Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава I. Исторический аспект диалога культур.




Введение

Культурное наследие каждого народа имеет огромную ценность, ведь это результат многовекового формирования традиций. Это часть национальной истории, поэтому культурный аспект очень важен для понимания исторических процессов. Я выбрал эту тему, так как диалог культур имеет многовековый опыт в России, и может многому нас научить. Тема мирного сосуществования и дружбы народов актуальна всегда. Для землян сегодня важно быть толерантными. Умение прислушаться к чужому мнению, понять другую национальную культуру, язык, - в этом и заключается толерантное сознание. Здесь уместно вспомнить восточную притчу: «В одном селении умирал аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили в мире и согласии?» Уже не может говорить старик - подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке было 100 раз написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»

Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих этносу. В ней выражены характерные черты данного народа. Благодаря этому общества, нации и группы различаются. При этом культура и сближает народы. Ведь существуют культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. То есть это общий фундамент, на котором возможно дальнейшее сотрудничество. Поэтому мы можем опираться сегодня на общечеловеческие ценности мировой культуры.

Знакомясь с культурой других народов, мы находим, что делает нас разными и в чем мы похожи. В результате мы находим ключ к взаимопониманию. Также нам хочется поделиться своей культурой с другими. И здесь рождается диалог культур. Согласно словарю Боголюбова Л.Н. «Диалог как принцип функционирования культуры предполагает не только заимствование «чужих» культурных ценностей, но и переосмысление своей и «чужой» культуры, создание на базе синтеза идей, образов и т.д. новых культурных ценностей»[1]. С одной стороны это замечательно: мы узнаем много о других культурах. Знакомим всех со своим достижениями, получаем нечто новое, общее. В итоге получается взаимообмен и взаимообогащение. Слово «диалог» происходит от греческих dia – «два» и logos – «понятие», «мысль», «разум», «язык», и означает, следовательно, «встречу» двух культур. При этом рождается новое звучание. Но не приведет ли это к обезличиванию национального колорита? Отсюда возникает проблема – сближаясь, не растеряем ли мы часть своего духовного наследия? Чрезмерно заимствование опасно потерей культурной самобытности. Существуют различные версии последствий: «В XX в. в США господствовала теория «плавильного котла», согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивали свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавлялись» в американцев. Но уже в конце XX в. была принята другая теория, названная теорией «салатницы», которая предполагает не ликвидацию культурных различий, а сосуществование разных культур»[2]. Сегодня можно заметить тенденцию возрастания синтеза культур.

Цель работы- изучить диалог культур как одно из направлений внешней политики стран. Задачи работы - познакомиться с культурным многообразием современного мира и России как его органичной части, учиться понимать себя и людей других культур, разобраться с основными терминами, учиться толерантности и умению решать проблемы, избегая конфликтов и конфронтации.

Понятие «культура» многогранно, поэтому и определений более четырехсот. Поскольку тему мы изучаем в курсе обществознания, обратимся к словарю автора учебника-профессора Л.Н. Боголюбова. Он пишет: «Культура – историческое явление, раскрывающееся в процессе исторического развития. Развитие культуры осуществляется как за счет творческих новаций, так и в процессе освоения, трансформации, модернизации культурного опыта, наследия предыдущих поколений, ценностей других современных культур»[3].

Культура межнациональных отношений, к сожалению, имеет большой опыт столкновений и конфликтов. История знает много примеров войн, в том числе и мировых. Проблема войны стала глобальной, поэтому есть необходимость демократизации культуры взаимоотношений народов: «Этот вид культуры требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национальной вражды»[4]. Диалог культур может стать примиряющим фактором. Огромную работу в данном направлении проводит международная организация ООН. «Устав ООН, являющийся основой международного права, гласит, что главными целями всемирной организации являются поддержание международного мира и безопасности, ликвидация актов агрессии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществление широкого международного сотрудничества, защита прав человека и основных свобод»[5].

Термину «диалог» уделяли большое внимание «Ad Kalendas Graecas». Значение диалога в общении интересовало Сократа, Платона, Аристотеля.

Из российских исследователей вопрос о диалоге культур детально изучил М. М. Бахтин. Он «реабилитировал диалог культур как фундаментальную основу всякого общения»[6]. Диалог по М. Бахтину - это «взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, и сохранение дистанции (своего места)”. Продолжателем идей всемирно известного литературоведа и мыслителя М.М. Бахтина стал Библер В.С., который уточнил: «В глубинной идее диалога логик, диалога культур формируется новая культура общения. Мышление и бытие другого человека не только "терпимо" ("живи и давай жить другим"), оно углублено в меня, оно – это иное мышление, иное сознание, внутренне насущее для моего бытия, это мое alter Ego"[7]. Он говорит о предельной диалогичности культуры, для чего необходима открытость культуры.

На сайте библиотеки дипломатической академии при МИД России в электронном виде представлена работа Мозеля К.Н. «Культурная дипломатия России», в которой автор говорит о возрастающей роли культурной дипломатии как эффективного инструмента в системе внешней политики РФ. Продвижение за рубежом национальной культуры и русского языка создают условия, способствующие более успешной деятельности России на международной арене.

Глава I. Исторический аспект диалога культур.

В 6 классе мы изучали историю Западной Европы 10-12 вв. Мне запомнились замки, монастырские комплексы, соборы. Все они относились к романской архитектура. В переводе с латыни romanus означает римский, и появился романский стиль, опираясь на античное искусство народов Византии и Ближнего Востока. То есть художественный стиль, господствовавший на территории Европы несколько столетий, на самом деле берет свои истоки из Древнеримской культуры. Но при этом мы никогда не спутаем древнеримские и романские постройки, так как европейские мастера, вдохновившись чужим искусством, создали что-то свое.

Подобное происходило и в истории России. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры прикладного искусства: «Но древнерусские мастера не слепо подражали своим византийским учителям. В своих творениях они отражали думы и чаяния русского народа»[8]. При этом Древнерусское государство пережило подъем культуры, что позволило ей подняться на высокий европейский уровень.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой. Уже в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В разные периоды истории наша страна смотрела то в сторону Европы, то в сторону Азии. В итоге сложился феномен российской культуры, в котором видны следы влияния Востока и Запада. Но это не было слепое копирование, а обновление и творческая переработка достижений Византии и других соседей и создание самобытных традиций: «Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян и влияние окружающих народов – финно-угров, балтов, хазар, половцев, западных славян»[9]. В религии мы также наблюдаем переплетение христианства с народно-языческими традициями: приняв новое, народ сохранил свои ценности.

 

Если в начале формирования государства мы ориентировались на Византию, то в новое время, благодаря насильственным реформам Петра Великого, Россия становится европейским государством. Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили техника и технология, и прежде всего кораблестроение, которое царь изучал в Голландии: «О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счет, без отягощения государства»[10]. По сути дела он поставил государство на службу армии. Важным фактором изменения культуры послужило ослабление позиций РПЦ, произошедшее при Петре I. В итоге изменился стиль и образа жизни русского дворянства, а жизнь народа осталась прежней. Культурное влияние Запада отразилось на элите, заимствования коснулись только великосветского общества.

 

Из отечественной истории мы все помним, каким многонациональным был СССР. Президент РФ Владимир Путин выступает за использование советского опыта поддержки малых народов для сохранения их национальной идентичности: "В России, на которую пытались навесить в свое время ярлык "тюрьмы народов", за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохраняли не только внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство"[11], — добавил он.

Находясь в одном государстве, множество народов свободно обменивались своими традициями. Долгое время существовала Выставка Достижений Народного Хозяйства, где демонстрировались успехи промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, науки и, конечно же, культуры. В выставках ВДНХ принимали участие и дети. В нашем школьном музее сохранились грамоты ВДНХ за экспонирование достижений учащихся на пришкольном участке. Опытный участок школы давал хорошие результаты, о чем сохранились фотографии 50-х годов. Сотрудничество, сотворчество создает великое. По М. Бахтину, великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. Ни один из народов, больших или малых, не утерял свое наследие, а преумножил его. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности. «Современная российская культура соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур»[12].

Современные межкультурные коммуникации иногда достигают огромных масштабов. Всем известен международный конкурс эстрадной песни среди стран-членов Европейского вещательного союза "Евровидение". Но иногда победителями становятся эталоны другой культуры. Каждый исполнитель вместе с песней отдает зрителю частичку своего видения мира. Еще больше людей объединяют Олимпийские игры. Пьер де Кубертен, возрождая Олимпийские игры, видел в них верный способ сближения наций, укрепления доверия между странами и континентами. Сблизила Россию с другими странами церемония открытия Зимней Олимпиады в Сочи, которую до сих пор с восторгом вспоминают во всем мире. Гости говорили о высочайшем уровне организации праздника спорта.

Множество людей хотят познакомиться с культурой и традициями других народов. В наше время это довольно хорошо выражено. Начали открываться тематические пункты общепита, музеи, гостиницы. Также очень часто проводятся выставки или фестивали, которые погружают нас в атмосферу различных народов. Недавно в моей школе был проведён фестиваль "Дружба народов", в котором мне удалось принять участие. Фестиваль показал мне, насколько многонациональна наша страна. Каждый народ, большой или малый, создал свою культуру, знакомство с которой обогащает духовно. Каждый класс по выбору представил одну национальность через песни, костюмы, национальные блюда. Праздник удался, можно подумать о его продолжении. Мы на деле убедились: «Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур»[13].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных