Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика видов музыкальной деятельности




В настоящее время в теории и практике музыкального образо­вания существуют разные подходы к трактовке термина «виды му­зыкальной деятельности учащихся на уроках музыки».

Если обратиться к традициям отечественной педагогики музы­кального образования, то к видам музыкальной деятельности уча­щихся принято относить:

- слушание музыки;

- хоровое пение;

- игру на музыкальных инструментах;

- движение под музыку;

- импровизацию;

- сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество), то есть те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуще­ствляются учащимися на музыкальных занятиях и за исключени­ем слушания музыки представляют собой разновидности либо исполнительской, либо композиторской деятельности.

Согласно другой позиции, сформировавшейся в музыкальном образовании в последние десятилетия, подлинными видами музыкальной деятельности являются деятельность композитора, ис­полнителя, слушателя. А перечисленные выше виды музыкальной деятельности, условно обозначенные как «традиционные», пред­лагается рассматривать в качестве форм приобщения учащихся к музыке.

Одним из аргументов правомерности такого подхода, по мне­нию приверженцев этой точки зрения, можно считать то, что многие из традиционных видов музыкальной деятельности «явля­ются лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка (например, вокальное, инструментальное исполнительство, исполнение музыки художественным движением). Приведенный довод весьма убедителен и не может не прини­маться во внимание при разработке музыкально-педагогической терминологии.

Представляется, что было бы целесообразным рассматривать конкретные (слушание музыки, хоровое пение, игра на музы­кальных инструментах, движение под музыку, импровизация, сочинение музыки детьми) и обобщенные виды музыкальной де­ятельности (исполнение музыки, музыкально-композиционное творчество детей) — и как виды музыкальной деятельности, и как формы или средства приобщения к музыке. В этом видится специ­фика педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление и в музыкальном, и в педагоги­ческом ракурсах, а следовательно, и специфика музыкально-педагогической терминологии, которой она оперирует.

В последние годы разработана классификация видов музыкаль­ной деятельности (Е.В.Николаева), учитывающая, с одной сто­роны, природу музыкального искусства в целом, с другой — особен­ности его постижения учащимися. В ней рассматриваются не толь­ко такие виды музыкальной деятельности, как слушание, испол­нение и сочинение музыки детьми, — но и другие виды деятель­ности, которые предлагаются учащимся на музыкальных занятиях с целью познания закономерностей музыки как искусства, рас­крытия связей музыки с другими видами искусства и окружаю­щей жизнью. Так, например,

- размышления учащихся о музыке яв­ляются необходимым компонентом организации и слушания му­зыки, и ее исполнения, и сочинения;

- освоение музыкальной, в том числе нотной, грамоты также осуществляется в каждом из этих видов музыкальной деятельности;

- для раскрытия особенностей музыки как вида искусства и установления ее взаимосвязи с ис­кусством движения в структуру занятия вводится музыкально-пла­стическая деятельность и т. п.

Если с этой точки зрения рассмотреть все виды музыкальной деятельности учащихся на уроках, можно заметить, что они су­щественно отличаются по степени представленности в них самой звучащей музыки. Поэтому при классификации видов музыкаль­ной деятельности учащихся было бы целесообразно учитывать, какое место в них занимает собственно звучащая музыка и на что направлено внимание детей в процессе общения с ней.

1. Совершенно очевидно, что на первом месте в этом ряду стоит собственно музыкальная деятельность учащихся во всех ее основных разновидностях: слушание музыки; ее испол­нение: вокальное (хоровое и сольное), инструментальное; сочи­нение музыки.

2. Поскольку познание музыки без теоретических знаний о ней практически невозможно, то на музыкальных занятиях специаль­ное внимание уделяется приобретению учащимися такого рода знаний и формированию умений оперировать ими.Эти знания усваиваются в опоре на музыкально-слуховые представления, реально звучащую музыку и имеющийся у школьников интонационно-слуховой опыт. В связи с этим в ка­честве особого вида деятельности учащихся на музыкальных занятиях выделяется музыкально-теоретическая дея­тельность.

3. На базе приобретенных теоретических знаний и музыкально-слухового опыта возможно вовлечение ребят в увлекательнейшую музыкально-историческую деятельность, необходи­мую для систематизации имеющихся у детей знаний музыки и знаний о музыке и осуществляемую с целью последовательного и все более полного формирования представлений о музыке про­шлого и настоящего, о процессе становления музыкального ис­кусства, музыкальной культуры.

4. Специфика музыки особенно ярко проявляется при сравнении ее с другими видами искусства — прежде всего с изобразитель­ным искусством, литературой и искусством движения. В связи с этим в последние годы в содержание музыкальных занятий все шире входит рассмотрение взаимосвязей музыки с другими вида­ми искусства. Тем самым деятельность учащихся приобретает «по­лихудожественную» (термин Б. П. Юсова) направленность. Однако поскольку одним из основополагающих компонентов этой деятельности на музыкальных занятиях все­гда является музыка, то данная деятельность может быть названа как музыкально ориентированная полихудоже­ственная деятельность.

5. При разработке классификации видов музыкальной деятель­ности нельзя не учитывать и того, что любое музыкальное явле­ние необходимо рассматривать в широком культурологическом контексте, прослеживая его связь не только с другими видами искусства, но и с окружающей жизнью. При установлении таких связей деятельность учащихся не всегда предполагает ориентацию на конкретную звучащую музыку.Так, например, при изучении учащимися образцов музыкального фольклора учитель рассказывает им о различных народных промыслах, народных костюмах и т. п. В самой этой деятельности реальной «живой» музыки нет, но она звучит в представлении учащихся как бы в «сверну­том» виде на основе того опыта общения с народной музыкой, который они уже приобрели ранее. Такая деятельность может быть названа музыкально опо­средованной деятельностью, а ее педагогическое пред­назначение видится в том, что она помогает детям раскрыть для себя жизненный или художественный контекст изучаемого музы­кального явления.

Данная классификация построена на основе музыкоцентристского подхода (термин М.И.Ройтерштейна), посколь­ку, как бы ни отличались в содержательном отношении перечис­ленные выше виды деятельности, в каждом из них в большей или меньшей степени выражено музыкальное начало.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов музы­кальной деятельности учащихся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных