Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ.




Русская литература XVII века. Московское барокко.

(огромный объем билета пусть не пугает - тут большое количество кратких содержаний произведений, которые вряд ли вообще нам нужны)

(из билетов 1 курса)

Конец 16 и начало 17 века в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями, традиционно именуемыми «Смутой» и характеризующимися напряженной классовой борьбой. В эту эпоху крестьянство, доведенное усиливавшейся крепостной эксплуатацией до экономического оскудения, выступает в качестве крупной влиятельной силы.

Победа помещичьего класса и активизация посада и крестьянства, явившиеся итогом «Смуты», в очень большой степени способствовали «обмирщению» русской культуры.

Церковь, так же как и государство, потрясенная «Смутой» и пытавшаяся по ее окончании завоевать независимые позиции, после напряженного сопротивления подчиняется сломившей ее силе государства. Светская стихия в это время все сильнее вторгается в литературу. Это особенно начинает обнаруживаться со второй половины 17 века, когда в русской литературе преобладающее значение получают светские жанры- историческая и бытовая повесть, сатира, когда широко развивается виршевое творчество, возникает театр, зарождается русская драматургия. В эту пору в читательский обиход входят западная повест. литература, рыцарский роман с любовной тематикой, забавная новелла, шуточный рассказ.

Серьезный толчок для развития умственной и косвенно литературной культуры в русском обществе дали школы, где, кроме языков славянского и греческого, полагалось изучение наук словесных, до риторики и философии включительно. Школьное дело было в Москве налажено с помощью киевских ученых (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий), трудами и литературным опытом которых пользовались у нас в значительной мере.

Создание Славяно-греко-латинской академии в 1687 г. и сама постановка вопроса о высшем учебном заведении в России явились прогрессивным фактором в общем развитии у нас литературного процесса. В 17 веке широкий доступ получает народная поэзия в результате участия в литературе новых, демократических, преимущественно посадских слоев, а также в результате появления нового читателя из тех же слоев. В связи с событиями «смутного времени», а затем и крестьянской войны под предводительством Разина, создаются песни, в которых явственно сказывается оппозиционное отношение крестьянских масс к господствующим классам.

Старая традиция очищает место для новой не без борьбы, и на всем протяжении века эта борьба или в иных случаях взаимодействие и сосуществование традиции и новизны обнаруживаются еще очень явственно.

В области исторической литературы в первые годы 17 века на смену Хронографа 1512 г. Является новая, вторая его редакция, относящаяся к 1617 г. Составитель нового Хронографа, в основе которого он положил старый, пополнил его сведениями из западноевропейской истории, почерпнутыми из хроник Конрада Ликостена, Мартина Бельского. Тем же материалом воспользовался и третий составитель Хронографа(1620г.).

На потяжении почти всего 17 в. мы встречаемся с обреченными на неудачу попытками продолжать традицию летописания 16 в., почти никак ее не обновляя. К числу таких попыток относится «История о царях и великих князьях земли Русской» дьяка Федора Грибоедова(написана в 1669 г.) и «Латухинская Степенная книга» монаха Тихона(1670 г.).

Один из наиболее популярных литературных жанров Московской Руси 15-16 вв.- житийный- в течение половины 17 в. продолжает под пером макарьевских книжников развиваться в том же духе, какой для него определился в сер. 16 в. жития пишутся лишь варьируя общие схемы, которые установлены для агиографии макарьевской поры. Чем дальше время шло в глубь 17 в., тем чаще житие наполнялось реальным биографическим материалом. Это является свидетельством отказа от шаблонных схем и проявлением внимания к индивидуальным особенностям жизни и поведения того лица, о котором рассказывалось. Но еще ранее мы наблюдаем в отдельных житиях особенности повествовательного жанра и семейной хроники (житие Юлиании Лазаревской) или превращение их в автобиографию, заключающую в себе реальные подробности в описании судьбы героя жития и окружающего его быта (житие протопопа Аввакума).

Русский литературный язык 17 в. характеризуется сложным и противоречивым процессом развития, обусловленным взаимодействием и борьбой социальных сил, которые принимали активное участие в языковом строительстве в ту пору. Консервативные церковные круги часть боярской знати культивировали торжественный стиль, опиравшийся на архаические церковнославянские нормы. С другой стороны, в связи с «обмирщением» русской культуры в 17 в. и участием в литер. жизни демократических слоев, а также в связи с общественными потребностями русский литер. язык сближается с живым народным языком, просторечием и с деловым приказным языком.

Своеобразное соединение старой церковнослав. традиции с живым просторечием можно наблюдать в произведениях старообрядческой литературы, особенно в сочинениях протопопа Аввакума, т. к. они адресованы широкой и перстрой в культурном отношении аудитории привеженцев «старой веры».

Вторая половина века также характеризуется появлением нового литературного общеевропейского стиля- барокко, с наибольшей силой отразившегося в драматургии и поэзии первого профессионального поэта Руси – Симеона Полоцкого.

 

Барокко

 

(Лихачев)

Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития. Стиль барокко — явление нового времени, не свойственное древней русской литератур е. Важная историческая особенность русского барокко заключалась именно в том, что русское барокко не было просто «стилем эпохи» — это было одно из стилистических направлений эпохи. Это было знаком того, что эстетическое сознание достигло уже сравнительно высокого развития. Не случайно Еремин называл барокко не «стилем эпохи», а всего лишь направлением. При этом мы можем отметить, что барокко взяло на себя в историческом плане многие из функций ренессанса. Еремин писал: «Направление это (барокко) ускорило здесь процесс становления «новой» литературы, обогатило литературу новыми темами, сюжетами, способами художественного изображения, привило ей новые, ранее не известные жанры и виды художественного творчества — поэзию и драматургию». Это стиль помпезный и официальный. Он был принят при дворе, распространялся в верхах общества.

Изображение человека подчиняется в нем общим орнаментальным линиям сюжета. Он введен в строгие формы идейного и художественного замысла, нравоучения и просвещения, сообщения сведений о мире, о человеке. Стиль этот лишен внутренней свободы и подчинен логике развития литературного сюжета.

 

Симеон Полоцкий стремился воспроизвести в своих стихах различные понятия и представления. Он логизировал поэзию, сближал ее с наукой и облекал морализированием. Сборники его стихов напоминают обширные энциклопедические словари. Он сообщает читателю различные «сведения». Темы его стихов самые общие: «купечество», «неблагодарствие», любовь к подданным, славолюбие, закон, труд, воздержание, согласие, достоинство, чародейство или — монах, невежда, клеветник, лев, «Альфонс краль орагонский», «историограф Страбо», Семирамида, «морской разбойник Дионид реченный», «человек некий винопицца» и т. д.. Стремление к описанию и рассказу доминирует над всем. В стихи включаются сюжеты исторические, житийные, апокрифические, мифологические, сказочные, басенные и пр. Орнаментальность достигает пределов возможного, изображение мельчится, дробится в узорчатых извивах сюжета. Придворный характер поэзии Симеона Полоцкого сказался особенно сильно в таких его сборниках, как «Орел российский» (1676), «Гусль доброгласная» (1676) и некоторых других. Симеон стремится в форме приветствий, восхвалений, славословий, поздравлений представить Алексею Михайловичу, а затем и Федору Алексеевичу идеализированные свойства монарха, дидактически изобразить царя покровителем просвещения, стражем правопорядка, мудрым правителем и т. д.

При царевне Софье такими же придворными просветителями, стихотворцами в стиле барокко выступали Сильвестр Медведев (1641—1691) и Карион Истомин (середина XVII—первая четверть XVIII в.). Карион Истомин, например, призывал Софью в своих стихах «о учении промысл сотворити», открыть высшее учебное заведение, насаждать науки.

Стиль барокко как бы собирал и «коллекционировал» сюжеты и темы. Он был заинтересован в их разнообразии, замысловатости, но не в глубине изображения. Внутренняя жизнь человека интересовала писателя только в ее внешних проявлениях. Быт присутствует, но чистый и прибранный, по преимуществу богатый и узорчатый, «многопредметный», как бы лишенный признаков времени и национальности.

И все-таки действительность изображена в произведениях барокко более разносторонне, чем в предшествующих средневековых торжественных и официальных стилях.

Человек живописуется в своих связях со средой и бытом, с другими людьми, вступает с ними в «ансамблевые группы». В отличие от человека в других официальных стилях, «человек барокко» соизмерим читателю, но некоторые достижения, уже накопленные перед тем в русской литературе, в этом стиле утрачены. Движение вперед почти всегда связано с некоторыми невознаградимыми утратами, и эти утраты особенно часты тогда, когда литература фронтально обращается к чужому опыту.

 

(Архангельская и Гудзий)

Симеон Полоцкий (1629 – 1680), прибыв около 1664 г. в Москву на из Полоцка, явился на Руси одним из наиболее энергичных церковных деятелей и плодовитым писателем, получившим свое литературное образование на Украине. Ему принадлежат сборники, написанные силлабическим стихом, - «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», составленные в 1678 – 1679 гг. Первый сборник заключает в себе стихотворения, написанные по поводу различных событий в жизни царской семьи и царских приближенных, а также две школьные драмы: «Комедия о Навуходоносорецаре» и «Комедия притчи о блудном сыне»; во втором – собраны многочисленные, расположенные по алфавиту стихотворения самого разнообразного характера, в том числе такие, которые – часто в сатирической форме – откликаются за злободневные темы современного писателю быта. Поэтика виршей Симеона Полоцкого во многом предваряет поэтику классического стихотворства.

 

Симеон Полоцкий принес в русскую литературу силлабическую систему стихосложения, позаимствованную им из польской поэзии. Организующим принципом этой поэзии было равное количество слогов в рифмующихся строчках. Из традиции польского силлабического стихотворства была позаимствована и женская рифма. То, что Симеон Полоцкий как можно больше изъясняться стихами, само по себе также свидетельствовало о барочном характере его творчества: таким образом он старался сделать литературное произведение странным, необычным, отличным от привычных речевых конструкций. Стихи противостояли прозе бытовой повседневности и прозаической др литературной традиции.

Центральное произведение – сборник «Вертоград многоцветный». В соответствии с барочной концепцией творчества, сборник этот должен был одновременно развлекать и поучать читателя. Такой замысел определил композиционное построение сборника: весь материал был распределен по тематическим рубрикам в алфавитном порядке названий.

 

Стихи:

1) «Купечество» - описываются грехи и пороки купечества, проблема обмана, купцов называют «сынами тьмы».

2) «Монах» - 2 части: в первой говорится о традиционном идеале монаха, во второй – о пороках и грехах монаха. В конце – призыв к праведной жизни ради вечной жизни.

3) «Вино» - автор не знает, хвалить или хулить вино, так как с одной стороны оно полезно, а с другой будит в человеке страсти. Ответ на это «добро мало пити».

4) «Жабы послушливые» - вначале сюжетный анекдот о том, как в некотором монастыре, находившемся рядом с болотом, жабы досаждали кваканьем монахам. Один из братьев, посланный начальником смеха ради приказать жабам замолчать, утихомиривает их именем Христовым. Из этого анекдота следует мораль: так же, как некогда жабы, ныне люди часто болтают в церкви во время службы.

 

Ближайшими наиболее видными продолжателями Симеона Полоцкого как стихотворца явились его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Оба они, как и Полоцкий, были монахами, оба состояли справщиками Печатного, оба, наконец, пришли на смену Симеону Полоцкому в качестве придворных стихотворцев, но Сильвестр Медведев, вслед за своим учителем, был горячим сторонником «западнических», латинских образовательных традиций, тогда как Карион Истомин колебался между «западническим» образовательным направлением и грекофильским, почему и причислялся к группе так называемых «пёстрых». Замешанный в политическую борьбу, как ревностный защитник интересов царевны Софьи и как соучастник её приверженца Шакловитого, Медведев по распоряжению Петра I был казнён. В общей литературной продукции Сильвестра Медведева, представленной преимущественно богословско-полемическими сочинениями, продукция стихотворная количественно не была особенно значительной. От него дошло до нас пятнадцать редакций «Эпитафиона», посвященного его учителю Симеону Полоцкому, «Приветство брачное», поднесённое царю Фёдору Алексеевичу, «Плач и утешение» по поводу кончины Фёдора Алексеевича, подпись к портрету царевны Софьи и несколько других стихотворений, в том числе таких, которые включены в его прозаические произведения. Все они написаны в повышенном стиле панегирика. Сильвестр Медведев в своём стихотворческом таланте значительно уступал своему учителю, ограничиваясь главным образом приспособлением его стихов к различным подходящим случаям с устранением украинизмов в области лексики и синтаксиса, встречавшихся у Симеона Полоцкого. В частности, и «Приветство брачное» в значительной степени является переделкой ряда стихотворений, вошедших в «Рифмологион». Другие стихотворения Сильвестра Медведева также находятся большей частью в прямой зависимости от того же «Рифмологиона» или «Вертограда многоцветного». С другой стороны, Медведев приспособлял к новым обстоятельствам также прежде написанные свои произведения, лишь слегка, и тоне всегда, переделывая их.

Значительно более плодовитым, чем Сильвестр Медведев, стихотворцем был Карион Истомин — один из учёнейших людей второй половины XVII в., автор разнообразных догматических, проповеднических, исторических и педагогических сочинений, в том числе таких выдающихся для своего времени руководств, как «Малый» и «Большой» буквари, написанные для обучения царевича Алексея Петровича и заключающие в себе, кстати сказать, немало стихотворного материала. Он был известен и как переводчик, главным образом с латинского. По своему содержанию стихотворения Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них мы встретим и акафисты, и молитвы, и надписи к иконам, и жития святых, эпитафии, и целые богословские трактаты, и наставление о воспитании детей, как его «Домострой», и, наконец, панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составлявшие подчас целые книги, как например книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесённая ей в 68 г. Среди этих панегириков имеется и один, написанный акростихом и посвященный царевичу Алексею Петровичу. Сплошь стихами написана Карионом Истоминым также книга «Полис», в которой находим характеристику двенадцати различных наук, сведения по географии и о церковных таинствах. Как и буквари Истомина, «Полис» снабжён был иллюстрациями. В большинстве случаев стихотворения Кариона Истомина производят впечатление чисто механического версификаторства, за которым редко скрывается подлинное поэтическое воодушевление. Особенно сильно ощущается трафаретность его стихотворчества в многочисленных панегириках, написанных по адресу особ царской фамилии (большею частью цветистым языком), синтаксически усложнённых. Лучшим и наиболее содержательным панегириком Кариона Истомина является его приветствие царевне Софье Алексеевне, в котором автор ратует за распространение в России наук,как бы предваряя в этом отношении Ломоносова. В стихотворческой деятельности Кариона Истомина очень интересно то, что он использовал стихи как средство внедрения знаний в умы учащихся. Так поступал он в обоих своих букварях и в книге «Полис».

 

(источники: лекции, консультация. Учебник Пауткина и Архангельской, учебник Лихачева, где раздел писал Панченко, хрестоматия Гудзия)

В 17 веке Русь пережила большие социальные перемены:

Теряется единство средневековой культуры;

Происходит отход от церковного канона (см. жанр агиографии, который трансформируется в автобиографический жанр в житие Аввакума)

Среди исторических потрясений: бунты (соляной, медный 1662г.), никоновская реформа 1653г. (раскол русской церкви), польская интервенция (осада Троице-Сергиева монастыря в 1609г.)

 

Перемены в литературе и в литературном быте:

· Обновление жанров (агиографического – житие Юлианы Лазаревской, воинской повести – Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков) по пути сближения с документальной прозой и фольклором.

 

 

В историческом повествовании появляется мемуарное начало, когда автор одновременно и участник событий (Сказание Авраамия Палицына об осаде Троицо-Сергеева монастыря). При этом описывается не возвышенная героика, а подвиги простых людей (монахов, стрельцов)

Развивается развлекательное начало в новых жанрах сатирической (Повесть о Ерше Ершовиче, о Шемякинском суде) и бытовой повести (Савва Грудцын, Фрол Скобеев – традиции плутовского романа).

Новый жанр переводного рыцарского романа («повесть о Бове Королевиче»)

О романе: Основные сюжетные узлы в ней сохранены. В завязке рассказано о злодейке-матери Бовы, королеве Милитрисе, которая извела своего мужа и вышла за короля Додона. Милитриса пыталась погубить и сына, но тому удалось бежать и поступить на службу к королю Зензевею. Тут начинается сквозная любовная линия повести: Бова влюбляется в дочь Зензевея Дружневну. К ней сватаются разные женихи, и дальнейшие бесчисленные приключения Бовы обуславливаются борьбой с соперниками. Читатель узнает о поединках Бовы с богатырями и о битвах, в которых Бова побеждает многотысячное войско, о вероломстве соперников героя, о пленении Бовы и заключении его в темницу и т. п. Бова наконец соединился с Дружневной, она родила ему двух сыновей, но судьба снова их разлучила. Приключения продолжаются. В конце концов все оканчивается счастливо. Дружневна и Бова снова вместе. Он мстит за отца, убивая Додона и преступную мать.

Смеховая культура появляется (в «Службе кабаку», где парадируется служба святым: «Отче наш, иже еси седиш ныне дома, да славитца имя твое нами, да прииди ныне и ты к нам, да будет воля твоя яко на дому, тако и на кабаке, на пече хлеб наш будет.»).

NB В связи со смеховой культурой обязательно припомнить статью Панченко и Лихачева “Смеховой мир древней Руси”

 

Снижение персонажа в бытовой повести и появление коллективно героя (казаки в повести об Азовском осадном сидении донских казаков).

Появление новых родов в 70-егг. 17 века – поэзия, драматургия (придворный и школьный театр).

Тексты теперь доступны широкому кругу читателей, демократизация читателя.

Вторая половина 17 века характеризуется появлением первого общеевропейского стиля - барокко, с наибольшей силой отразившегося в творчестве Симеона Полоцкого.

 

Особенности московского барокко:

Первый европейский стиль в русской культуре и литературе.

На Западе это попытка реставрации Средневековья. У нас барокко берет на себя функции Ренессанса: обмирщение культуры и своеобразное просветительское начало.

Барочная мысль заключается в пестроте и разнообразии мира, человек – ловец фортуны.

В рамках барокко распространен литературный эксперимент (см.Полоцкого акростихи)

восприятие поэзии как музея, собрания раритетов (см. Полоцкий Ветроград многоцветный)

сочетание поучения и развлечения.

 

Творчество Симеона Полоцкого как образец барочной традиции:

Симеон Полоцкий – первый профессиональный русский поэт и создатель книжной силлабической поэзии и драматургии.

Родился в Полоцке, образование получил в Киево-Могилянской коллегии.

Написал:

Ø Стихотворное переложение библейских псалмов («Псалтырь рифмотворная»)

Ø Сборник панегирических «стихов на случай»

Ø «Рифмологион»

 

Ø Сборник «Вертоград многоцветный» (1677-1678) - центральное произведение.

 

Согласно барочной традиции одновременно развлекательное и поучительное начала. Барочная пестрота в рамках энциклопедичности сборника, распределения материала по алфавитно-тематическому принципу. Отражает барочный взгляд на мир, согласно которому мир – это книга. Т.О. акт творения = поэтическое творчество.

Тематика барочного музея, где в центре внимания находятся совершенно отдаленные др. от др. предметы (от Цезаря до птицы-феникса).

Парадокс как принцип в барокко реализован в стихотворении «Вино», где автор не знает, хвалить или хулить вино. Неожиданный ответ снимает противоречие: «добро мало пити»

Остроумность в поэтике барокко в стихотворении «Разбойник», где Александр Македонский смиловался над разбойником Дионидом, т.к. тот сказал, что и сам Македонский, хоть его и именуют царь, «морем, землею вся люди плениши».

Ряд стихотворений предвосхищает жанр басни. Например, «Жабы послушные». Сюжетный анекдот, о том, как один из братьев монастыря был послан успокоить кричащих неподалѐку жаб. Заканчивается стихотворение моралью: так же, как некогда жабы, теперь часто болтают люди (особенно женщины) во время службы. Последние строчки призывают женщин не подражать жабам.

Назидательность в анекдотической форме представлена в стихотворении «Пьянство»: муж, будучи пьяным, приходит домой и у него всѐ двоится. Вместо двух сыновей он видит четырех. Он начинает выпытывать у жена, была ли она верна ему и откуда у них еще дети. В порыве гнева муж хватает горячее железо и хочет огнѐм проверить честность жены. Но жена предлагает ему первому тронуть раскалѐнное железо. Муж наивно хватает железо и сразу отрезвляется. Последние сточки поучают нас: «Тако пиянство уи наш помрачает. Всяк убо того верный да гонзает».

Полоцкий известен как создатель школьной драмы «Комедии притчи о блудном сыне». Пьеса, как и некоторые бытовые повести 17 века, является интерпретацией евангельской притчи. Как и в «повести о Горе и Злосчастии» и «Савве Грудцыне» нравственная победа оказывается на стороне отцов. Традиционно решается конфлик в пьесе:

Юным се образ старейших слушаим,

На младый разум свои уповати.

Сочетание поучения и развлекательной функции как черты барочного мировоззрения выражается во вступлении:

Очеса и слух к действу приклонити:

Тако бо сладость будет обретена,

Не токмо сердцам, но душам спасена.

Учениками Полоцкого стали Сильвест Медведев и Карион Истомин.

Первые пьесы русского театра:

Русский профессиональный театр возник в 1672 г., в год рождения Петра I, и возник как театр придворныи.

Ещѐ с начала 60-х гг. царь Алексей Михайлович делал попытки нанять в «Немецких землях» и поселить в Москве труппу актеров, «мастеров комедию делать» (слово «комедия» — «комидия» означало тогда всякое вообще драматургическое произведение и театральное представление). Попытки эти не привели к успеху, и учреждение театра в конце концов было поручено Иоганну-Готфриду Грегори, пастору лютеранской кирхи в московской Немецкой слободе. По царскому указу ему предписывалось «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии Книгу Есфирь».

17 октября 1672 и состоялся первый спектакль — «Артаксерксово действо». Его смотрели царь, вельможи в думных чинах, «ближние» люди. Царица Наталья Кирилловна вместе с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой. «Артаксерксово действо» шло несколько раз. Для спетакля был введѐн специальный персонаж – Мамурза, который объяснял неподготовленной публике особенности драматического действия. Характерно, что Мамурза стремился стереть границы между прошлым и будущем и рассказывал публике о библейском царе Артаксерксе, с одной стороны, с др. – Артаксерксу о московском княжестве.

В феврале 1673 г. была показана новая пьеса «Иудифь» («Олоферново действо») — опять-таки о библейской героине, от руки которого погиб язычник. Олоферн, предводитель войска, осаждавшего родной город Иудифи.

Репертуар далее расширялся в рамках агиографических сюжетов (пьеса о Егории Храбром), антично-мофологических (пьеса о Бахусе и Венусе и балет Орфей), исторических (драма о Тамерлане).

КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных