Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава II. Проблемы диалога культур в современном мире.




Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния позволяют говорить о процессе глобализации современной культуры. Глобализация воздействует на людей через средства массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов. Будучи объективным процессом, глобализация характеризуется «стремительным взаимным проникновением и усилением взаимозависимости национальных государств»[14]. Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Мы знаем, что культура состоит из традиций и новаций. Традиции устойчивы: «Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций». Можно успокоиться? Не совсем. Зачастую новации проникают в жизнь агрессивно и навязчиво. Отсюда желание противостоять им. Ответом на угрозу насаждения «одинаковости», безличности стало движение антиглобалистов, которое возникло в последнем десятилетии XX века. Одним из их требований является сохранение национальной идентичности. Но другие их требования, а также их средства борьбы неоднозначны. Примером спорных культурных новаций стали мультфильмы Уолта Диснея, которые стирают традиционные ценности из сознания ребенка и насаждают противоположные. Например, семья относится к культурным универсалиям, а в мультфильмах она высмеивается, потому что герои уродливы и зачастую аморальны, ведут себя агрессивно, издеваются над старыми людьми, высмеивают бедность, физические недостатки. А в традициях многих стран воспитывается в детях уважение к старшим, почтительное отношение к родителям. Особое неприятие вызывает мультфильм «Футурама» за применение нецензурных слов. Одним из необходимых элементов нации является родной язык. О его ценности говорил философ Д.С. Лихачев: «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!..О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию»[15]. Давайте говорить на русском литературном языке!

Многим моим одноклассникам нравятся эти мультфильмы за яркость кадров, юмор, за легкое преодоление рамок можно/нельзя. Но ведь при этом расшатываются моральные устои, пересматриваются нравственные идеалы. Отсюда желание защитить наши правила взаимоотношений в семье, с друзьями, с миром. Еще один пример современной жизни- миграционные процессы в Евросоюзе. Ответом на вторжение другой культуры стала вспышка праворадикальных движений в толерантной Европе. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Сближение культур - безусловно, положительное явление, но нужно время, обоюдное желание, равенство сторон. Иначе человек входит в состояние культурного шока из-за конфликта культур. Поэтому необходимо привести пример налаживания сотрудничества в религии, которая зачастую стоит в основе национальных культур. Недавно состоялась встреча Папы римского и Патриарха РПЦ. Теперь открыты горизонты межхристианского сотрудничества. Оно может дать гораздо больше пользы, чем многовековое соперничество.

Наше участие в межкультурном взаимодействии через программу АДД тоже имеет свое значение. Оно позволяет на деле приобретать толерантное отношение к представителям других народов и стран. Наше сообщество- агент культуры мира, потому что позволяет расширять возможности культурного обмена через неформальные связи.

Заключение

Культура - это не просто накопление произведений, которые собирает народ, а уклад жизни, общения и получения знаний. В процессе восприятия ценностей культуры, важен стереотип, складывающийся из общественного мнения. Культура народов является постоянной частью социальной жизни человека. Процесс взаимовлияния национальных культур состоит в выражении мыслей современного человека, живущего интересами эпохи возникновения тех или иных традиций. В процессе взаимодействия идет накопление и трансформация ценностей, полученных извне. Таким образом, ни один народ не может существовать, а также развиваться отдельно друг от друга.

Современная культура - мозаика, в которой каждый узор и цвет имеет значение. В мире и в России существует множество разных культур. Каждый человек может выбрать свое направление, свою культурную идентичность. Уважение культурных различий, уникальности и самоценности каждой из них – основа диалога культур.

Нам надо беречь огромное культурное наследие, созданное предками, уважать традиции народов России, сохранять памятники истории и культуры.

Мир культуры многообразен и сложен. Чтобы выбрать свою тропу в нем, нужно понимать особенности явлений культуры, учиться оценивать их по шкале «прекрасное/безобразное», т.е. с позиции эстетики. Являясь потребителями культуры, мы можем делать собственный сознательный выбор продуктов культуры. Для знакомства с культурными достижениями мы изучаем в школе предмет «Мировая художественная культура».

Толерантное отношение к культурным предпочтениям других людей - важное качество культурного человека. Терпимость не в смысле «терплю, скрипя зубами», а в смысле открытости, готовности к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству культуры.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Мы разные, но мы вместе!

 

Список литературы:

Баранов П.А. Обществознание.- М., АСТРЕЛЬ: 2008

Библер В.С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7.

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013

Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012

Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век: М., Просвещение- 2015

Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» - М.: «Просвещение»,2007

Хоскинг Д. Россия и русские: М., Издательство АСТ. Транзиткнига - 2003

kulturoznanie.ru › Вопросы культурологии

РИАНовости http://ria.ru/valdaiclub_tenth_anniversary/20130919/964417521.html#ixzz46C7672ql

http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf

 

 


[1] Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013. С.27

[2] Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» - М.: «Просвещение»,2007. С.212

[3] Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Обществознание. Школьный словарь: М., «Просвещение»- 2013. С.52

[4] Там же, с. 53

[5] http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf, с.11

[6] Хоскинг Д. Россия и русские.: М., Издательство АСТ. Транзиткнига - 2003. С.317

[7] Библер В.С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 9.

[8] Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012, с. 24

[9] Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: М., Просвещение- 2012, с.24

[10] Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век.: М., Просвещение- 2015, с.135

[11] РИА Новости http://ria.ru/valdaiclub_tenth_anniversary/20130919/964417521.html#ixzz46C7672ql

[12] Баранов П.А. Обществознание.- М., АСТрель: 2008, с.147

[13] kulturoznanie.ru › Вопросы культурологии

[14] http://www.dipacademy.ru/doc/news/RUS_MIR_4_6.pdf С.108

[15] http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных