Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История человечества до потопа

Лекция 9

1. Каин и Авель (Быт. 4:1-17)

После изгнания из рая у Адама и Евы родилось два сына, Каин и Авель. Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Однажды они принесли жертву Богу. Бог отверг жертву Каина и призрел на жертву Авеля. В приступе зависти Каин убивает своего брата, за что и подвергается суровому наказанию от Бога. Перед нами история, которая является ярким свидетельством того, что без чистоты сердца, культ – ничто (ср. Ис. 1:10).

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа (Быт. 4:1). Имя Каин происходит от глагола קנה (кан а), что значит «приобретать». Возможно, это имя было дано Каину по той причине, что Ева думала, будто ее первенец и есть обещанный Спаситель, который «сотрет главу змея».

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (Быт. 4:2). Авель, на еврейском הֶבֶל(хевель),означает «пар, дыхание, суета». Увидев то, что в лице Каина ее ожидания не исполняются, Ева не ожидает большего и от своего младшего сына, а потому и дает ему такое имя (ср.: Еккл. 1:2). Он был пастырем овец, которых разводил ради шкур, молока и сыра, поскольку мясо в то время в пищу не употреблялось. В противоположность ему Каин занимался земледелием.

Свт. Филарет предлагает интересную мысль, которая объясняет разницу в характерах двух детей Адама и Евы. «Каин произошел от Адама, свежим, так сказать, ядом греха напоенного; Авель родился от Адама, с продолжением времени, более очищенного покаянием и смирением себя под крепкую руку Божию. Каин был сын надежды, Авель – сын сокрушения; сии различные чувствования родителей могли иметь влияние на рождение, воспитание и образование детей»[1]. Также большое влияние их устроение оказывал и тот род деятельности, который они выбрали. Так, если земледелие требует от человека большей телесной силы, то скотоводство «дает некоторое упражнение в сердечной благости»[2] (ср.: Притч. 12:10; 27:23).

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт. 4:3-5).

Здесь мы в первый раз встречаемся с описанием жертвоприношения в человеческой истории. Почему человек начал приносить кровавые жертвы? Однозначный и до конца исчерпывающий ответ на этот вопрос дать сложно. Следуя традиции Писания, можно предположить, что Авель научился этому от Адама, Адам же в свою очередь получил это установление от Самого Бога. Господь, повелев человеку приносить кровавые жертвы, указал таким образом на Самую главную жертву человеческой истории, – крестную смерть Богочеловека (Откр. 13:8). Архитипичность сознания. Все кровавые жертвые – требования главной жертвы.

В послании к Евреям говорится о том, что «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр. 11:4). То есть Господь обратил внимание на внутреннее состояние братьев. Также важен тот факт, что жертву Авеля составляла лучшая часть его стада («принес от первородных стада своего»). Жертва же Каина – просто принес «от плодов земли». Тем самым мы видим, что Каин своим отношением выразил пренебрежение к Богу. По слову прп. Ефрема Сирина, «Авель принес жертву по выбору, а Каин – без выбора… У Каина были волы и тельцы, не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал этого, хотя было то удобно (возможно), не позаботился о класах добрых или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. И поскольку с небрежением принес он жертву, то Бог отверг ее, чтобы Каин не подумал, что Богу неизвестно его небрежение, или что Ему дары приятнее самих приносящих. Бог отверг жертву Каина и за то, что было им сделано, и за то, что готов он был сделать, потому что Каин был и родителям непокорен, и к брату жесток, и пред Богом неблагоговеен»[3].

Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4:5). В ответ Бог принимает жертву Авеля и отвергает жертву Каина. По мысли Феодотиона, видимым знаком принятия жертвы был огонь, посланный Богом с неба[4]. Слова же «сильно огорчился», как говорит блж. Феодорит, свидетельствуют не о его раскаянии. «Его печалило… успешное дело брата. Это дал разуметь и Акила. Выразился же он так: «и весьма досадно было Каину, и испало лице его…»»[5]. Об этом же пишет и прп. Ефрем Сирин: «Опечалил сошедший с небеси огонь, которым одна жертва была отличена от другой. «Испаде лице его», потому что отринутая жертва его внушала ему опасение быть осмеянным от родителей и сестер своих, которые видели, что жертвы его коснулся огонь, но она осталась непринесенной»[6].

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:6, 7). Господь видит состояние Каина и пытается его вразумить. Он призывает Каина контролировать свои эмоции и не подчиняться греху. В данном случае используется глагол רָבַץ («лежать»), который используется, когда говорится о животных (ср. Быт. 29:2; 49:9; 49:14 и др.) Т.о. Писание говорит нам о том, что грех – хищник, который может растерзать человека, который не приручил его и не господствует над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4:8). Убийство Авеля происходит в пустынном месте, которое здесь именуется полем. Так об этом пишет прп. Ефрем Срин: «Говорит «пойдем на поле», – или потому, что жили они на горе в пределах рая, и Каин сводит его оттуда на равнину, или потому, что Авель пас стадо свое на горе, и оттуда приводит его Каин на равнину, где по множеству класов и по мягкости земли удобнее для него было совершить убийство и скрыть убитого в земле»[7]. Так обнаруживается одно из страшных последствий греха – невинные страдания праведника. В святоотеческой литературе образ Авеля прообразует собой Господа, Который так же невинно страдал за грехи Своих людей. Очень интересный комментарий по этому поводу предлагает блж. Феодорит: «Богу было угодно соделать слабым основание смерти. Ибо, если бы первый умер Адам, то смерть имела бы опору, первым мертвецом приняв согрешившего. Но поскольку первым приняла она умерщвленного неправедно, то ненадежное имеет [она] основание»[8].

И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4:9). Предание говорит о том, что Адам и Ева спрашивают Каина о брате, а он лжет им, говоря, что того Бог забрал в рай. Когда же Бог призывает Каина к покаянию, то Каин не чувствует своей вины дерзко отвечает Ему. Вот что по этому поводу пишет прп. Ефрем Сирин: «Каин, умертвив брата своего, ложно уверял родителей, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил, что о введении его в рай свидетельствует благоугодность жертвы Авеля, – ибо соблюдение заповеди вводило в рай, как преступление ее изгоняло вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля, тогда является Каину Бог и говорит: «где есть Авель брат твой?» (Быт. 4:9). Бог является ему без гнева, чтобы, если покается, произнесенная его устами молитва загладила грех убийства, совершенный его рукой; а если не покается, то определено ему было тяжкое наказание, какого заслуживало злодеяние. Но Каин вместо покаяния исполняется негодования и Всеведущему, вопросившему его о брате, чтобы привлечь Каина к Себе, отвечает с гневом»[9].

И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4:10-12). Слова «проклят ты от земли» можно перевести как «проклят ты больше земли». Также Каин обрекается на вечное скитание. Традиция LXX предлагает несколько иной перевод. Дословно его смысл можно передать так: «стонущим и дрожащим ты будешь на земле».

И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. (Быт. 4:13 – 15).

Приговор Бога страшит Каина. Как говорит прп. Ефрем Сирин, он тут же начинает «стенать и трястись». К святых отцов это место понимается по-разному. Так, по словам прп. Ефрема Сирина, «Иные говорят, что Каин умолял здесь об избавлении от смерти»[10]. Однако, наказание Господне могло состоять в том, что Каин долгое время не познает смерти. А потому Господь обещает ему, что, кто его убьет, наказание того будет в семь раз больше. «…Другие же утверждают, что умолял он об ускорении смерти, почему Бог и сказал ему: «не тако с тобой будет, как с убийцами после тебя». Убийцы после Каина будут предаваться смерти, как скоро откроют их, но «всяк убивый Каина, седмижды отмстится» (Быт. 4:15). Поскольку он просил себе смерти, чтобы люди не смеялись над его уничижением, то в продолжении семи родов будут видеть его уничижение, и потом уже умрет он»[11]. Иначе говоря, смысл наказания заключался в том, что «позор Каинов продолжался до седьмого рода, тогда как Каин умолял, чтобы смерть избавила его от того позора в первый же день»[12]. Как бы то ни было, такой приговор не просто наказание Каина, но и усилия Бога остановить кровопролития на земле.

И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт. 4:15).

Для того, чтобы никто не тронул Каина, Бог делает ему специальный знак, печать. Он будет говорить о том, что Каина нельзя убивать, а также выступать в роли позорного клейма. Что это был за знак? Блж. Феодорит говорит так: «Само Божие определение было знамением, воспрещающим умертвить его, и сам, трясение членов делало его заметным и явным»[13]. По словам прп. Ефрема, убить Каина могли хотеть потомки Сифа, «которые имели побуждение отомстить ему за кровь дяди своего, Авеля, и которые чуждались Каина и по причине его позора и стенания, а с племенем его не вступали в супружеские союзы, – однако поскольку было на Каине знамение, не осмеливались убить его»[14].

 

Авель погиб по причине:

а) болезни (-)

б) зависти (+)

в) своей греховности (-)

Сифиты и каиниты

При исследовании вопроса о жизни патриархов до Авраама необходимо помнить, что мы имеем дело с т.н. доисторическим периодом жизни человечества. Доисторический период – такой этап истории человечества, о котором не сохранилось прямых письменных или ясных вещественных памятников. А потому высказывать те или иные мнения необходимо с осторожностью.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема (Быт. 4:16).

Что это за земля, однозначно сказать сложно. Были попытки отождествить ее с Китаем или же Индией. Как бы то ни было, само название Нод с еврейского переводится как бегство, изгнание.

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4:17).

Помимо Каина и Авеля у первых людей были еще дети (см. Быт. 5:4). Из числа их Каин и берет себе жену. Каин основывает первый город. Конечно, это не был город в современном смысле этого слова. Речь идет об ограде, которую он построил вокруг поселения. Тем не менее, это было чем-то принципиально новым для той эпохи и ознаменовало собой цивилизационный скачок.

У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха (Быт. 4:18).

И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла] (Быт. 4:19). Ламех – седьмой потомок после Адама в линии Каина. Возможно, число семь не случайно и указывает на полноту порока человеческого рода. По крайней мере, Писания указывает, что именно при Ламехе появляется многоженство.

И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4:23, 24).

В этих стихах мы имеем образец древней поэтической речи. Видимо, речь едет о том, что Ламех убил человека за ничтожную обиду. В этом он хвалится своим женам.

Есть и другие толкования этого места. Так, например, Лопухин предлагает понимать его так: «Ламех утешает своих жен уверением, что с помощью медного и железного орудия, теперь, благодаря изобретению Тувалкаина, находящегося в его руках, он может убить всякого, кто бы осмелился оскорбить его; и если Каину было обещано, что за него отомстится всемеро, то в руках потомства Ламехова теперь есть средство отомстить за себя в семьдесят раз всемеро»[15].

Какое бы толкование ни выбрали, все они сходятся в том, что в этом произведении проявил себя тот дух высокомерия и самонадеянности, которым отличалось все потомство Каина.

Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. (Быт. 4:20-22). Дети Ламеха достигают большого мастерства в земных делах: Иавал первый изобрел палатки и начал вести кочевую жизнь; Иувал изобрел первый музыкальный инструмент; Тувалкаин изобрел обработку металла. Также предание сообщает нам о сестре Тувалкаина, Ноеме. Она отличалось особой красотой, о чем и говорит ее имя, кроме того именно ей приписывается изобретения пения. Другими словами, все упомянутые здесь каиниты внесли огромный вклад в развитие цивилизации и становление человеческой культуры. Почему именно в их роде, но не в роде благочестивых сифитов? Видимо, потому, что все свое внимание каиниты сосредоточили на этом мире, на видимом и чувственном и на изобретении средств его подчинения себе. То есть всю свою энергию бросили на то, чтобы вернуть себе первозданное блаженное состояние и комфорт, но уже своими силами.

И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4:25).

Помимо рода Каина Писание упоминает о потомках другого сына Адама Сифа. Его род упоминается по той причине, что является духовным антиподом роду каинитов, то есть родом праведников, а также потому, что именно из него предстояло родиться Спасителю.

У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26)

Возможно, именно при сыне Сифа Еносе начали совершать богослужение («начали призывать имя Господа»), то есть появляется религиозный ритуал во всей его полноте (не только в форме жертвоприношений). О РИТУАЛЕ Важной составляющей этого ритуала становится призывание имени Яхве, а потому потомки Сифа стали называться «сынами Яхве».

Представители рода Сифова также перечисляется бытописателем (см. Быт. 5:3-32). Однако в отличие от повествования о потомках Каина, здесь нет упоминания о каких бы то ни было великих свершениях с точки зрения развития культуры и цивилизации. Это можно понимать как тот факт, что все свои упования сифиты возлагали на Бога, и единственной целью их существования было общение с Творцом.

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5:24). Седьмым от Адама по линии Сифа является Енох. О нем сказано, что он «ходил перед Богом». Слово «ходил» можно перевести как «непрерывно общался» с Богом. Он является антиподом Ламеху, который также был седьмой от Адама, но по линии Каина. Подобно Ламеху он являет нам собой кульминацию тех настроений, которые царят в его роде. Однако если Ламех – кульминация порочности и греха, то Енох – наоборот, кульминация праведности. Ламех убивает человека, Енох возносится на небо с душою и телом (ср. Евр. 11:5).

 

Сифиты и каиниты это:

а) два враждующих клана (-)

б) единственные, кто выжил после изгнания Адама и Евы из рая (-)

в) потомки Адама и Евы (+)

 

Литература

 

1) Толковая Библия под ред. Лопухина А.П. (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblia).

2) Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija).

3) Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very).

4) Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01).

5) Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija).

6) Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004.

7) Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012.


 

Тест №9

 

 

1. Имя Каин происходит от глагола, который означает:

А) «приобретать» (+)

Б) «заимствовать» (-)

В) «ненавидеть» (-)

Г) «трудиться» (-)

 

2. Авель был:

а) виноделом (-)

б) садоводом (-)

в) рыбаком (-)

г) пастухом (+)

 

3. Имя Авель означает:

а) грех (-)

б) скорбь (-)

в) тщета (+)

г) гнев (-)

 

4. Земля Нод находилась на:

А) востоке от Эдема (+)

Б) юге от рая (-)

В) западе от Иерусалима (-)

Г) севере от Египта (-)

 

5. Седьмой от Адама по линии Сифа был:

а) Ной (-)

б) Каинан (-)

в) Енох (+)

г) Мафусал (-)

 

6. Ламех – потомок:

а) Сифа (-)

б) Ноя (-)

в) Каина (+)

г) Иувала (-)

 

7. Сестру Тувалкаина звали:

а) Ада (-)

б) Цилла (-)

в) Ноема (+)

г) Ева (-)

 

 


[1] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 143.

[2] Там же. С. 144.

[3] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=4).

[4] Иероним Стридонский, блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия. М., 2009. С. 51.

[5] Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_40).

[6] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=4).

[7] Там же.

[8] Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия (http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_42).

[9] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=4).

[10] Там же.

[11] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=4).

[12] Там же.

[13] Феодорит Киррский, блж. Толкование на книгу Бытия (http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_42).

[14] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=4).

[15] Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblia).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Тема: Технология социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями | Внедрение систем контроля топлива FMS


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных