Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Этот вид деятельности предполагает объединение двух или более видов художественной деятельности в одно целое. При этом одним из них непременно является какая-либо разновидность музыкаль­ной деятельности. В основе такой полихудожественной по своей природе деятельности может лежать союз музыки и изобразитель­ного искусства, музыки и литературы, музыки и искусства дви­жения, музыки и театра и т.п.

В зависимости от педагогической цели характер взаимосвязи между видами искусства может быть различным. Рассмотрим это на примере музыкально-пластической деятельности.

Выявляя аспекты взаимосвязи музыки и искусства движения, следует отметить, что в соответствии с характером взаимосвязи в ней музыкального и пластического компонентов — их иерархичес­кой соподчиненности— могут быть выделены два типа музыкально-пластической деятельности:

• вспомогательно-дидактическая, направленная на решение преимущественно технических учебных задач и не предполагающая непосредственного выхода учащихся на художественно-образное постижение музыки;

• художественно-образная, когда на первый план в ней выд­вигается собственно художественное начало.

Главное предназначение вспомогательно-дидактической музы­кально-пластической деятельности — создать наиболее благопри­ятные условия для развития у учащихся музыкально-слуховых представлений о пространственно-временных соотношениях в музыке посредством «перевода» этих соотношений в зрительно-наглядные, двигательные формы. К основным разновиднос­тям такого типа деятельности могут быть отнесены:

  • моделирование звуковысотных, ритмических, динамических и иных соотношений в прослушиваемой музыке посредством оп­ределенной системы движений;
  • пение по «лесенке», по ручным знакам относительной сис­темы сольмизации, а также с использованием и других способов фиксации пространственно-временных соотношений в музыке, близким обозначенным;
  • тактирование;
  • использование в учебных целях разновидностей так называе­мых звучащих жестов (термин К. Орфа): хлопков, шагов, щелч­ков и т. п.

При всем различии этих разновидностей общим для них явля­ется то, что для воплощения в движении пространственно-вре­менных характеристик музыки используется достаточно четко обо­значенная учителем система условных жестов. Ее конкретное со­держание зависит от той педагогической задачи, на решение ко­торой она направлена, например, на развитие у учащихся звуко-высотного слуха, чувства ритма и т. п.

Необходимо выделить два уровня осуществления вспомо­гательно-дидактической музыкально-пластической деятельности:

конструктивный и интонационный.

При общей для них целевой направленности они заметно отличаются друг от друга по кругу решаемых ими педагогических задач.

Так, например, если учащимся предлагается показать с помо­щью движений звуковысотные соотношения между звуками ме­лодии на конструктивномуровне, то главным для них ста­нет показ высоты следующих друг за другом звуков. В центре их внимания окажутся, таким образом, сами звуки, их высотное по­ложение по отношению к предыдущему и последующему звукам. Мелодия в их представлении предстанет как определенным обра­зом выстроенная звуковысотная последовательность составляю­щих ее звуков, т. е. на конструктивном (дискретном) уровне.

Если же музыкально-пластическая деятельность сориентиро­вана на показ звуковысотных соотношений между звуками мело­дии в контексте ее интонационного развития, т.е. на выявление пластическими средствами различной степени сопряженности между звуками, определяющейся устремленностью интонацион­ного процесса, то внимание учащихся сосредоточивается преиму­щественно на том, как осуществляется переход от одного звука к другому. Таким образом, главным становится передача процессу­альности (непрерывности) интонационного развития. В этом слу­чае звуковысотные соотношения в музыкально-пластической де­ятельности, осуществляемой учащимися, раскрываются уже на интонационном (континуальном) уровне.

Особо важное значение такая деятельность имеет в работе с детьми с недостаточно развитым музыкальным слухом или отсут­ствием координации между слухом и голосом.

В отличие от вспомогательно-дидактической художественно-образная музыкально-пластическая деятельность предназначена помочь учащимся выявить возможные связи между музыкой и искусством движения сквозь призму таких категорий, как содер­жание художественного произведения, форма художественного произведения, художественный образ, средства художественной выразительности и т.п.

К ее основным разновидностям, включаемым в содер­жание школьных уроков музыки, могут быть отнесены:

  • создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений;
  • инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности;
  • дирижирование.

Каждая из обозначенных разновидностей художественно-об­разной музыкально-пластической деятельности может быть сори­ентирована как на импровизационное, так и на композиционно про­думанное решение поставленной перед учащимися художественной задачи.

Соответственно и в содержание музыкальных занятий целесо­образно включать два рода заданий: музыкально-пластические эс­кизы, выполнение которых предполагает импровизационный пла­стический отклик учащихся на прослушиваемое или разучивае­мое ими музыкальное произведение, например, «свободный та­нец», «свободное дирижирование» и т.п.; сочинение музыкально-пластических композиций, предусматривающее продумывание уча­щимися под руководством педагога возможных вариантов созда­ния музыкально-пластического образа на основе конкретного, предложенного им музыкального материала и выбора одного из них, как наиболее полно реализующего взаимосвязь музыкального искусства и искусства движения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных