Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-экономические права и свободы




Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материаль-ные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и сво-бод занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуж-дение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо огово-рок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, поль-зование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных инте-ресов иных лиц.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержа-ние прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

1) запрещен принудительный труд;

2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждено право на защиту от безработицы;

4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантирован-ная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно вклю-чает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность получить общеобразова-тельную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществ-ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ-ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносто-ронней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво-бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен-ностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

3) Круг личных прав человека занимает главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в статьях 20-30 Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения.

К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особенность личных прав и свобод состоит в том, что «эти права и свободы принадлежат любому человеку независимо от наличия или отсутствия у него гражданства России. Они принадлежат человеку от природы, со дня его рождения» 1 . Большинство этих прав и свобод реализуются сотрудниками органов внутренних дел на общих с другими гражданами основаниях. Нами будут рассмотрены только те из этих прав и свобод, особенности реализации которых установлены федеральным законодательством для сотрудников органов внутренних дел.

Право на жизнь - одно из основных прав граждан, закрепленное в статье 20 Конституции Российской Федерации. Оно означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни, в том числе путем неоправданно широкого распространения смертной казни, медицинского вмешательства, угрожающего жизни 2 . Это право рассматривает жизнь человека как высшую ценность, имеющую абсолютное значение. Из него вытекают основные права и свободы человека.

Гарантии государственной защиты права на жизнь проявляются в обязательстве государства только в исключительных случаях предусматривать лишение жизни в качестве уголовного наказания (смертную казнь). Об этом гласит часть 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В настоящее время Россия, соблюдая обязательства, данные ею при вступлении в Совет Европы, сохраняет мораторий на применение смертной казни (с 1997 года), хотя законодательно смертная казнь не отменена.

Другое проявление государственных гарантий права на жизнь -государственная охрана жизни человека от преступных посягательств на нее со стороны других людей и преступных организаций. Это проявляется, в частности, в большей суровости наказаний за преступления против жизни; в приоритетах правоохранительной политики, когда посягательства на жизнь считаются наиболее опасными преступлениями, требующими наибольшей концентрации оперативно-розыскных мер.

Право на жизнь предполагает реализацию гарантий на справедливые и благоприятные условия жизни. В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья, благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Благоприятные условия предполагают в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации реализацию права на благоприятную окружающую среду, равно как и права на достоверную информацию о ее состоянии. Также каждому человеку предоставлено право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическими правонарушениями.

На сотрудников органов внутренних дел, как и на всех других граждан, распространяется положение части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации о том, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Государством гарантируется запрет порочить честь и доброе имя (репутацию) человека, а также возможность восстанавливать честь и доброе имя в судебном порядке, требовать и получать компенсацию морального вреда.

Общие правила гражданско-правовой защиты чести и доброго имени закрепляет статья 152 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, которая устанавливает право граждан требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Оскорбление сотрудников органов внутренних дел, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Конституцией учреждены два правовых института: неприкосновенность личности и неприкосновенность личной жизни.

Право на свободу связано с личной неприкосновенностью. Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на них.

Право на свободу и личную неприкосновенность - гарантированный государством запрет ограничивать без законных на то оснований личную свободу человека и посягать на его телесную неприкосновенность, в том числе жизнь и здоровье.

Гарантии государственной защиты права на свободу и личную неприкосновенность состоят в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».

Так же трактует содержание данного права и часть 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации, говорящая об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей только по судебному решению и предусматривающая возможность задержания до судебного решения на срок не более 48 часов. Эта норма представляет собой основные гарантии личной свободы и неприкосновенности.

Другое проявление гарантий государственной защиты права на свободу и личную неприкосновенность заключается в запрете другим лицам под угрозой наказания ограничивать личную свободу, в том числе свободу передвижения, и посягать на телесную неприкосновенность кого бы то ни было.

Ограничения прав соответствуют принципу, установленному частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которому «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Право на свободу, выбор места пребывания и жительства - одно из прав гражданина, закрепленное в статье 27 Конституции Российской Федерации.

Это гарантированная государством возможность каждого гражданина Российской Федерации, а также лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, но законно находящихся на ее территории:

• посещать любой населенный пункт или любую местность, расположенные на территории страны, в том числе гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (место пребывания), в которых он проживает временно;

• без специального на то разрешения самостоятельно определять свое место жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 июля 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определены места, в которые может быть ограничен въезд. Они устанавливаются компетентными государственными органами по соображениям государственной безопасности, сохранения государственной тайны, распространения инфекционных заболеваний, введения чрезвычайного или военного положения.

Право на свободное передвижение, согласно статье 27 Конституции Российской Федерации, имеет и второй аспект: каждый (гражданин Российской Федерации, иностранец, лицо без гражданства) вправе свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации -беспрепятственно возвращаться на родину.

К числу важнейших личных конституционных прав граждан относится свобода совести и вероисповедания. Как закреплено в статье 28 Конституции Российской Федерации, свобода совести, свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14 Конституции Российской Федерации).

Особенности реализации этой конституционной свободы сотрудниками органов внутренних дел регулируются Федеральными законом «О свободе совести и религиозных объединениях». В нем установлено, что право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. При этом сотрудники органов внутренних дел не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Создание религиозных объединений в органах внутренних дел запрещается.

Сотрудники органов внутренних дел вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица и только в свободное от службы время. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются сотрудниками индивидуально.

Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей сотрудников органов внутренних дел, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

Однако, как показывает практика реализации этих конституционных свобод сотрудниками органов внутренних дел, руководители органов внутренних дел содействуют в предоставлении отдельных помещений для совершения обрядов и церемоний, в приглашении для этого священнослужителей и создании условий для их свободного общения с верующими сотрудниками. В 1997 году Министерством внутренних дел и Русской Православной Церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, согласно которому предусмотрено установление и развитие сотрудничества по патриотическому воспитанию сотрудников, их нравственному и духовному просвещению, восстановлению культовых сооружений, реализации религиозных потребностей и др.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Некоторые ограничения и порядок реализации этих конституционных свобод сотрудников органов внутренних дел установлены в Законе Российской Федерации «О милиции», других нормативных правовых актах.

В пункте 1 статьи 7 названного федерального закона закрепляется, что сотрудники, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений, информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну. Сохранение государственной и служебной тайны является юридической обязанностью сотрудников.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» относит сведения, составляющие служебную тайну, к государственной тайне. Перечень сведений в этой области, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 января 1998 года. В соответствии со статьей 283 Уголовного кодекса Российской Федерации разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Конституция Российской Федерации содержит правовые гарантии свободного доступа российских граждан к информации. Право на информацию и свобода информационного обмена, с одной стороны, принадлежат к числу основных прав и свобод граждан, а с другой - выступают как один из главных механизмов реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, принципа народовластия и публичности власти. Без надлежащего обеспечения свободы мысли и слова, права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию не могут быть должным образом реализованы не только избирательные, но и иные права и свободы человека и гражданина.

4)
В России такие политические свободы, как свобода слова, собраний и союзов были провозглашены Высочайшим Манифестом от 17 октября 1905 года. Дальнейшее развитие эти права получили уже в Конституции РСФСР 1918 года, в которой были закреплены за трудящимися: свобода собраний, митингов, шествий и т.д. с предоставлением в распоряжение рабочих и крестьян пригодных для устройства народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением; свобода союзов. Все политические права российских граждан предоставлялись и иностранным гражданам, которые проживали на территории Российской республики для трудовых занятий и не пользовались наемным трудом.
Активное и пассивное избирательное право предоставлялось гражданам Российского государства обоего пола с 18-тилетнего возраста. Соответствующие ограничения избирательного права свидетельствовали о том, что политические права как прежде, так и в Российской Республике носили классовый характер. Это постоянное (!) свойство политических прав и свобод.
Все последующие Конституции СССР и РСФСР практически сохранили перечень основных политических прав и свобод, внося в них отдельные уточнения как теоретического, так и организационного характера.
Действующая Конституция Российской Федерации к этой группе основных прав и свобод отнесла:
- свободу мысли и слова, свободу массовой информации (ст. 29 Конституции);
- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции);
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции);
- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными, участвовать в референдуме; право иметь равный доступ к государственной службе, а также участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции);
- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции).
Пользование политическими правами налагает на граждан особую ответственность: их действия не могут быть направлены на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнения и убеждений или отказу от них.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Государство, со своей стороны, создает все условия для того, чтобы российские граждане могли надлежащим образом реализовать принадлежащее им то или иное конституционное политическое право, ту или иную политическую свободу. С этой целью практически по всем конституционным позициям относительно политических прав и свобод приняты соответствующие федеральные конституционные законы или федеральные законы. В их числе:
- свобода мысли, слова и массовой информации (обеспечивается Федеральным законом от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»; Федеральным законом «О средствах массовой информации» в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г.);
- право на объединение урегулировано Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в редакции Федерального закона от 2 июля 1998 года; Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года;
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования урегулировано Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
- право на участие в управлении делами государства (определено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации о порядке прохождения муниципальной службы);
- право избирать и быть избранным (урегулировано Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, а также федеральными законами о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);
- право на участие в референдуме (урегулировано Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.);
- право на обращение (урегулировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Следовательно, широкий круг конституционных политических прав и свобод, их надлежащее гарантирование государством создают все условия для вовлечения широких народных масс в политическую жизнь государства, в осознанные политические действия и акции. Их политические действия в этих случаях носят подлинно общественный характер и только потом - узкоклассовый или групповой интерес. Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к таким важным для человека сферам, как собствен­ность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование. Они направлены на обеспече­ние физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право насле­дования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда (ст. 34-44 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право граждан и их объединений на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федера­ции. Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует право наследования, которое регулируется нормами гражданского законодательства (ч.4 ст.35 Конституции РФ). Конституция устанавливает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Свобода труда означает право каждого свободно распоряжаться своими способно­стями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ). Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные права граждан - это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на отдых; пра­во на образование; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства. Право на отдых гарантирует ограничение законом продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпус­ка (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства как одна из основ конституционного строя России, в которой устанавливается, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность, родителей». В то же время совершеннолетние трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ). Право на социальное обеспечение означает гарантированное государством право каждого на материальное обеспечение в виде выплаты пенсий и социальных пособий по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других, установленных законом случаях (ст. 39 Конституции РФ). Право на жилище - это социальное право каждого, означающее запрет на произ­вольное лишение человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 Конституции РФ). Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конститу­ции Российской Федерации. Оно предполагает бесплатную медицинскую помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответст­вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, а также юридическую ответ­ственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. С правом на охрану здоровья непосредственно связано право каждого на благопри­ятную окружающую среду и другие экологические права человека: право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Право на образование включает в себя: общедоступность образования, право на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, право на учреждение частных учебных заведений (ст. 43 Консти­туции РФ). Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни Культурные права


Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

 

Исходя из того, что конституционные обязанности это элемент правового статуса личности, то сначала хотелось бы охарактеризовать понятие и содержание правового статуса личности в Российской Федерации. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Теперь, что непосредственно касается конституционных обязанностей граждан. Само слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан. Так что же такое конституционные обязанности граждан РФ? Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер


человека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Это комплекс прав предполагающий свободу литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Кон­ст.)
Обязанности неотделимы от прав, поскольку лишь в совокупности они составля­ют основу правового статуса личности. Основные обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требова­ния, предъявляемые к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные. К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно: а] обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ч. 2 ст. 15); б] обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); в] обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ч. 3 ст. 44). Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц: а] за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст.43); б] за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях; в] за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ); г] за военнослужащими - обязанность защищать Отечество (ст. 59). Конституция Российской Федерации в определяет защиту отечества как долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Употребление моральной категории «долг» указывает на особое значение обязанности по защите Отечества среди других конституционных обязанностей гражданина России, выражает единство правовых и нравственных начал в обязанности защиты отече­ства. Основной формой реализации обязанности защиты Отечества выступает несение военной службы. При этом обязанность несения военной службы по призыву сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту. Конституция Россий­ской Федерации также устанавливает, что если убеждениям или вероисповеданию граж­данина противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федераль­ным законом случаях он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных