Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 7. Тема: Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска




Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:
- профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
- оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.
Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.

1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

- типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
- опыта употребления веществ;

- источников приобщения к веществам;

- мест распространения веществ;

- очагов возможного возникновения зависимостей;

- отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи.

3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
- в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;

- в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

- заинтересованность;

- содействие;

- доверие.

5. Консультирование.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
- инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;
- способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные трудности в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, других веществ.

6. Разработка программ профилактической работы.
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

- обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
- помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
- содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
- способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях.

Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
- наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
- стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
- умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
- способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

- Не навреди.

- Не оценивай.

- Принимай человека таким, каков он есть.

- Соблюдай конфиденциальность.

- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

- Минимум специальных терминов.

- Соблюдай принцип добровольности.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных