Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.




Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях объективного мира.

Функции знания:

1. Обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления.

2. Хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Целью познания является отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, т.е. в процессе практической деятельности человека.

Совокупность понятий и терминов, которые используются в определенной науке, образуют ее понятийный аппарат.

Теоретический уровень исследований характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи законы развития. Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают две группы проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) возникают на базе определенной теории или концепции;

2) трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления. Идея материализуется в гипотезу. Под гипотезой в широком смысле слова подразумевается любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которой остается неизвестной.

Гипотеза – это требующая проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. релевантность гипотезы характеризует отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а также возможность вхождения в состав существующей теоретической системы;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента;

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладание объяснительной и предсказательной силой, т.е. из гипотезы должно выводится некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий;

5) простоты, связанной с интенсивностью ее исходных посылок, позволяющей установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез. Именно благодаря этому возникают научные теории.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно определяет какую-либо область действительности. Теория обладает следующими свойствами:

1) представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности;

2) целостная система достоверных знаний;

3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их;

4) все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы и доказаны.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: исходные основания (понятия, аксиомы, законы, принципы и т.д.); идеализированный объект (теоретическая модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов); логика теории (совокупность определенных правил и способов доказывания); совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории; философские установки и социальные ценности.

В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса. Парадокс - это утверждение, резко расходящееся с принятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным. Если же появляются противоречия, подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, перехода от старой парадигмы к новой.

Смену фундаментальных для науки теорий и представлений, устойчивых традиций, парадигм принято называть научными революциями.

Под парадигмой принято понимать господствующую в данное время научную теорию, являющуюся для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний.

Структуру теории образуют:

1) понятия – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений;

2) определения – это раскрытие содержание понятия, которое должно отвечать двум признакам: должно указывать на ближайшее родовое понятие и должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других;

3) аксиома (постулаты) – положение, которое является исходным, недоказываемым, из которого по установленным правилам выводятся другие положения;

4) закон – объективная существенная внутренняя необходимая и устойчивая связь между элементами, явлениями и процессами;

5) закономерность – это совокупность действия многих законов, система существенных необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;

6) учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется чувственного познания, т.е. изучение внешнего мира посредством органов чувств. На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследований заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляют практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий и истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется и направляется теорией.

Структура эмпирического уровня исследований формируется понятиями: факт, эмпирическое обобщение, эмпирический закон. Понятие факт употребляется в нескольких значениях:

1. Факт – это объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности), либо к сфере познания и сознания (факт сознания).

2. Знание о каком-либо событии и явлении, достоверность которого доказана.

3. Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов.

Эмпирический закон – отражает регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрываются существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.


 

Лекция 4.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных