Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегия экономического развития




Как и в большинстве других стран, в государствах Юго-Восточной Азии уже в первых плановых документах 50-60-х годов основным направлением экономического развития была индустриализация, ее осуществление предполагало создание современной структуры экономики, которая характеризовалась бы развитым обрабатывающим сектором, который использует передовые технологии и производит средства производства и потребительские товары, необходимые для динамичного развития национальной экономики, достижения экономического и социального прогресса. То есть фактически под индустриализацией разбирался развитие, главным образом, в обрабатывающей промышленности.

Поскольку же в этих странах развивались рыночные отношения, то важнейшее значение для создания того или иного вида предпринимательства имела наличие рынка и платежеспособного спроса. Поэтому от самого начала развитие промышленности в НИС вступил в рыночно-ориентированного характера.

В 50 - 80-х годах сформировались два типа рыночной стратегии развивающихся стран - импортозамещение и экспортная ориентация. Как известно, импортозамещения нуждается в развитии тех отраслей промышленности, которые должны заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров из-за пределов страны.

Экспортная ориентация предполагает увеличение удельного веса товаров, которые поставляются на экспорт. Первой хронологически сформировалась стратегия импортозамещения, потому что она очевидна и осуществляется просто. И действительно, платіжоспроможний спрос на внутреннем рынке уже существует, его только нужно перехватить у иностранных фирм. А для этого необходимо ограничить доступ иностранных товаров на внутренний рынок путем повышения пошлин, контингентирование импорта изменения системы государственных закупок и т.д., стимулировать внутреннее производство. Стратегия импортозамещения достаточно легко реализуется потому, что осуществляется в основном административными методами управления.

Индустриальное развитие НИС Юго-Восточной Азии также начался с импортозамещающей модели развития. Для большинства из них ее принятие было объективно необходимым. Как правило, у них был сравнительно крупный по абсолютным размерам платіжоспроможний спрос на потребительские товары, который не мог удовлетворить импорт, потому что до 70-х годов ухудшились условия торговли для развивающихся стран в целом (цены на сырье, которая ими экспортировалась, относительно снижались, а на промышленные изделия, которые в основном импортировались, относительно росли). Поэтому единственным способом удовлетворения спроса на потребительские товары было замещение импорта внутренним производством.

Однако стратегию экспортной ориентации было трудно осуществить. Создание новых отраслей обрабатывающей промышленности, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, было не под силу странам Юго-Восточной Азии. Определенным образом на экспорт могла быть переориентирована переработка традиционных видов сельскохозяйственного сырья. Но в настоящее время на мировом рынке наблюдалось снижение спроса и цен на этот вид товаров.

К тому же в странах Юго-Восточной Азии в 50 - 60-е годы был достаточно высокий уровень безработицы, а, как известно, типичный средство его уменьшение - развитие мелкого предпринимательства, которое производит потребительские товары.

Стратегия импортозамещения преобладала в промышленном развитии Малайзии в 1959-1968 гг. в течение относительно короткого периода: внутренний спрос был главным фактором индустриального роста только в 1959-1963 гг., а в 1963 - 1968 гг. уже началось распространение экспортных отраслей промышленности. Причиной этого стали такие особенности экономики страны, как небольшая численность населения, а потому - отсутствие емкого внутреннего рынка, традиционно велика роль внешних связей в процессе воспроизводства.

На Филиппинах политика импортозамещения внедрялась примерно в 1950 - 1968 гг., в Таиланде - в 1960 - 1972 гг., развитие обрабатывающей промышленности Индонезии начался в конце 60-х годов и завершился на рубеже 70-80-х годов. Сингапур-за особенностей исторического развития и географического расположения - когда он был английской колонией, то специализировался на переработке, доукомплектовании, реэкспорте продукции из Юго-Восточной Азии в Европу и реэкспорте обработанных изделий из промышленных стран в Азию - и из-за ограниченности внутреннего рынка вынужден был ориентировать промышленное развитие на экспорт.

Осуществления политики импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии вызвало изменения отраслевой структуры хозяйства. Опережающими темпами развивались отрасли легкой промышленности - текстильная, обувная, пищевая, табачная. Усиливалась роль внешних факторов в экономическом развитии рассматриваемых стран. Насыщение внутреннего потребительского рынка товарами местного производства сопровождалось не уменьшением, а распространением общего объема импорта, к тому же росла доля в нем товаров производственного назначения. Вследствие этого повышался спрос на валютные ресурсы, а удовлетворение его не могло осуществляться только за счет расширения экспорта сырья из-за ограниченности потенциала его роста. Кроме того, усиливалась зависимость от международного разделения труда, и не потребовало диверсификации экспорта, поэтому рассматриваемые страны вынуждены были искать возможности перехода к политике экспортной ориентации обрабатывающей промышленности.

Таким образом, переход к экспортной ориентации был связан с исчерпанием возможностей стратегии экспортно-замещение, ростом и качественным совершенствованием промышленного потенциала стран рассматриваются. Однако нельзя уделять внимание только аспектам внутренней политики. Важное влияние на реализацию экспортно-промышленной стратегии оказали внешние факторы, потому что ее осуществление совпадало со структурной перестройкой в экономике промышленное развитых государств, изменением роли развивающихся стран в системе международного разделения труда. В 70-х годах в индустриальное развитых странах наблюдалось значительное повышение уровня заработной платы и социальной защиты работников, вследствие чего нерентабельными стали трудоемкие производства. Для сокращения издержек производства западные фирмы начали выносить предприятия этих отраслей в развивающиеся страны. То есть экспортная ориентация, как стратегия промышленного развития НИК, была поддержана ТНК.

Эта стратегия реализовывалась в индустриальном развитии стран Юго-Восточной Азии в 70 - 80-е годы: в Сингапуре - начиная со времени обретения независимости (1957 г.) и почти до циклического кризиса 1980 - 1982 гг., Малайзии и на Филиппинах примерно с 1969 p., а в Таиланде - с 1973 г. и почти до конца 80-х годов. Предпосылки для внедрения политики экспортной ориентации обрабатывающей промышленности в Индонезии сложились значительно позже. Общая слабость промышленного потенциала и достаточно вместительный ее внутренний рынок обусловили динамичное развитие промышленности, который базировался на стратегии импортозамещения почти до 80-х годов. Растущий спрос на валютные ресурсы удовлетворялся за счет доходов от экспорта нефти. Поэтому первая попытка перевести некоторые отрасли - текстильную, деревообрабатывающую, радио - и электротехническую - на экспортную ориентацию была осуществлена перед кризисом 1980 - 1982 гг., но через общее ухудшение конъюнктуры на мировом рынке оказалась неудачной.

Именно на этом этапе индустриализации в странах Юго-Восточной Азии в основном были созданы отрасли, которые в современный период определяют их специализацию в системе международного разделения труда. Согласно принципа "сравнительных преимуществ" приоритетная роль отводилась развитию отраслей легкой промышленности (текстильной, швейной, обувной и др.), а за распространение обслуживающих их отраслей (производство синтетических волокон, первичная химия) начался постепенный развитие отраслей тяжелой промышленности (металлургической, химической промышленности, машиностроения). Поэтому на мировом рынке они появились как производители и экспортеры массовой потребительской продукции, главным образом для рынков промышленно развитых государств. И хотя со временем сложность продукции, поставляемую на внешний рынок, выросла (видеомагнитофоны, компакт-дисковые проигрыватели, персональные компьютеры, легковые автомобили), все-таки они остаются товарами массового потребительского назначения.

Однако НИС Юго-Восточной Азии не продемонстрировали образец чистого варианта экспортной ориентации обрабатывающей промышленности. Она сочеталась с развитием импортозамещающих производств не только потребительских товаров, а со второй половины 70-х годов и продуктов производственного назначения. То есть начался переход к стратегии імпортозамі-щение более высокого порядка.

Тенденции промышленного развития НИС Азии, которые проявились в 80-х годах, свидетельствуют о новый, третий, этап их индустриального развития, когда начинает осуществляться переход от традиционных капитало - и трудоемких производств к развитию наукоемких отраслей и создание собственной научно-исследовательской базы. Происходит постепенная переориентация с выпуска потребительской продукции (которая пока сохраняет приоритетное значение) на высокотехнологичные товары и другие компоненты. В то же время сохраняется экспортная направленность производимой продукции. Главной чертой этой стадии индустриализации является постепенный рост государственных и частных ассигнований на развитие НИОКР. На конец 80-х годов доля затрат на НИОКР в ВНП НИК была значительно ниже, чем в США или Японии: в Сингапуре она равнялась 1,2%, а в других странах Ассоциации - составляла менее 1%.

Как известно, в течение долгого времени промышленное развитие НИС Юго-Восточной Азии базировался на технологиях, которые поступали из промышленно развитых государств. И несмотря на то, что в последние годы иностранные фирмы, прежде всего японские компании начали передавать в НИК не только отработанную технологию, но и "ноу-хау" на производство таких высокотехнологичных товаров, как полупроводники, оптическое волокно, компактные диски, все-таки трудно ожидать, что, не имея возможности самостоятельно овладевать высокими технологиями в условиях отрыва собственной фундаментальной науки от требований современной НТР, то есть не имея собственной развитой научно-исследовательской базы, НИС Юго-Восточной Азии смогут реально конкурировать с американскими или японскими ТНК на мировом рынке.

С этой целью в НИК начинают организовывать так называемые научно-исследовательские парки - специальные зоны, где создаются льготные условия иностранным и местным фирмам для разработки и выпуска наукоемкой экспортной продукции. Переход к наукоемкой специализации обрабатывающей промышленности на рубеже 70 - 80-х годов начался в Сингапуре, а в других НИС Юго-Восточной Азии - десятилетием позже.

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ТНК В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ НИС ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Характерной чертой индустриализации НИС является активная роль в ней иностранного капитала и ТНК. Хотя в этих странах в течение 50-80-х годов постепенно увеличивался объем внутренних сбережений, этого было недостаточно для решения тех задач, которые стояли перед ними, - создание современной обрабатывающей промышленности, преодоление экономической отсталости в целом.

Масштабы использования иностранного капитала в ходе промышленного развития в отдельных странах значительно отличаются, что зависит от многих причин внутреннего и внешнего характера. Среди них выделим способность отдельных стран мобилизовать необходимые финансовые средства, которые зависят от развития экономики в целом, наличие природных ресурсов, совершенствования перераспределительных систем, условий реализации экспортных товаров на мировом рынке и т.д. Размеры использования иностранного капитала зависят и от характера задач, которые решаются в ходе развития государства. Но все-таки они в основном зависят от стремления стран-экспортеров капитала вкладывать финансовые средства в тот или иной регион.

В последние десятилетия страны Юго-Восточной Азии превратились в особенно привлекательный объект для вложений капитала. Субрегион стал местом пересечения политических интересов ведущих промышленно развитых государств, Что порождает стремление закрепиться в нем экономически. С экономической точки зрения важно также то, что в 80-х годах развивающиеся страны не столкнулись с трудностями при выполнении внешних долговых обязательств (только на Филиппинах проблема задолженности превратилась в долговой кризис, 1983 г. правительство Филиппин вынужден был обратиться к кредиторам с просьбой о реконструкции долга). Поэтому положение в данных странах, за исключением Филиппин, с точки зрения привнесения капитала в целом, оценивалось кредиторами как относительно безопасное.

Для развивающихся стран характерны сравнительно большие размеры внутреннего рынка, относительно благоприятные условия для создания эффективных экспортоориентированных промышленных предприятий: государства имеют богатые природные ресурсы (особенно Индонезия и Малайзия), сравнительно дешевую рабочую силу, хорошо квалифицированную на уровне как производственного, так и управленческого персонала. Уровень заработной платы в НИС "второй волны" значительно ниже не только от промышленно развитых государств, но и от НИК Восточной Азии. Представление об уровне заработной платы в отдельных странах и территориях Азии дают следующие данные (1990 p., в долл.):

Важным оказывается и то, что сравнительно развитые страны субрегиона имеют относительно высокий уровень подушевого дохода, демонстрируют стабильные и высокие темпы экономического развития, имеют хорошо развитую производственную инфраструктуру. А главное - правительства стран Юго-Восточной Азии проводят комплексную, последовательную политику стимулирования капиталовложений (внутренних и внешних) в те отрасли экономики, где они могут обеспечить наибольшую отдачу. Решительно проводится борьба с бюрократизацией системы управления. Например, в Малайзии каждый вкладчик капитала может пожаловаться на неоправданные задержки и искусственные проблемы непосредственно председателю правительства. Создаются экспортно-производственные зоны, зоны свободной торговли, где инвесторам предоставляются налогово-финансовые преференции. От 1986 г. компании, которые осуществляют капиталовложения в важные и перспективные отрасли, получают "пионерное статус", который дает право на освобождение от 35% подоходного налога (а иногда и на 100%), от 4% налога на развитие. Эти льготы предоставляются на период от пяти до десяти лет, а как исключение - продолжаются и в дальнейшем. Например, на о. Лабуан (Малайзия), который был превращен в хранилище от налогов, они ликвидированы полностью.

Иностранный капитал поступал в НИС Юго-Восточной Азии в ссудной и предпринимательской форме. В 1990 г. удельный вес заемного капитала составляла более 78% (тогда как в 1981 г. - 87%) от общего объема финансовых средств, поступивших в развивающиеся страны. Сюда относится и так называемая "официальная помощь развитию" - 42,5% от общего объема финансовых средств, предоставление которой призвано способствовать созданию оптимальных условий для эффективного функционирования частного капитала. Вообще прослеживается определенная последовательность в продвижении ссудного капитала в развивающиеся страны. Сначала это государственная помощь развитию, затем кредиты на осуществление крупных инвестиционных проектов, тогда экспортные кредиты и, наконец, кредиты и займы на уплату внешней задолженности.

По НИС Юго-Восточной Азии, то в 80-е годы ссудный капитал участвовал в создании промышленной инфраструктуры: он поступал как по частному, так и по государственной линии на двух - и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. Главными донорами ссудного капитала были США и Япония.

Но хоть общий объем ссудного капитала значительно превосходил размеры прямых иностранных инвестиций, которые поступали в НИС Юго-Восточной Азии, именно на их основе значительно сформировались направления участия НИК в региональном и вообще международном разделении труда. Ниже приводятся данные о общий объем накопления прямых инвестиций в странах ЮВА в 1980 - 1989 гг. (млн долл.) и их главных инвесторов:

Главными иностранными инвесторами в регионе стали США и Япония, меньше западноевропейские страны - Великобритания, Германия. Но большую роль начинают відігрвати "перекрестные" инвестиции НИС Восточной и Юго-Восточной Азии. Основная часть их общего объема приходится на капиталовложения НИК Восточной Азии в экономику стран Ассоциации, что связано с перемещением сюда части технологически простых и трудоемких предприятий. К таким отраслям относятся пищевая, металлообрабатывающая промышленность, производство простой электроники и игрушек, химических волокон и фанеры. Это связано с тем, что в Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре уровень заработной платы значительно выше, чем в НИС "второй волны", а потому для них становится нецелесообразным развитие трудоемких производств. Происходит повышение "качества" их специализации, внимание концентрируется на развитии капитало - и наукоемких производств. В то же время страны Ассоциации начинают выполнять их функции в международном разделении труда. Не случайно доля текстильной и швейной промышленности в общем объеме накопленных японских инвестиций в НИС Дальнего Востока в 70-х годах увеличилась с 24 до 11%, а в странах Ассоциации (без Сингапура) - с 10 до 23%.

Важными инвесторами субрегиона становятся Гонконг, Тайвань, Сингапур. Сравнительно высокий удельный вес этих стран в общем объеме иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Азии значительно связана с деятельностью китайской деловой общины - особой региональной группы китайского капитала.

Решающую роль в формировании промышленно-экспортной специализации стран Юго-Восточной Азии сыграли ТНК. Собственно создание экспортного потенциала НИС обусловлено выходом ТНК за рамки государств, к которым они принадлежат, и активным перемещением в НИС трудо-, энерго - и материалоемких, экологически опасных производств, а также производства массовой потребительской продукции, которая отработала свой жизненный ресурс в промышленное развитых странах.

По мнению специалистов, наиболее полное представление о механизме формирования стратегии ТНК по экспортной специализации НИК дает теория "жизненного цикла" продукта, которая разработана в начале 60-х годов известным американским экономистом Г. Верноном. Согласно этой теории, на третьей стадии "жизни продукта" - стадии зрелости - когда уже налажено поточное производство, а дальнейшие вложения капитала оказываются неэффективными, значительного снижения издержек производства можно достичь, а значит и продлить "жизнь продукта", только за счет переноса его в развивающиеся страны. Это обусловлено разницей в оплате труда в странах, которые принимают ТНК, и в странах их базирования. Первыми переносить производства в НИС начали американские ТНК в середине 60-х годов.

Для принимающих стран политика ТНК оказалась выгодной, поскольку давала возможность получать относительно современную технику и технологию, диверсифицировать однобокую структуру экспорта, получать дополнительный источник иностранной валюты. Поэтому для привлечения иностранного капитала и ТНК национальные правительства начали создавать экспортно-производственные зоны, которые со временем превратились в "мировые фабрики" производства обуви, одежды, текстильных изделий, полуфабрикатов и узлов для автомобильной, машиностроительной и других отраслей промышленности.

Проникновение в экономику НИС Юго-Восточной Азии ТНК начали с отраслей легкой промышленности, где производство трудоінтенсивне и можно быстро получить отдачу вследствие высокой скорости оборота капитала. Поэтому и сейчас текстильная, швейная, обувная промышленность оказываются практически самыми развитыми среди отраслей обрабатывающей промышленности в НИК и дают от 6 до 16% прибавочной стоимости, созданной отраслями обрабатывающей промышленности и столько же доходов от экспорта товаров. Но наиболее прочные позиции в этих отраслях имеют японские и американские ТНК. Например, в Малайзии 15 японских текстильных ТНК контролируют 80% производства отрасли. Среди них такие, как "Торей", "Тойобо", "Юнітіка", "Канебо" и др.

В 70-х годах в НИС Юго-Восточной Азии начали завозить производства электронных и электротехнических изделий. Первые филиалы американских электронных компаний были созданы в странах и территориях Восточной Азии в 50 - 60-х годах. Они специализировались на сборке транзисторов, диодов, а затем и простых интегральных схем. Но те звенья технологических линий, которые нуждались в основных капитальных расходов, квалифицированной рабочей силы, как и прежде, располагались в США. Сейчас же не только в Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре, но и в странах Юго-Восточной Азии создана развитая экспортно-промышленная база выпуска экспортных компонентов бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования. Среди стран с рыночным хозяйством Малайзия стала третьим производителем полупроводников. Таиланд превратился в важный центр выпуску интегральных схем. Но и в этих отраслях доминируют ТНК США и Японии, которые фактически создали отрасли в АСЕАН: IBM, Дженерал электрик, ИВС, Хьюлетт Паккард, Мацусита-Дэнки, Тосіба, Акаі, Сони, Шарп. Западноевропейские ТНК также достаточно широко представлены в Юго-Восточной Азии: Роберт Бош, Филипс, Эриксон, Оливетти.

В 70-х годах в странах Ассоциации начало развиваться автомобилестроение, при этом осуществился постепенный переход от сборки автомобилей к их производству. Правительства Этих государств создавали различные стимулы для развития местных производств по изготовлению комплектующих изделий Для транспортного машиностроения. В создании автомобильных предприятий активное участие принимал капитал промышленно развитых государств, доминируют же японские ТНК.

Значительными производителями и экспортерами автомобилей стали Малайзия и Таиланд. Но их автомобильные компании нельзя полностью назвать национальным, потому что это совместные предприятия с западными ТНК, или их филиалы, ассоциированные компании. Так, в акционерном капитале ведущей малазийской автомобильной корпорации "Персусахаан отомо-билл насіонал" по 15% акций принадлежат японским ИНК "Мицубиси мотор" и "Мицубиси корп".

Возможно, не такие интенсивные, но подобные процессы включения стран Юго-Восточной Азии к МЧП происходили и в других отраслях: приборостроении, химической, агрокосмічній промышленности.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАН АСЕАН

После завоевания независимости практически все НИС Юго-Восточной Азии признавали целесообразным иметь сильный государственный сектор. Активная роль государства давала возможность проводить единую национальную политику и мобилизовать ресурсы для решения стратегических задач, которые не под силу отдельным частным капиталам.

Выступая как предприниматель, государство непосредственно способствовала экономическому росту, потому что доходы, которые получали ее предприятия, служили важным источником финансирования капиталовложений. Например, удельный вес государственного сектора в общем объеме сбережений 1960 г. составляла в Малайзии - 70%, на Филиппинах - 20, Таиланде - 22%. Сооружая предприятия, государство пыталось компенсировать нехватку финансовых средств, низкую предпринимательскую активность частного капитала прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, развитие которых соответствовал целям стратегического планирования.

Но в большинстве стран предусматривалось, что государственный сектор в будущем будет сведен к минимуму, ибо деятельность его в большинстве случаев неэффективна, поскольку подчинена созданию благоприятных условий для эффективного функционирования частного капитала.

Государство также выполняла определенные регулирующие функции. В целом в период независимого развития для НИК было характерно усиление государственного регулирования, но это не означает, что такая тенденция была прямолинейной. Ведь распространение государственного сектора, усиление регулирующих функций государства - это очень неравномерный процесс, который происходит под влиянием различных экономических и политических факторов. В НИК это проявилось очень отчетливо.

В первоначальный период развития государственного сектора было связано с национализацией иностранных компаний и строительством новых государственных предприятий. При этом позиции государства ограничивались преимущественно развитием инфраструктурных отраслей; газо - и водоснабжения, электроэнергетики, транспорта, связи. Реализация политики импортозамещения нуждалась также решительного вмешательства государства в процесс воспроизводства путем проведения определенной налоговой, кредитной, таможенной политики, ценообразование. Государство стремилось создать более благоприятные условия для производителей потребительских товаров.

Но по мере решения задач данного этапа промышленного развития доля государства в общем объеме сбережений постепенно снижалась, что отразило функционирования частно-национальных укладов и сокращения государственной предпринимательской деятельности.

В связи с проведением экспортной ориентации вновь началось повышение роли государственного сектора и государственного регулирования в экономическом развитии стран Ассоциации. Деятельность государственного сектора перестали ограничивать только инфраструктурными отраслями, а так или иначе она стала охватывать обрабатывающую промышленность, особенно капиталоемкие и сложные в техническом отношении отрасли.

В 1984 - 1985 гг. практически во всех странах Юго-Восточной Азии осуществлялась программа приватизации. Хоть в их понимании приватизация не сводится к избавлению от государственной собственности, а рассматривается как комплекс общеэкономических мер для активизации хозяйственной и технологической инициативы непосредственно производителей. Политика приватизации имеет своей целью устранение бюрократического контроля над деятельностью государственных предприятий, предоставление им независимого руководства, финансовой автономии и оперативной свободы.

Непосредственный переход предприятий в частные руки рассматривается как последняя фаза приватизации. Составной частью являются мероприятия по дерегулированию экономики, которые предусматривают ликвидацию ограничений, которые защищали бы ту или иную отрасль от конкуренции независимых производителей и дали бы возможность содержать государственную монополию. При этом особо подчеркивается, что развитие рынка и устранение государственной монополии не достигается только за счет изменения форм собственности. Прежде всего пытаются стимулировать конкуренцию, в том числе открывая рынок для внешних конкурентов.

Но с середины 80-х годов начинается и процесс распродажи убыточных государственных предприятий. Например, в Сингапуре государство традиционно играла значительную роль в национальной экономике, контролируя 450 компаний, которые давали почти 25% ВНП страны. При этом при отсутствии бюджетного дефицита норма накопления была очень высокой - 40% ВНП. Отсутствовали и мотивы для реализации планов приватизации. Но началась она еще в 1984 p., когда ведущая государственная инвестиционная компания "Темасек" продала 45% акций, а правительство реализовало на рынке ценных бумаг акции японо-сингапурской компании "Мицубиси Сингапур хэви индастриз". В 1986 г. приватизация вступила в новый этап своего развития. Аналогичные процессы произошли и в других государствах Ассоциации.

Таким образом, ускоренное экономическое развитие в НИК сопровождается активизацией экономической роли государства, которая усиливается при переходе от одной модели индустриализации к другой. При этом по мере создания материально-технической базы развития укрепление позиций национального предпринимательства, потребность в расширении государственного сектора, экономических функций государства постепенно снижается. Но экономические стратегии стран рассматриваются, предусматривают использование преимуществ централизованного планирования и свободного рынка. С их точки зрения, свободное предпринимательство не может удовлетворить все потребности общества, поэтому необходимо стратегическое планирование.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных