Что касается отношении второго вида, то это могут быть отношения о поставке товаров, выполнению различных услуг и иные.
В соответствии со ст.124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Из положений этой статьи следует:
•государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;
•государство не имеет никаких преимуществ перед другими участниками гражданских отношений;
•к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях.
Государство может быть участником гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Например, государство:
•арендует или покупает участок земли для дипломатического представительства;
•арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства;
•фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов;
•является наследником выморочного имущества;
•выпускает облигации на территории иностранного государства;
•заключает договоры на подрядные работы;
•заключает концессионные соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов.
Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство, и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица.
Возможны и иные правоотношения подобного рода.
Например, РБ может выступать в гражданском обороте за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти белорусских граждан, или в качестве наследника по завещанию.
В области имущественных отношений государство выступает как особый
субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.
В юриспруденции была выдвинута теория «расщепления» государства в тех случаях, когда оно выступает в имущественных отношениях, на два лица:
1) Если оно действует как носитель публичной власти, то это одно лицо, субъект властвования,
2) а если оно заключает сделку, то это уже другое лицо, которое должно быть приравнено к прочим юридическим лицам.
Государство, осуществляя гражданско-правовую деятельность на территории другого государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются юрисдикции этого иностранного государства.
В этом состоит особенность правового режима государства как участника международной гражданско-правовой деятельности, именуемая иммунитетом.
Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

Иммунитет государства и его виды.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права
выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).
Юрисдикционный иммунитет государства включает в себя следующие элементы:
•судебный иммунитет;
•иммунитет от предварительного обеспечения иска;
•иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;
•иммунитет собственности государства;
•иммунитет сделок государства.
Судебный иммунитет - это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства.
Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: <равный над равным не имеет юрисдикции>.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства.
13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в Нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Советское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту в апреле 1948 г. в федеральных судах Восточного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна.
В данном случае Советское государство не давало согласия на рассмотрение
дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска.
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.
Иммунитет собственности государстваозначает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства.
Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или нет) она находится.
Иммунитет сделок государстваозначает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах, и прежде всего в торговых.

 

30. Функциональный иммунитет – ограниченный. По данной теории /с начала 20в./ – если гос-во действует как суверен, т.е. осущ акт властвования, то оно всегда пользуется иммунитетом. Если же гос-во действует в кач-ве частного лица, т.е. осущ внешнеторговые операции, выступает гарантом, то оно иммунитетом не пользуется. Теория возникал на западе – США, Зап Европа. Основная причина возникновения: растущая задолженность стран 3-го мира п/д западными странами и п/д отдельными кампаниями, к-ые вступали в ПО с этими гос-вами. И эту задолженность вернуть в помощью судов было нельзя, т.к. действовал гос иммунитет. Впервые вопрос о функциональном иммунитете был поставлен в 1952г. /США/. 1976г. – Закон США «Об иммунитетах иностранных гос-ств» – принятие решений по требованиям к иностранным гос-вам б. отнесено к компетенции судов. В случае признания, что гос-во занималось коммерческой д-тью, иммунитеты не предоставлялись, согласно закону. 1978г. – в Великобритании Закон «Об иммунитете гос-ва» – заметное влияние закона США, исходное положение такое же. 1972г. – в странах ЕС была принята Европейская конвенция «Об иммунитете гос-ва»: 12 пунктов, касающихся ситуации, когда иммунитеты гос-ва не действуют. В настоящее время в большинстве европейских гос-ств приняты законы об иммунитетах гос-ств, к-ые находятся на позициях признания функционального иммунитета гос-ств.

 

32. Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

1. Создание в соответствии с международным правом.

2. Учреждение на основе международного договора.

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

4. Наличие соответствующей организационной структуры.

5. Наличие прав и обязанностей организации.

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации.

Структура и принципы формирования органов международной организации

В понятие органов международной организации входит следующее:

1. составная часть международной организации, ее структурное звено;

2. создается на основании учредительного или иных актов международной организации;

3. в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус;

4. наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями;

5. обладает внутренней структурой и имеет определенный состав;

6. разработан порядок принятия им решений.

Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям.

Исходя из характера членства, можно выделить органы:

· межправительственные;

· межпарламентские;

· административные;

· состоящие из лиц в личном качестве;

· с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов:

· пленарные, состоящие из всех государств-членов;

· органы ограниченного состава.

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.

Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Начиная с 1976 года депутаты в Европейский парламент избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.

Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.

Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным вопросам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финансовые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; вопросы, связанные с членством в организации,-прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

Для характеристики органов международных организаций возможно применение и других критериев, например:

1) иерархия органов:

· главные;

· вспомогательные;

2) периодичность заседаний:

· постоянные;

· сессионные и др.

Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электробезопасность. Средства защиты от поражения электрическим током, их применение. | ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных