Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональные программы занятости населения

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест.

Региональные программы занятости населения - механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных. По охвату территории Региональные программы занятости населения разделяются на государственные (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Региональные программы занятости населения состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения. Региональные программы содействия занятости представляют механизм государственного воздействия на региональные рынки труда. Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на: - расширение роли органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда; - осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы; - минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой; - предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств; - обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.

 

4. Институты по обеспечению эффективной занятости населения

В состав институтов по обеспечению населения работой входят: Федеральная служба по труду и занятости (Министерство здравоохранения и социального развития), региональные центры занятости, общественные и коммерческие организации, занятые трудоустройством населения. В обязанности Федеральной службы по труду и занятости входят:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы;

· сбор и представление информации о состоянии рынка труда;

· учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

· консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, по вопросу о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

· оказание услуг по трудоустройству;

· регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий, организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

· содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;

· организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Сходные функции имеют и другие институты службы занятости. Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве российских граждан за рубежом, допускается по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной государственной службы занятости.

 

5. Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, в связи с этим, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов. Государственное регулирование инвестиционного процесса - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем: - совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; - размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; - проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; защиты интересов инвесторов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; - защиты интересов инвесторов; - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; - создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; - принятия антимонопольных мер; - расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; - развития финансового лизинга в Российской Федерации; - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; - создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

Задачи инвестиционной политики:

 

увеличение объема и повышение эффективности инвестиций

 

регулирование структуры экономики и состояния основных фондов
развитие отдельных отраслей и предприятий

 

создание материально базы для производства товаров и услуг

 

повышение уровня жизни населения за счет отдачи от вложенных средств

 

6. Основные понятия и показатели инвестиционного процесса

Инвестиционный процесс - есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ. Инвестиционную деятельность можно рассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственном процессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамику ограниченных ресурсов - факторов производства. Другая цепь обратной связи имеет дело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов. В условиях рыночных отношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса: - с точки зрения динамики физических величин, - с точки зрения финансовых показателей. В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений. А. Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин представляет собой следующую цепочку явлений: 1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау), Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции), 3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг). Б. Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются: - Сберегатели денег, которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их в доверительное пользование инвесторам. - Инвесторы, которые осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам. - Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которые реально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).

Основные показатели инвестиционной деятельности

Инвестиционные товары (блага), Объем инвестиций в капитала, Прирост капитала, Структура инвестиций

 

7. Источники инвестиций: внутренние и иностранные инвестиции

Можно выделить следующие основные внутренние источники инвестиций: а) прибыль Предприятия и организации часто используют прибыль в качестве источника инвестиций. Часть полученной прибыли направляется ими на развитие бизнеса, расширение производства и внедрение новых технологий. б) банковский кредит Банковское кредитование во многих развитых странах является одним из основных источников инвестиций. При этом, особую роль играет долгосрочное кредитование, поскольку в этом случае нагрузка на заемщика невысока и у предприятия есть время на “раскрутку” бизнеса. Тем не менее, роль банковского кредитования как источника инвестиций зависит от развития банковской системы и экономической стабильности в стране. в) эмиссия ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг постепенно становится в России источником инвестиций. В то же время, в развитых странах именно выпуск ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов. В целях получения средств предприятия могут выпускать как акции, так и облигации. г) бюджетное финансирование В настоящее время в России наблюдается профицит государственного бюджета. Благодаря этому, возможна реализация части инвестиционных проектов за счет централизованных источников финансирования. При этом, может использоваться как безвозвратное бюджетное финансирование национально значимых проектов, так и кредитование потенциально прибыльных проектов Государственные инвестиции обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры и т.д. На современном этапе развития экономики России приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования являются стимулирование промышленного развития и поддержание научно-производственного потенциала. д) амортизационные отчисления Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в настоящее время в России амортизационные отчисления обесцениваются из-за инфляции, что значительно сокращает их роль в качестве источников инвестирования. Финансовых средств, получаемых национальной экономикой за счет внутренних источников инвестиций, не всегда достаточно для успешного экономического развития страны. Это особенно актуально для стран с развивающейся или переходной экономикой. В связи с этим, необходимо отдельно рассмотреть внешние источники инвестиций, т.е. источники иностранных инвестиций, а именно а) прямые иностранные инвестиции. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.. б) портфельные иностранные инвестиции. Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций. Также возможно инвестирование средств в ценные бумаги иностранного государства. Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов. Так, портфельный инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между ценами покупки и продажи и т.д.).

 

8. Методы гос воздействия на инвестиционный процесс

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

 

9. Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора

Основные пути повышения эффективности инвестиционной деятельности:
• создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;
• прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;
• внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости;
• стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора
-налоговое регулирование инвестиционной деятельности,
-институциональное преобразование экономики, связанное с созданием промышленных групп,
-защита прав собственности.

 

10. Институты, отвечающие за разработку и реализацию программы развития инвестиций

Минэконмразвития (разраб-ка инвестиционной программы); Минфин (разраб-ка и реализация бюджета развития как инстр-та обеспеч-я мин-го ур-ня гос-х инвестиций); гос-е инвестиционные компании, инвестиц-е фонды (проведение намеченной гос-ом политики путем поддержки наиболее эффект-х инвестиц-х проектов). Созданы: Российский фонд прямых инвестиций для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Агентство стратегических инициатив для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.

 

11. Проблемы формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства

Можно выделить четыре основные группы проблем на современном этапе развития конкурентной среды в России:

5. Структурные проблемы экономики РФ.

6. Несовершенство правового регулирования и правоприменительных мер.

7. Низкая правовая культура.

8. Теневая экономика и коррупция.

Выделяют также такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостатки проведенной приватизации.

Также выделяют нерешенные проблемы прикладного характера. Они обусловлены отставанием от требований современности уровня развития теории по объяснению процессов конкуренции и особенно традиционной методологии. Основу такой методологии представляет принцип свободной конкуренции, регулирующий пропорции между спросом и предложением через цену товара. Однако до настоящего времени нет ясного определения экономического содержания функции конкуренции. Нет объяснения механизма перерастания тенденций монополистической конкуренции в закономерности, несовершенны методы оценки уровня конкуренции. И еще одна проблема связано с необходимостью понимания изменчивости, динамизма структуры и функций органов государственного управления разных уровней, взаимоотношения прямых и косвенных методов государственного управления. В России неустойчивость картины управления экономикой на разных уровнях обусловлена к тому же политической и экономической нестабильностью, частой сменой экономической политики и направлений реализации экономического курса, проведением преобразований реформ управления во имя интересов разных групп и политических течений. Формирование конкурентной среды в России проблематично и по той причине, что почти не развит малый и средний бизне. В свою очередь данные напарления бизнеса не развиваются из-за: высоких налогов, коррупции, высоких ставок на кредит и т.п.

 

12. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства

Эффективная рыночная экономика - экономика, функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и капитала. Эффективная рыночная экономика это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса населения.

Черты рыночной экономической системы: Ее динамика определяется платежеспособным спросом, когда только платежеспособный спрос потребителей (а не объем возможного предложения товаров и услуг) определяет объемы общественного производства. Существуют жесткие бюджетные ограничения для всех субъектов рыночных отношений: государства, фирм и домашних хозяйств. Структура экономики при этом рационализируется под влиянием рынка. Гос-во в этих условиях устанавливает и контролирует правила игры на рынке, стремясь, прежде всего, развивать "отрасли прорывных технологий", чтобы в условиях НТР не отстать от стран-конкурентов.

Господдержка предпринимательства: введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности; концентрация ресурсов гос. поддержки на формирование в малом бизнесе инновационного сектора экономики; создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством; создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов.

13. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий

Естественными монополиями считаются отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Это такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Для регулир-ия деят-ти ест-х моноп-ий предусмотрено создавать на 3 года спец-ые федеральные агентства, имеющие право установить естественным монополистам: перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать; уровень и структуру цены; план инвестирования в расширение производства.

Объекты ест. монополии: добыча многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажа наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и средства связи.

В условиях свободного рыночного ценообразования монополисты поднимают цены на производимые товары и предоставляемые услуги. Подобная ценовая политика опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.

Отсюда следует обязательность государственного регулирования естественных монополий. К числу самых распространенных способов гос регулирования деятельности ест монополий относятся: установ-е гос. антимон. органами цен и тарифов на товары и услуги естеств.монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен; дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естеств. монополий в завис-ти от категории, обществ. положения потребителей, предоставление ценовых льгот опред. категориям за счет средств гос. бюджета или путем перекрестн. финансир-я, когда «богатые» платят за «бедных».

Гос управл-е также осущ-ся путем приобретения контрольных пакетов акций компаний-монополистов.

Сущ-ют гос монополии на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия.

По отношению к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Гос. регулир-е осуществляется на законодат.основе либо путем предоставления лицензий на осуществление гос-монополитстич. деятельности.

Проблемы регулир-я деят-ти ест монополий: ест моноп явл-ся наиболее стабильными отраслями в стране и от того насколько эффект-но они будут развиваться зависит экономич-е благополучие об-ва; рост убыточных предпр-й в отраслях ест-х монополий (электроэнергетика, ж/д тр-т); рост цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен (завышенный уровень тарифов для предпр-й привел к увелич-ю неплатежей, банкротству нек-х предпр-й, усилению экон-го спада).


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участник Акции вправе создать только одну Фотографию , соответствующую условиям настоящих Правил. | Особливості античної психології.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных