ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Метод – система практических и/или теоретических операций, нацеленных на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели. Методы в самом общем виде подразделяются на общенаучные и специальные, применяемые в конкретных сферах науки. К общенаучным методам принято относить: 1) методы эмпирического, то есть основанного на опыте, исследований; 2) методы теоретического исследований; 3) общелогические методы. Специальные методы исследований представляют различные сочетания общенаучных методов, применяемых с учетом особенностей конкретных наук и исследуемых объектов. Общелогические методы: 1. Анализ – разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. 2. Синтез – соединение отдельных сторон частей объекта исследования в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны и представляют собой единство противоположностей. 3. Индукция – движение мысли от фактов, отдельных случаев к общему положению, т.е. к некоторой гипотезе. Индуктивные умозаключения наводят на мысль, на общее. 4. Дедукция – выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, т.е. движение мысли от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений выводят определенную мысль из других мыслей. 5. Аналогия – способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Это рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. К методам теоретического уровня познания относят: 1. Аксиоматический – способ исследования, который состоит в том, что некоторое утверждение (аксиомы и постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. 2. Гипотетический – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследований, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру этого метода входят: 1) выдвижение предположения о причинах и закономерностях изучаемых предметов и явлений; 2) выбор из множества предположений наиболее вероятного и правдоподобного; 3) выведение из отобранного предположения следствия с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. 3. Формализация – отображение явлений или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, в логике, математике, химии) и обеспечение возможности исследования разных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования. 4. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. 5. Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, т.е. определение общего понятия, в котором отражены основные признаки предметов или явлений данного класса. 6. Исторический метод – заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения, формирования и развития объектов исследования в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте или процессе. 7. Системный метод – заключается в исследовании системы, т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов, связей ее компонентов и их связей с внешней средой. К методам эмпирического уровня познания относятся: 1. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств, предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. 2. Измерение – это определение численного значений некоторой величины путём ее сравнения с мерой или единицей. 3. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются путём наблюдения или измерения. 4. Сравнение – сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. 5. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. 6. Моделирование – получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей (аналога, модели). При этом под моделью понимается мысленно представляемый или материальный аналог объекта. Под методологическими принципами принято понимать следующие положения: 1) принцип объективности, который объединяет все формы научного познания, так как цель всякого познания – это получение объективно истинных результатов; 2) принцип системности, требующий от исследователя при изучении предметов и явлений рассматривать их как части или элементы определенного целостного функционального образования; 3) принцип историзма – общеметодологический принцип, применяемый во всех науках, изучающих объекты в развитии.
Лекция 6. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|