ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция 7. Тема: Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы рискаОни также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение: во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка; во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации; 1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям. 2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении. Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения: - типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); - источников приобщения к веществам; - мест распространения веществ; - очагов возможного возникновения зависимостей; - отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи. 3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях. Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать. Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители. 4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается: - в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; - в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основными принципами организации контакта должны выступать: - эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; - заинтересованность; - содействие; - доверие. 5. Консультирование. Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве: 6. Разработка программ профилактической работы. Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может: - обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем; Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях. Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть: - обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего; Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками: В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»: - Не навреди. - Не оценивай. - Принимай человека таким, каков он есть. - Соблюдай конфиденциальность. - Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию. - Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. - Минимум специальных терминов. - Соблюдай принцип добровольности. Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|