ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава II. Проблемы диалога культур в современном мире.Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния позволяют говорить о процессе глобализации современной культуры. Глобализация воздействует на людей через средства массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов. Будучи объективным процессом, глобализация характеризуется «стремительным взаимным проникновением и усилением взаимозависимости национальных государств»[14]. Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Мы знаем, что культура состоит из традиций и новаций. Традиции устойчивы: «Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций». Можно успокоиться? Не совсем. Зачастую новации проникают в жизнь агрессивно и навязчиво. Отсюда желание противостоять им. Ответом на угрозу насаждения «одинаковости», безличности стало движение антиглобалистов, которое возникло в последнем десятилетии XX века. Одним из их требований является сохранение национальной идентичности. Но другие их требования, а также их средства борьбы неоднозначны. Примером спорных культурных новаций стали мультфильмы Уолта Диснея, которые стирают традиционные ценности из сознания ребенка и насаждают противоположные. Например, семья относится к культурным универсалиям, а в мультфильмах она высмеивается, потому что герои уродливы и зачастую аморальны, ведут себя агрессивно, издеваются над старыми людьми, высмеивают бедность, физические недостатки. А в традициях многих стран воспитывается в детях уважение к старшим, почтительное отношение к родителям. Особое неприятие вызывает мультфильм «Футурама» за применение нецензурных слов. Одним из необходимых элементов нации является родной язык. О его ценности говорил философ Д.С. Лихачев: «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!..О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию»[15]. Давайте говорить на русском литературном языке! Многим моим одноклассникам нравятся эти мультфильмы за яркость кадров, юмор, за легкое преодоление рамок можно/нельзя. Но ведь при этом расшатываются моральные устои, пересматриваются нравственные идеалы. Отсюда желание защитить наши правила взаимоотношений в семье, с друзьями, с миром. Еще один пример современной жизни- миграционные процессы в Евросоюзе. Ответом на вторжение другой культуры стала вспышка праворадикальных движений в толерантной Европе. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Сближение культур - безусловно, положительное явление, но нужно время, обоюдное желание, равенство сторон. Иначе человек входит в состояние культурного шока из-за конфликта культур. Поэтому необходимо привести пример налаживания сотрудничества в религии, которая зачастую стоит в основе национальных культур. Недавно состоялась встреча Папы римского и Патриарха РПЦ. Теперь открыты горизонты межхристианского сотрудничества. Оно может дать гораздо больше пользы, чем многовековое соперничество. Наше участие в межкультурном взаимодействии через программу АДД тоже имеет свое значение. Оно позволяет на деле приобретать толерантное отношение к представителям других народов и стран. Наше сообщество- агент культуры мира, потому что позволяет расширять возможности культурного обмена через неформальные связи. Заключение Культура - это не просто накопление произведений, которые собирает народ, а уклад жизни, общения и получения знаний. В процессе восприятия ценностей культуры, важен стереотип, складывающийся из общественного мнения. Культура народов является постоянной частью социальной жизни человека. Процесс взаимовлияния национальных культур состоит в выражении мыслей современного человека, живущего интересами эпохи возникновения тех или иных традиций. В процессе взаимодействия идет накопление и трансформация ценностей, полученных извне. Таким образом, ни один народ не может существовать, а также развиваться отдельно друг от друга. Современная культура - мозаика, в которой каждый узор и цвет имеет значение. В мире и в России существует множество разных культур. Каждый человек может выбрать свое направление, свою культурную идентичность. Уважение культурных различий, уникальности и самоценности каждой из них – основа диалога культур. Нам надо беречь огромное культурное наследие, созданное предками, уважать традиции народов России, сохранять памятники истории и культуры. Мир культуры многообразен и сложен. Чтобы выбрать свою тропу в нем, нужно понимать особенности явлений культуры, учиться оценивать их по шкале «прекрасное/безобразное», т.е. с позиции эстетики. Являясь потребителями культуры, мы можем делать собственный сознательный выбор продуктов культуры. Для знакомства с культурными достижениями мы изучаем в школе предмет «Мировая художественная культура». Толерантное отношение к культурным предпочтениям других людей - важное качество культурного человека. Терпимость не в смысле «терплю, скрипя зубами», а в смысле открытости, готовности к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству культуры. Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Мы разные, но мы вместе!
Список литературы: Баранов П.А. Обществознание.- М., АСТРЕЛЬ: 2008 Библер В.С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013 Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012 Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век: М., Просвещение- 2015 Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» - М.: «Просвещение»,2007 Хоскинг Д. Россия и русские: М., Издательство АСТ. Транзиткнига - 2003 kulturoznanie.ru › Вопросы культурологии РИАНовости http://ria.ru/valdaiclub_tenth_anniversary/20130919/964417521.html#ixzz46C7672ql http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf
[1] Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013. С.27 [2] Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» - М.: «Просвещение»,2007. С.212 [3] Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013. С.52 [4] Там же, с. 53 [5] http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf, с.11 [6] Хоскинг Д. Россия и русские.: М., Издательство АСТ. Транзиткнига - 2003. С.317 [7] Библер В.С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 9. [8] Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012, с. 24 [9] Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012, с.24 [10] Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век.: М., Просвещение- 2015, с.135 [11] РИА Новости http://ria.ru/valdaiclub_tenth_anniversary/20130919/964417521.html#ixzz46C7672ql [12] Баранов П.А. Обществознание.- М., АСТрель: 2008, с.147 [13] kulturoznanie.ru › Вопросы культурологии [14] http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf С.108 [15] http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|