Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения

ОТЧЕТ О КРУГЛОМ СТОЛЕ В ОУ № 6

25 марта в МБОУ СОШ №6 состоялось заседание круглого стола по теме:

«Духовно-нравственное воспитание на уроках различных циклов»

Вела заседание круглого стола Паталаха Наталья Николаевна, педагог ОУ №3. Участниками круглого стола были педагоги ОУ№3,6,12.гимн 2, иерей храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Илия.

Разговор был начат с просмотра притчи «Волки», основной лейд -мотив которой: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь, т.е. добро воспитывается добром, а зло порождает зло.

Отец Илия отметил, что душа- это поле битвы добра и зла в человеке. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их людьми, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Какими качествами должен быть наделён сам учитель, чтобы быть интересным детям? Учитель это -проводник, преподаватель, воспитатель. Он должен использовать в своей работе правила трех «У»- увлечение, удивление, успех.

Учителя –предметники поделились опытом формирования духовно- нравственных качеств личности детей.

Привалова Наталья Ильинична-учитель русского языка и литературы. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.

Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации. Поэтому целью уроков литературы вижу: формирование духовно-нравственных качеств личности и формирование внутренней потребности этой личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации. Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали: формировать представление о духовном мире человека; осознавать необходимость этих знаний для становления личности; формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения; научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развивать потребность в чтении, в книге. В наше время присутствует проблема равнодушия детей к чтению художественной литературы, отсутствия в семейном воспитании совместного чтения художественных произведений, совместного просмотра и последующего обсуждения художественных и мультипликационных фильмов.

Урок литературы. Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Почему это происходит? Литературные произведения — это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы. Изучение творчества российских поэтов, таких как А.С. Пушкин, занимает особое место в литературном, нравственном и идейно-эстетическом развитии учащихся. Поэзия Пушкина — это школа эстетических чувств и богатства идей, школа высокой нравственности. Еще в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Они чувствуют красоту художественного слова, понимают доходчивую мораль сказки, их сочувствие на стороне доброго героя. Сказки воспитывают у детей стремление к добру, гуманность, эстетическое чувство, они обогащают детский язык, Взрослея, школьники приближаются к Пушкину, учатся воспринимать его как личность. В старших классах осуществляется дальнейшее нравственно - эстетическое развитие личности школьника, перед ними раскрывается во всей многогранности образ поэта мыслителя, труженика, художника и борца.

Внеурочная деятельность. В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования. Всё это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Дети должны прийти к выводу, что вне веры человек жить не может

Предложение: необходимо разработать программу «Духовное чтение», изучать произведения православных писателей, знакомиться с их образами и духовной жизнью.

Замятина Юлия Валерьевна, педагог ОУ№3 рассказала об использовании русских обрядов в духовно-нравственном воспитании школьников. Воспитание духовно – нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире?

Вычужанина Алина Николаевна-учитель истории, обществознания и МХК ОУ№6 говорила о разрушении личности, преобладании материального над духовным и путях решения этой проблемы через приобщение с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Дети получают удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад духовно-нравственное воспитание и развитие опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Необходимо воспитывать у учащихся необходимость заботливо относиться к истории, культуре, к людям — свидетелям героических событий нашей страны.

Лунгу Алена Александровна, учитель ОУ №12.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Уже в 1-ом классе я постепенно ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, помогаю им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

Особое значение придаю урокам литературного чтения – школьному предмету, главной задачей которого, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературного чтения являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами.

Главную цель этой работы в ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства». Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах».

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно лишь знаний, даваемых обычным образованием. Нравственные импульсы нельзя правильно усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. И если сейчас не обращать внимания на состояние души, на духовно – нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить никакого положительного результата в воспитании детей. По результатам проведенных в школе опросов у некоторых школьников на первый план выходят «узколичностные» и «продовольственно – вещевые» ценности, вытесняя при этом основные духовные человеческие ценности на последнее место.Высокий уровень отношения к жизненным ценностям у учащихся 4-ой параллели (49%), наиболее высокий показатель среднего уровня – у учащихся 7-х классов(59%), наибольшее число учащихся с низким уровнем показали ответы учащихся 8-х классов. Данный факт подтверждает, что нравственная мотивация у учащихся 8-х классов сформирована не достаточно высоко, что отражается на поведении, взаимоотношениях учащихся.

Учащимся 3-8 классов проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. Более точно давали определение учащиеся 4-х классов, что связано с прохождением учащимися курса ОРКСЭ и работа по программе «Истоки», в рамках которых указанные понятия разбираются. Наибольшие затруднения в определении понятий показали учащиеся 5-ой параллели: у боле 30% учащихся данные понятия не сформированы.

Труднее учащимся было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность», «долг», «милость». Особо обращает на себя внимание тот факт, что понятие «мудрость» более 40% учащихся 8 класса не смогли точно объяснить данное понятие. Понимание этих понятий далеко от действительного.

 

 

Капланова Курманбийке Узбековна, учитель начальной школы ОУ №3 рассказала о возможностях духовно-нравственного воспитания на уроках математики.

Выводы. Духовно-нравственное воспитание это процесс содействия духовно-нравсвенного становления человека, формирование у него:

-нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (различение добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству, проявление послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание может осуществляться через:

-содержание образования;

-методы и формы обучения;

-использование случайно возникающих и специально созданных ситуаций;

-личность самого учителя(Надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь В.О. Ключевский).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на индивидуальное пребывание. | Найдите боковое ребро правильной четырехугольной призмы, если сторона ее основания равна 20, а площадь поверхности равна 1760


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных