Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка тренингов




Все практики ТДТ подчеркивают важность согласования целей и методов занятия. Танец и любое упражнение в тренинге существует не потому, что мы решили его применить, он связан с целями тренинга, конкретными запросами участников и динамикой группы. Чаще всего выделяют три этапа занятия: разминка (разогрев), развитие темы, завершение (интеграция). Эта схема хорошо описывает одно занятие. Но в литературе по ТДТ практически ничего не говорится о разработке программ, составленных из нескольких занятий.

Интегративность методологии построения тренинга ИТДТ проводится на многих уровнях: мы обращаемся к различным слоям сознания, используем различные языки (ощущений, чувств, образов, знаков), поддерживая изоморфность и развитие тем и паттернов смыслов. Например, на тренинге «Жить Танцуя» тема «заземления» исследуется вначале через дыхание и работу с напряжением (дыхание в землю-опору через напряженный участок тела), затем, на следующий день, — в движении (танец потягиваний), затем в контакте с партнером (элементы контактной импровизации), затем на символическом, ритуальном уровне (танец с Землей как с живым партнером). Одновременно эта тема соединяется с темой интеграции трех ярусов кинесферы.

Поскольку мы используем танец, то сам тренинг в целом, метафорически мы можем рассматривать как большую танцевальную композицию, танцевальный спектакль и применять к ней некоторые принципы танцевальной композиции — ясность начала и завершения, развитие темы, формирование специфического языка, наличие кульминации (центрального раскрывающего, глубинного процесса). Если кульминаций несколько, они должны быть соотнесены друг с другом. Тренинг ИТДТ должен быть не только технологически грамотен, но и красив по композиции, этого требует сама природа метода, его творческое естество.

При разработке тренинга нужно разрабатывать не только отдельные занятия, но и видеть тренинг в целом: как темы раскрываются, поворачиваются различными аспектами в течение нескольких дней, как они интегрируются. Это раскрытие тем не должно быть логичным и линейным, оно может следовать прихотливой логике современного танцевального языка, но в любом случае оно должно проводиться осознанно. Некоторые положения кластерной теории интеграции М. Щербакова могут дать продуктивные идеи для разработки общей структуры тренинга.

Мы выделяем два аспекта «композиции» тренинга: структурный и процессуальный. Это не альтернативы, а два полюса, между которыми развивается тренинг как танец.

Структурность означает наличие четкого разработанного плана занятий с учетом времени всех упражнений и переходов между ними. Процессуальность — следование за процессом, внимание к развитию динамики группы, ответ на конкретные запросы участников.

На разных программах баланс между двумя этими аспектами может быть разным, он может меняться и в течение одного тренинга. В кратковременных тренингах (2–4 дня) более значим структурный аспект, для долгосрочных программ баланс сдвигается в сторону процессуальности.

В любом случае, необходимо, чтобы объем материала (темы и форматы) для разработки тренинга в несколько раз превышал объем самого тренинга. Это дает возможность: а) оперативно среагировать на резкие изменения в групповой динамике; б) задает малоосознаваемую, но реальную «глубину» тренинга. Одна из часто встречающихся тенденций среди начинающих тренеров — это желание вместить в тренинг как можно больше упражнений. Прекрасно, если вы знаете много форматов, можете разрабатывать их сами, но для тренинга как для любого произведения искусства (а хороший тренинг — это действительно произведение искусства) важна редактура, отбрасывание лишнего. Это «лишнее» все равно присутствует в «теле» тренинга и задает его «невидимое измерение». Так же тщательно нужно рассмотреть последовательность, связи между упражнениями, почему они следуют одно за другим. Здесь можно учитывать несколько принципов развития тем:

1. Принцип маятника.

Маятники, синусоида, волна — один из самых естественных принципов; активность сменяется пассивностью, высокая интенсивность — медитативностью. Иногда резкая смена темы (контраст) способствует ее более глубокому усвоению за счет обновления восприятия, но может также и усилить сопротивление.

2. Принцип интериоризации.

При освоении новых движений или принципов посторения движений важно использовать путь интериоризации: вначале работа идет в группах или парах, а затем — индивидуально.

3. Принцип экстериоризации.

Уже освоенное новое качество или способ действия имеет смысл закрепить во взаимодействии с партнерами.

4. Принцип смены модальностей.

Для интеграции в структуру сознания новых смыслов и навыков имеет смысл менять «языки переживаний», проводить межмодальные трансляции: например, иногда подключать к танцу голос или рисование, предложить описывать восприятие движения через образы и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных