Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уведомление проверяемого о проверке




Уполномоченный по защите прав предпринимателей

В Псковской области

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

По защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Псковской области в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию обо всех аспектах взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок.

Надеемся, что пособие поможет вам, прежде всего, квалифицированно защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля и лучше ориентироваться в действующем законодательстве.

Общие положения

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Цель такого контроля - выяснить, насколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства. Основным нормативным правовым актом в сфере осуществления государственного или муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

·​ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных контролирующих органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов контроля (надзора);

·​ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

·​ при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения контролирующими органами проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

·​ при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

·​ при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

·​ при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

·​ к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Виды государственного контроля, при осуществлении которых положения Закона № 294-ФЗ не применяются:

· контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

· ​ государственный контроль за экономической концентрацией;

· контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

· ​ налоговый контроль;

· ​ валютный контроль;

· ​ таможенный контроль;

· ​ государственный портовый контроль;

· ​ контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

· ​ контроль на финансовых рынках;

· ​ банковский надзор;

· ​ страховой надзор;

· ​ надзор в национальной платежной системе;

· ​ государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

· ​ государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

· ​ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

· ​ контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· ​ пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

 

Порядок осуществления указанных контрольных (надзорных) полномочий предусмотрен иными нормативными актами. Например, Налоговым и Таможенным кодексами РФ, Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации"» и т.д.

Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые с особенностями, установленными другими федеральными законами:

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией - ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

· лицензионный контроль - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

· экспортный контроль – ст. 17 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";

· ​ государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций- ст. 23 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации; ст. 24.5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; ст. 18 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ст. 23.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; ст. 22 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

· ​ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции - ст. 32Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

· федеральный государственный надзор в области связи - ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;

· ​ федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

· ​ государственный надзор в сфере рекламы - ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

· ​ федеральный государственный транспортный надзор - в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта;

· ​ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения - ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

· ​ федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности - ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

· ​ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - гл. 57 Трудового кодекса РФ;

· ​ федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии – ст. 24.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

· ​ государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

· ​ федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности - ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

· ​ федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений - ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

· ​ федеральный государственный пожарный надзор - ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

· государственный строительный надзор - ст. 54 Градостроительного кодекса РФ;

· o​ государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны – ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

· ​ государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий - ст. 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

· ​ государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) - ст. 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; ст. 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; ст. 23.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";

· ​ государственный надзор в области организации и проведения азартных игр - ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

· ​ государственный надзор за проведением лотерей - ст. 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях";

· федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций - ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· ​ региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси - ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

· ​ региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль - ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

· государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне (введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-ФЗ);

· федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств (введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ)

· государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ)

 

Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ).

 

Особенности организации и проведения проверок устанавливаются в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Виды проверок:

Плановые проверки

Основание проведения - ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru.

Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в области, размещаются на официальном сайте прокуратуры: www.prokuratura.pskov.ru

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

Частью 9.3 предусмотрено, что Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Единый реестр проверок (введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 511-ФЗ)

В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.

Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети "Интернет" следующей общедоступной информации из единого реестра проверок: 1) учетный номер проверки; 2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 3) информация, указываемая в акте проверки; 4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами); 5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.

 

Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

При наличии информации о том, что в отношении вышеуказанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным выше, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Вышеуказанные положения применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ, за исключением: 1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; 2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности; 3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; 4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; 5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны; 6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; 7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; 8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

 

Внеплановые проверки

Основание Согласование с органами прокуратуры
истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; не требуется
поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);     требуется     требуется   не требуется  
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. не требуется  

Сроки проверок

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Уведомление проверяемого о проверке






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных